человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен.
Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а
затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) -
побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и
бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и
направления поведения.
Вопрос 26. Фил. проблемы бытия. Осн формы бытия.
Учение о быт. - онтология - одна из центр. проблем ф. Б. - всеохватывающая
реальность, предельно общ. понятие о существовании. 1 аспект проблемы Б. -
ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как
долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,
организмы, люди, их жизнед-сть?” 2 аспект связан с вопр. о единстве мира:
мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, ч-к,
мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство
бесконечного, непреходящего мира. 3 аспект связ. с тем, что мир в целом и
все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-
я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. осн.
формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б.
вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов,
произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и
специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух.
и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на
индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение
той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.
Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным
основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы,
состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в
этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и
первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с
его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
Вопрос 27. Понятие материи. Осн. формы и св-ва материи.
М введена в ф. для обознач. объективн. реальности. Материя — это объективн.
реальность, сущ. независимо от человеч. сознания и отображаемая им. На пути
своего формирования понятие М прошло несколько этапов; на 1 этапе М
отождествлялась с природн. стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев,
воздух — у Анаксимандра и т.д.); на 2 этапе М отождествл. с атомами,
веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах); на 3 — с объективн.
реальностью (Ленин). В фил. понимании категории М можно выделить и 4 этап,
где эта категория предстает как совокупность мн. атрибутов и (в опр. мере)
в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое
субстанциально-аксиологич. представление о М, к. берет свое начало в сер.
нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали
различные модели М. Наиболее известными из них являются: • атомистич.
модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • веществ. модель (Гольбах).
Понятие «М», отражая предельно общие свойства объективн. мира, явл.
абстракцией. Не сущ. материя вообще, как не существует ч-к вообще, стол
вообще. Но кат. «материя» имеет под собой объективн. Основан.:
существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли
человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и
бесконечна. Движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный
случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не
существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние
когда-нибудь обязательно нарушается. Движ. сущ. в различн. формах, кот.
кроме общ. св-в имеют и весьма сущ. кач. отличия. Можно выделить 4 осн. ф-
мы движ. М, неразрывно связан. между собой: 1) ФИЗ. Простое мех.
перемещение, изменение местополож. обьектов, движение элементарн. частиц
внутриатомн. и ядерн.процессы, молекулярн. или тепл. движ электромагнитн. и
опт. процессы 2)ХИМ. Неорганич. Хим. р-ции, приводящие к образованию орг. в-
в, гео. процессы 3)БИОЛОГ. Различные биологич. процессы, явл. и состояния:
обмен в-в, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост,
подвижность 4)СОЦ. Мат. и дух. жизнь индивида и социума во всех ее
многообр. проявл. Особым видом движения, изменения является развитие.
Развитие — это такое кол.-кач. изменение объекта или его состояния, кот. х-
ся направленностью, опр. закономерностями и необратимостью.
Вопрос 28. Диалектическая связь движения, пространства и времени.
Пр. и вр. Обусловл. мат. как ф-ма своим содержанием, и потому каждый
уровень движения мат. обладает своей пространственно-временной структурой.
Мат. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в
пространстве, в своих структурных проявлениях..Общие св-ва П. и В.:
объективность и независимость от сознания ч-ка; абсолютность как атрибутов
материи; неразрывная связь друг с другом и с движением мат.; зависимость от
структурных отношений и процессов развития в материальн.системах; единство
прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств.
бесконечность. Различают метрич. (т.е. связанные с измерениями) и
топологич. (напр., связность, симметрия пространства и непрерывность,
одномерность, необратимость времени) свойства П. и В. Топологич. хар-ки
описывают: а) прерывность и непрерывность, б) размерность, в) связность, г)
ориентируемость. Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и
бесконечность, в) изотропность, г) гомогенность. Общиe св-ва пространства:
протяженность, означающ. рядоположенность и сосуществование разл. элементов
(точек, отрезков, объемов и т.п.), возможность прибавления к каждому
данному элементу нек-рого след. элемента либо возможность уменьшения числа
элемент.; связность и непрерывность; трехмерность. Диалектический
материализм признает не просто внешн. связь в. и п. с движущейся материей,
а считает, что движ. является сущностью в.и п. и что, следовательно,
материя и движение, в. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила
подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об
объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг
от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от
материи и движения, Согласно диалектическому материализму, человеческое
познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное
представление об объективно-реальном в. и п.
Вопрос29. Сознание как высшая ф-ма отражения. Структура сознания.
Самые первые представления о С. возникли в древности. Идеализм – С
первично. Дуализм – С. и мат. независимы друг от друга. Материализм – мат.
первична.С - это высшая, свойств. только ч-ку и связанная с речью ф-ция
мозга, заключающ. в обобщ. и целенаправл. отражении действительности. С
структурно организованно, представл. систему элементов, находящихся между
собой в закономерных отношениях. В структуре С наиболее отчетливо
выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е.
отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает
прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные
уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и
рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление
образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты
сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.
Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов
находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события
вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая
сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,
настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).
Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается
познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной
сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако
сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их
интегральное сложно-структуированное целое.
Вопрос 32. Познание. Субъект и объект.
В науке различают эмпирич.и теор. уровни П. Для эмпирич. П характерна
фактофиксирующая деятельность. Теор. П - это сущностное познание,
осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Важнейш. методы
научного П: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс
научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к
более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более
соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования
и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств.
иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в
свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе
эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик
иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке
наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем
выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания
определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант,
Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма
(Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-
стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,
определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания.
Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн.
отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.
Вопрос 33. Чувственное познание
Ч П явл начальным этапом познания. 1. в истор плане: разделение физ и
умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн
поздний этап истории. 2 такая деят. является начальной в том смысле, что на
ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др
формы познав деятельности не могут сущ.Ощущения может рассм как простейший
и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения
“информ способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух,
вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так
как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания.
Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует
воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.В ощущ.
начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот
практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и
фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально
включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма.
Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в
процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность
оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.
Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.
Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,
запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,
превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря
восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной
форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно
благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество
субъективного образа объект мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5