Рефераты. Экзаменационные билеты по философии






психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теоретич.

познании Д. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании

сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. Д. отождествлял

материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно

воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не

существуют. Выводы: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна,

не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качеств. разнообразие прир.

явл.: 1) к материи и 2) к ее движению. В познании главную роль играет

разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может

быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел

дедукции. Исходные положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, за

аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и

отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому

непосредственное очевидные исходные положения, или интуиции, имеют

преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.

Вопрос 13. Т. Гоббс и Д. Локк о гос-ве и естеств. правах ч-ка. . Д.Л. 1632-

1704

Т.Г. 1588-1679. "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О

гражданине". Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже

единственным источником знаний(Гоббс, Локк). Локк: с самого начала мы имеем

на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания.

Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную

реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее

комбинирование разнообр ощущ дает ч-ку восприятие предмета в целом.

(комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к

возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм,

ч-к закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ

в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия,

представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно

примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь

надстраивается над рез и формами чувств познания. В его трудах – «Мысли о

воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые

педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое

знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у

человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк

видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в

целесообразности социальной детерминации школьного образования.

Вопрос 14. Осн. идеи философии Просвещения 18в.

Пр. х-ся верой в человеч. разум. Разум призван обеспечить прогресс ч-ва .

Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита

научного и технического знания. Защита естественных прав человека и

гражданина. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи

П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало:

механика. Ее строгие математич. законы попытались обобощить до уровня

природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни.

Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место -

рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует

человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" -

главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство

(ликбез); 6) механистический мат-зм

Вопрос 15. Этическое учение И. Канта.

1724-1804.Фил. развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период (до начала

70-х г.) пытался решать фил. проблему - о бытии, ф. природы, религии,

этики, логики исходя из убеждения, что ф. может быть разработана и

обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается

строго отделить явл. от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте.

Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в

себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой

разума”. Это учение огранич. разум, поскольку оно отказ. ему в познании

сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался 1 выяснить источн.

различн. вида знаний – научн. и фил., выяснить на чем основывается

достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления.

Учение “Критика философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в

“Критика чистого разума” . Начинается с того, что “вещи в себе”

воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно

материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что

ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни

понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о “вещах в себе”.

Достоверное знание сущ. - это м-ка и естествознание. Истины этих наук

всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вас, а только о св-вах

вещей к кот. приложимы ф-мы нашего сознания: ощущения, понятия.

Вопрос 16. Объективный идеализм Г. Гегеля

1770-1831. Заслуга- впервые представил весь природный, ист. и дух. мир в

виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и

развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития.

Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в систематич. ф-е изложено

диалектич. миропонимание и соответствующий ему диалектический метод

исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку, обобщающую всю ист.

познания и исследующую наиболее общ. закономерности развития объективной

действительности. Подвергнув глубокой и основат. критике метафизич. метод,

Г. сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и

количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.

Количество безразлично к Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе всей

причины вовне. Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух

(уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является

в этих 3 ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные

эпохи: восточную, античную и германскую. Тождество бытия и мышления -

исходный пункт учения Гегеля. Деятельн. абсолют. идеи заключ. в мышлении.

Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа

: пребывание самопознавающ. абсолют. идеи в ее собств. лоне, в стихии чист.

мышления; развитие идеи в ф-ме инобытия в виде явл. природы. На последн.

этапе абсолют. идея возвращается к самой себе и постигает себя в ф-ме

человеч. сознания и самосознания. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей

развития. Он считал, что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот.

оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не по замкнутому

кругу, а от низших форм к высшим.

Вопрос 17. Антропологический материализм Фейербаха

1804 – 1872. Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистич. ф-

ии. Ф. – воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно порывает с

идеализмом. Выходит гл. труд - ”Сущность христ.”. Затем он публикует

“Предварительные тезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование

мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу,

что вопрос об отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека,

ибо мыслит лишь ч-к. Неразрывная связь мышления с материальн. процессами в

человеч. организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от

природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии,

физиологической деятельности. Новая ф. превращает ч-ка в единственный,

универсальный и высший предмет ф-ии, превращая антропологию, в том числе и

физиологию, в универсальную науку. Ф. сводит сверхестественное к

естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его

антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, все в ней

находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение о

неразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество,

магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я не

разумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.

Вопрос 18. Формирование и осн. проблемы философии марксизма.

1818-1883.Общая фил. позиция – последовательно проведенный материализм:

идеальное – это материальное, перенесенное в голову и преобразованое в ней.

Так развивать материализм можно, только пользуясь диалектическим метожом –

методом отыскания объективных противоречий в действительности (путем

восхождения от абстрактного к конкретному, обнаружения превращенных форм

деятельности, обращения метода) и их разрешения в практике: «Все мистерии,

кот. уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в

человеч. практике и в понимании этой практики. Стадия в развитии общ.

практики опр. способ производства, ф-ма кот. – производств. отн.- это соц.

материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом общ-ве имеет место

отчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего проистекает

взаимоотчуждение индивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном произ-ве,

составл. эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной стоимости.

Объяснение природы прибавочной стоимости наряду с открытием материалистич.

понимания истрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа

преобразования общ-ва с целью избавления человечества от эксплуатации и

взаимоотчуждения предполагает пролетарскую революцию, диктатуру

пролетариата в перех. период от капитализма к коммунизму и установление

коммунизма – соц. строя с общ. собственностью и осуществлением принципа «от

каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Вопрос 19. Значение классич. нем. ф-ии для развития европ. мысли.

В к.17 - н. 19 вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.