психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теоретич.
познании Д. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании
сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. Д. отождествлял
материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно
воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не
существуют. Выводы: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна,
не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качеств. разнообразие прир.
явл.: 1) к материи и 2) к ее движению. В познании главную роль играет
разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может
быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел
дедукции. Исходные положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, за
аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и
отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому
непосредственное очевидные исходные положения, или интуиции, имеют
преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.
Вопрос 13. Т. Гоббс и Д. Локк о гос-ве и естеств. правах ч-ка. . Д.Л. 1632-
1704
Т.Г. 1588-1679. "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О
гражданине". Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже
единственным источником знаний(Гоббс, Локк). Локк: с самого начала мы имеем
на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания.
Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную
реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее
комбинирование разнообр ощущ дает ч-ку восприятие предмета в целом.
(комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к
возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм,
ч-к закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ
в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия,
представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно
примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь
надстраивается над рез и формами чувств познания. В его трудах – «Мысли о
воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые
педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое
знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у
человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк
видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в
целесообразности социальной детерминации школьного образования.
Вопрос 14. Осн. идеи философии Просвещения 18в.
Пр. х-ся верой в человеч. разум. Разум призван обеспечить прогресс ч-ва .
Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита
научного и технического знания. Защита естественных прав человека и
гражданина. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи
П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало:
механика. Ее строгие математич. законы попытались обобощить до уровня
природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни.
Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место -
рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует
человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" -
главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство
(ликбез); 6) механистический мат-зм
Вопрос 15. Этическое учение И. Канта.
1724-1804.Фил. развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период (до начала
70-х г.) пытался решать фил. проблему - о бытии, ф. природы, религии,
этики, логики исходя из убеждения, что ф. может быть разработана и
обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается
строго отделить явл. от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте.
Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в
себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой
разума”. Это учение огранич. разум, поскольку оно отказ. ему в познании
сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался 1 выяснить источн.
различн. вида знаний – научн. и фил., выяснить на чем основывается
достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления.
Учение “Критика философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в
“Критика чистого разума” . Начинается с того, что “вещи в себе”
воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно
материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что
ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни
понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о “вещах в себе”.
Достоверное знание сущ. - это м-ка и естествознание. Истины этих наук
всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вас, а только о св-вах
вещей к кот. приложимы ф-мы нашего сознания: ощущения, понятия.
Вопрос 16. Объективный идеализм Г. Гегеля
1770-1831. Заслуга- впервые представил весь природный, ист. и дух. мир в
виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и
развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития.
Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в систематич. ф-е изложено
диалектич. миропонимание и соответствующий ему диалектический метод
исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку, обобщающую всю ист.
познания и исследующую наиболее общ. закономерности развития объективной
действительности. Подвергнув глубокой и основат. критике метафизич. метод,
Г. сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и
количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.
Количество безразлично к Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе всей
причины вовне. Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух
(уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является
в этих 3 ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные
эпохи: восточную, античную и германскую. Тождество бытия и мышления -
исходный пункт учения Гегеля. Деятельн. абсолют. идеи заключ. в мышлении.
Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа
: пребывание самопознавающ. абсолют. идеи в ее собств. лоне, в стихии чист.
мышления; развитие идеи в ф-ме инобытия в виде явл. природы. На последн.
этапе абсолют. идея возвращается к самой себе и постигает себя в ф-ме
человеч. сознания и самосознания. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей
развития. Он считал, что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот.
оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не по замкнутому
кругу, а от низших форм к высшим.
Вопрос 17. Антропологический материализм Фейербаха
1804 – 1872. Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистич. ф-
ии. Ф. – воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно порывает с
идеализмом. Выходит гл. труд - ”Сущность христ.”. Затем он публикует
“Предварительные тезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование
мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу,
что вопрос об отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека,
ибо мыслит лишь ч-к. Неразрывная связь мышления с материальн. процессами в
человеч. организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от
природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии,
физиологической деятельности. Новая ф. превращает ч-ка в единственный,
универсальный и высший предмет ф-ии, превращая антропологию, в том числе и
физиологию, в универсальную науку. Ф. сводит сверхестественное к
естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его
антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, все в ней
находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение о
неразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество,
магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я не
разумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.
Вопрос 18. Формирование и осн. проблемы философии марксизма.
1818-1883.Общая фил. позиция – последовательно проведенный материализм:
идеальное – это материальное, перенесенное в голову и преобразованое в ней.
Так развивать материализм можно, только пользуясь диалектическим метожом –
методом отыскания объективных противоречий в действительности (путем
восхождения от абстрактного к конкретному, обнаружения превращенных форм
деятельности, обращения метода) и их разрешения в практике: «Все мистерии,
кот. уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в
человеч. практике и в понимании этой практики. Стадия в развитии общ.
практики опр. способ производства, ф-ма кот. – производств. отн.- это соц.
материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом общ-ве имеет место
отчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего проистекает
взаимоотчуждение индивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном произ-ве,
составл. эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной стоимости.
Объяснение природы прибавочной стоимости наряду с открытием материалистич.
понимания истрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа
преобразования общ-ва с целью избавления человечества от эксплуатации и
взаимоотчуждения предполагает пролетарскую революцию, диктатуру
пролетариата в перех. период от капитализма к коммунизму и установление
коммунизма – соц. строя с общ. собственностью и осуществлением принципа «от
каждого по способностям, каждому – по потребностям».
Вопрос 19. Значение классич. нем. ф-ии для развития европ. мысли.
В к.17 - н. 19 вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5