Рефераты. Экзаменационные билеты по философии






человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен.

Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а

затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) -

побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и

бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и

направления поведения.

Вопрос 26. Фил. проблемы бытия. Осн формы бытия.

Учение о быт. - онтология - одна из центр. проблем ф. Б. - всеохватывающая

реальность, предельно общ. понятие о существовании. 1 аспект проблемы Б. -

ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как

долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” 2 аспект связан с вопр. о единстве мира:

мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, ч-к,

мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство

бесконечного, непреходящего мира. 3 аспект связ. с тем, что мир в целом и

все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-

я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. осн.

формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б.

вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов,

произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и

специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух.

и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на

индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение

той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.

Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным

основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы,

состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в

этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и

первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с

его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Вопрос 27. Понятие материи. Осн. формы и св-ва материи.

М введена в ф. для обознач. объективн. реальности. Материя — это объективн.

реальность, сущ. независимо от человеч. сознания и отображаемая им. На пути

своего формирования понятие М прошло несколько этапов; на 1 этапе М

отождествлялась с природн. стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев,

воздух — у Анаксимандра и т.д.); на 2 этапе М отождествл. с атомами,

веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах); на 3 — с объективн.

реальностью (Ленин). В фил. понимании категории М можно выделить и 4 этап,

где эта категория предстает как совокупность мн. атрибутов и (в опр. мере)

в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое

субстанциально-аксиологич. представление о М, к. берет свое начало в сер.

нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали

различные модели М. Наиболее известными из них являются: • атомистич.

модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • веществ. модель (Гольбах).

Понятие «М», отражая предельно общие свойства объективн. мира, явл.

абстракцией. Не сущ. материя вообще, как не существует ч-к вообще, стол

вообще. Но кат. «материя» имеет под собой объективн. Основан.:

существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли

человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и

бесконечна. Движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный

случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не

существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние

когда-нибудь обязательно нарушается. Движ. сущ. в различн. формах, кот.

кроме общ. св-в имеют и весьма сущ. кач. отличия. Можно выделить 4 осн. ф-

мы движ. М, неразрывно связан. между собой: 1) ФИЗ. Простое мех.

перемещение, изменение местополож. обьектов, движение элементарн. частиц

внутриатомн. и ядерн.процессы, молекулярн. или тепл. движ электромагнитн. и

опт. процессы 2)ХИМ. Неорганич. Хим. р-ции, приводящие к образованию орг. в-

в, гео. процессы 3)БИОЛОГ. Различные биологич. процессы, явл. и состояния:

обмен в-в, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост,

подвижность 4)СОЦ. Мат. и дух. жизнь индивида и социума во всех ее

многообр. проявл. Особым видом движения, изменения является развитие.

Развитие — это такое кол.-кач. изменение объекта или его состояния, кот. х-

ся направленностью, опр. закономерностями и необратимостью.

Вопрос 28. Диалектическая связь движения, пространства и времени.

Пр. и вр. Обусловл. мат. как ф-ма своим содержанием, и потому каждый

уровень движения мат. обладает своей пространственно-временной структурой.

Мат. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в

пространстве, в своих структурных проявлениях..Общие св-ва П. и В.:

объективность и независимость от сознания ч-ка; абсолютность как атрибутов

материи; неразрывная связь друг с другом и с движением мат.; зависимость от

структурных отношений и процессов развития в материальн.системах; единство

прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств.

бесконечность. Различают метрич. (т.е. связанные с измерениями) и

топологич. (напр., связность, симметрия пространства и непрерывность,

одномерность, необратимость времени) свойства П. и В. Топологич. хар-ки

описывают: а) прерывность и непрерывность, б) размерность, в) связность, г)

ориентируемость. Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и

бесконечность, в) изотропность, г) гомогенность. Общиe св-ва пространства:

протяженность, означающ. рядоположенность и сосуществование разл. элементов

(точек, отрезков, объемов и т.п.), возможность прибавления к каждому

данному элементу нек-рого след. элемента либо возможность уменьшения числа

элемент.; связность и непрерывность; трехмерность. Диалектический

материализм признает не просто внешн. связь в. и п. с движущейся материей,

а считает, что движ. является сущностью в.и п. и что, следовательно,

материя и движение, в. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила

подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об

объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг

от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от

материи и движения, Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

Вопрос29. Сознание как высшая ф-ма отражения. Структура сознания.

Самые первые представления о С. возникли в древности. Идеализм – С

первично. Дуализм – С. и мат. независимы друг от друга. Материализм – мат.

первична.С - это высшая, свойств. только ч-ку и связанная с речью ф-ция

мозга, заключающ. в обобщ. и целенаправл. отражении действительности. С

структурно организованно, представл. систему элементов, находящихся между

собой в закономерных отношениях. В структуре С наиболее отчетливо

выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е.

отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает

прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные

уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,

философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и

рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление

образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты

сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.

Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события

вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая

сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,

настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).

Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается

познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной

сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако

сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

интегральное сложно-структуированное целое.

Вопрос 32. Познание. Субъект и объект.

В науке различают эмпирич.и теор. уровни П. Для эмпирич. П характерна

фактофиксирующая деятельность. Теор. П - это сущностное познание,

осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Важнейш. методы

научного П: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс

научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к

более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более

соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования

и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств.

иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в

свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе

эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик

иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке

наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем

выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания

определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант,

Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма

(Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-

стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,

определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания.

Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн.

отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.

Вопрос 33. Чувственное познание

Ч П явл начальным этапом познания. 1. в истор плане: разделение физ и

умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн

поздний этап истории. 2 такая деят. является начальной в том смысле, что на

ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др

формы познав деятельности не могут сущ.Ощущения может рассм как простейший

и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения

“информ способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух,

вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так

как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания.

Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует

воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.В ощущ.

начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот

практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и

фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально

включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма.

Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в

процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность

оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.

Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,

запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,

превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря

восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной

форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно

благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество

субъективного образа объект мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.