ция предшествовала политич. перевороту. Важную роль в формировании НКФ
сыграли достижения естествознания и обществ. наук: стали развиваться физ. и
хим., продвинулось вперед изучение орг. природы. Открытия в обл. м-и,
позволившие понять процессы в их точном количествен. выражении, учение
Ламарка об обусловленности развития организма окр. средой, астрономич.,
геологич., эмбриологич. теории, а также теории развития человеч. общ-ва —
все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на 1 план идею развития
как теорию и метод познания действительности Кант -основоположник нем.
классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечн.
системы из гигантской газ. Туманности. Субъективный идеалист. Гегель -
все, что существует, существует в мышлении. В основе мира -
абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три
этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему
категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает
природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах -
материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал,
что идеализм является теоретической основой религии. Критически
оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию
отражения.
Вопрос 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в рус.
ф-ии
Западн -направление рус. антифеодальн. общ. мысли 40-х гг. 19 в.,
противостоявшее славянофилам. Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер.
Также Белинский, Тургенев.Термины «З-ки», «з-во» родились в идейной
полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Евр. или искать
«самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац.
характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой
постановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразованиях России. 3.
связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С. отстаивали
близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируя порядки, сущ. в
допетровской России (мнимая гармония власти и народа,общинность как принцип
народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован. самобытн. пути ист.
развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр.. Самобытность
России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы в рус.
поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe же
особенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных,
симпатии к которым были одной из причин названия самого направления данного
им западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреевский , Аксаков. С.
считали необходимым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва
ж/д и примен. машин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с
предоставлением крест. общинам земельн. наделов за выкуп. С. добивались
устранения цензурного гнёта, установления гласн. суда с участием в нём
выборных представителей населения, отмены телесных наказаний и смертной
казни.
Вопрос 21. Практически-нравственная ориентация рус. ф-ии.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой ф.. Однако специф Р
ф. во многом складывалась под влиянием соц. культурн. процессов,
происходивших на Руси. Христ-ция Р. сыграла огромную роль в становлении
рус. фил мысли.
Вопрос 22. Космизм.
Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В русск. космизме
- 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,
Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:
-связь чел. сознания (души) и космоса, -место разума во Вселенной,
-множество разумных миров и единство всех слоев бытия, -целостность
восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров.
Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. пониман. ч-
ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное,
обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен
осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен,
т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит.
процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш.
Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ
прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно
продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею
активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум
ч-ка. Вернадский считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл.
отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип
цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн.
системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к.
ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к.
б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум,
эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели
космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.
Вопрос 23.Фрейдизм
1856 – 1939. Ф., бессознательное. Открытие бессозн., исследование его
структуры, влияния на индивидуальн. и общ. жизнь было гл. заслугой Фр.
Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается
бессознательное наружу в гипнотических состояниях, снах, в к-либо фактах
нашего поведения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой
взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн..
Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч.
психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат.
Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно» –
глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа
деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и
«внешним миром». «Сверх - Я» внутриличностная совесть, которая возникает
как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у
ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в человеке. Глубинный
слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе
природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего
удовольствия. В качестве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел.
Деятельность человека обусловлена наличием как биол., так и соц. влечений,
где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и
инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей
индивид сталкивается с внешней реальностью, кот. противостоит в виде «Оно»,
в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознат. влечения и направить
их в русло соц. одобренного поведения при помощи «сверх - Я».
Вопрос 24. Осн. черты экзистенциализма
Э.– Ф. существования. Иррационалистич. Ясперс,Марсель, Сартр, Камю, В Герм
Э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов
волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о
смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личн. ответственности.
Исходный пункт ф. Э. – изолиров., одинокий индивид, все интересы кот.
сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном
существовании. Экзист. проблемы - это такие пробл, кот. возникают из самого
факта сущ ч-ка. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его
движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие. Они утверждают, что
понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен.
Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных,
иррациональных путей для проникновения в него. Э - это фил, единственный
предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Способ бытия –
страх перед смертью.
Свобода. Ч-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он
себя сделает. Свобода - своб вне общества. Это внутр состояние,
настроенность, переживание индивида. Личность и общество Общ.- всеобщая
безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его
бытие., навязыв личности трафаретные вкусы.Экзистенция –способ бытия
человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеч.
“Я”.Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может
объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде
внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного
рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их
теоретич.
Вопрос 25. Проблема смысла жизни и ч-ка
Смерть – естеств. конец всего живого. Жизнь - форма существов. материи,
возникающая при опр. усл. в момент ее образования. От всех других живых
существ ч-к отличается более всего тем, что на протяжении всей своей
индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, ист.; в
этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное сущ-во. Ч-ек не
удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе
причины творч. деятельности, не заключ. в непосредственных ее мотивах.
Поэтому призвание, задача каждого ч-ка - всесторонне развивать все свои
способности и по мере возможностей вносить свой личн. вклад в ист., в
прогресс общ-ва, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной
личности, кот. она реализует через общество, но таков же и смысл жизни
общества и человечества в целом.
Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда
больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Миссия
человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная.
Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Ср/в Ф. -
теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5