Рефераты. Экзаменационные билеты по философии






ция предшествовала политич. перевороту. Важную роль в формировании НКФ

сыграли достижения естествознания и обществ. наук: стали развиваться физ. и

хим., продвинулось вперед изучение орг. природы. Открытия в обл. м-и,

позволившие понять процессы в их точном количествен. выражении, учение

Ламарка об обусловленности развития организма окр. средой, астрономич.,

геологич., эмбриологич. теории, а также теории развития человеч. общ-ва —

все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на 1 план идею развития

как теорию и метод познания действительности Кант -основоположник нем.

классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечн.

системы из гигантской газ. Туманности. Субъективный идеалист. Гегель -

все, что существует, существует в мышлении. В основе мира -

абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три

этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему

категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает

природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах -

материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал,

что идеализм является теоретической основой религии. Критически

оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию

отражения.

Вопрос 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в рус.

ф-ии

Западн -направление рус. антифеодальн. общ. мысли 40-х гг. 19 в.,

противостоявшее славянофилам. Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер.

Также Белинский, Тургенев.Термины «З-ки», «з-во» родились в идейной

полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Евр. или искать

«самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац.

характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой

постановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразованиях России. 3.

связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С. отстаивали

близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируя порядки, сущ. в

допетровской России (мнимая гармония власти и народа,общинность как принцип

народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован. самобытн. пути ист.

развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр.. Самобытность

России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы в рус.

поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe же

особенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных,

симпатии к которым были одной из причин названия самого направления данного

им западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреевский , Аксаков. С.

считали необходимым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва

ж/д и примен. машин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с

предоставлением крест. общинам земельн. наделов за выкуп. С. добивались

устранения цензурного гнёта, установления гласн. суда с участием в нём

выборных представителей населения, отмены телесных наказаний и смертной

казни.

Вопрос 21. Практически-нравственная ориентация рус. ф-ии.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой ф.. Однако специф Р

ф. во многом складывалась под влиянием соц. культурн. процессов,

происходивших на Руси. Христ-ция Р. сыграла огромную роль в становлении

рус. фил мысли.

Вопрос 22. Космизм.

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В русск. космизме

- 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,

Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:

-связь чел. сознания (души) и космоса, -место разума во Вселенной,

-множество разумных миров и единство всех слоев бытия, -целостность

восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров.

Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. пониман. ч-

ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное,

обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен

осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен,

т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит.

процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш.

Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ

прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно

продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею

активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум

ч-ка. Вернадский считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл.

отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип

цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн.

системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к.

ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к.

б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум,

эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели

космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.

Вопрос 23.Фрейдизм

1856 – 1939. Ф., бессознательное. Открытие бессозн., исследование его

структуры, влияния на индивидуальн. и общ. жизнь было гл. заслугой Фр.

Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается

бессознательное наружу в гипнотических состояниях, снах, в к-либо фактах

нашего поведения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой

взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн..

Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч.

психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат.

Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно» –

глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа

деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и

«внешним миром». «Сверх - Я» внутриличностная совесть, которая возникает

как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у

ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в человеке. Глубинный

слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе

природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего

удовольствия. В качестве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел.

Деятельность человека обусловлена наличием как биол., так и соц. влечений,

где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и

инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей

индивид сталкивается с внешней реальностью, кот. противостоит в виде «Оно»,

в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознат. влечения и направить

их в русло соц. одобренного поведения при помощи «сверх - Я».

Вопрос 24. Осн. черты экзистенциализма

Э.– Ф. существования. Иррационалистич. Ясперс,Марсель, Сартр, Камю, В Герм

Э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов

волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о

смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личн. ответственности.

Исходный пункт ф. Э. – изолиров., одинокий индивид, все интересы кот.

сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном

существовании. Экзист. проблемы - это такие пробл, кот. возникают из самого

факта сущ ч-ка. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его

движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие. Они утверждают, что

понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен.

Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных,

иррациональных путей для проникновения в него. Э - это фил, единственный

предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Способ бытия –

страх перед смертью.

Свобода. Ч-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он

себя сделает. Свобода - своб вне общества. Это внутр состояние,

настроенность, переживание индивида. Личность и общество Общ.- всеобщая

безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его

бытие., навязыв личности трафаретные вкусы.Экзистенция –способ бытия

человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеч.

“Я”.Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может

объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде

внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного

рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их

теоретич.

Вопрос 25. Проблема смысла жизни и ч-ка

Смерть – естеств. конец всего живого. Жизнь - форма существов. материи,

возникающая при опр. усл. в момент ее образования. От всех других живых

существ ч-к отличается более всего тем, что на протяжении всей своей

индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, ист.; в

этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное сущ-во. Ч-ек не

удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе

причины творч. деятельности, не заключ. в непосредственных ее мотивах.

Поэтому призвание, задача каждого ч-ка - всесторонне развивать все свои

способности и по мере возможностей вносить свой личн. вклад в ист., в

прогресс общ-ва, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной

личности, кот. она реализует через общество, но таков же и смысл жизни

общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда

больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Миссия

человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная.

Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Ср/в Ф. -

теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.