Рефераты. Духовная сфера жизни






являющаяся также непосредственным отражением повседневной жизни людей, их

условий, интересов, деятельности в форме чувств, мыслей, представлений,

настроений, иллюзий, взглядов, традиций, обычаев и т. д. Содержание

общественной психологии многообразно: в нем различают чувственную сторону

(эмоции, настроения, сложные чувства) и рациональную (идеи, представления,

взгляды), а также привычки, обычаи, традиции, устойчивые вкусы и другие

социально-психологические образования. Однако в отличие от обыденного

сознания ведущей стороной в ней является чувственная сторона. Общественную

психологию создает, творит все общество, у нее нет отдельного от масс

носителя. В классовом обществе она приобретает классовый характер, ее

творит весь класс. Маркс отмечал: «Над различными формами собственности,

над социальными условиями существования возвышается целая надстройка

различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений.

Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и

соответствующих общественных отношений». Общественная психология направлена

непосредственно на практическую деятельность и в ней прежде всего

реализуется. Ее основная функция — стимулирование деятельности, воплощение

чувств, идей в реальные отношения, поведение людей. Не имея иного кроме

самих масс носителя и создателя, общественная психология выступает как

массовое сознание, как продукт социальных условий жизни общества, класса,

группы и их побудительная сила. Статус общественной психологии как науки

пока еще точно не определен.

С обыденным сознанием тесно связано общественное мнение, т. е.

состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или

явное) к событиям и фактам действительности, к деятельности партий и

социальных групп, общественных организаций, отдельных личностей и т. д. и

их оценку. Оно действует практически во всех сферах общественной жизни, его

объектом могут быть объективные и субъективные явления, вызывающие

общественный интерес. В качестве источников формирования общественного

мнения могут выступать различного рода информация, поставляемая средствами

массовой коммуникации, научные знания, индивидуальный и групповой опыт,

слухи, молва и т. д. В силу этого оно может быть в различной степени

истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. Взятое в целом общественное

мнение представляет собой сложное переплетение истины и заблуждения. В

развитом обществе привычными каналами и формами выражения общественного

мнения являются референдумы, конференции, совещания, прямое участие масс в

законодательных и исполнительных органах, манифестации и т. д. В таком

обществе его роль в общественной жизни резко возрастает: усложняются

функции, расширяется сфера деятельности, увеличивается степень глубины и

компетентности его субъекта.

Второй уровень общественного сознания — теоретическое сознание,

отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в

нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного

сознания оно отличается большей сложностью в силу проникновения в сущность

общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем

теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый

смысл, но идет дальше и глубже его. Взаимосвязь теоретического сознания и

здравого смысла; двусторонняя: с одной стороны, под влиянием развития НТП

обыденная жизнь наполняется научным знанием, и здравый смысл, вбирая в себя

то, что было ранее лишь достоянием науки, обогащается; с другой стороны,

здравый смысл в известной мере контролирует науку, поскольку последняя,

имея дело с абстракциями, может: терять чувство реальности, отрываться от

действительности. Так, в течение десятилетий существовал значительный отрыв

общественных наук от реальной жизни, ее насущных проблем. Возникли элементы

утопизма, в то время как здравый смысл, связанный с обыденной жизнью, все

больше порождал недоверие к развиваемым в них идеям. Однако концепция

перестройки общества, перехода к новой модели социализма может быть

сформулирована только общественными науками, при опоре их на здравый смысл.

С теоретическим сознанием тесно связана идеология, т. е. система,

идей, взглядов, теорий .отражающих сущность, законы общественного бытия под

углом Зрения интересов общества, классов, социальных групп. В отличие от

общественной психологии, идеология создается не обществом или классом в

целом, а отдельными его представителями, которые, по выражению Маркса,

теоретически приходят к тем же выводам, к которым общество или класс

приходят практически. Из условий жизни общества или класса стихийно

возникает не идеология, а общественная психология, создающая определенную

почву для выработки, распространения и усвоения идей. Анализируя механизм

формирования и распространения научной идеологии, Ленин показал, что она

возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат

развития науки, культуры, прогресса общественной мысли, и носителем ее

является передовой, сознательный авангард рабочего класса — партия, который

вносит идеологию в массы. Сам рабочий класс не может осознать свои коренные

интересы, цели и задачи борьбы. С тредюнионистским сознанием и стихийной

борьбой он остается до усвоения научной идеологии «классом в себе». Лишь

осознав с ее помощью свои коренные интересы, цели, задачи, он становится

«классом для себя», классом со зрелым самосознанием.

Различают ненаучную и научную идеологию. Последняя, по определению

Ленина, соединяет в теории высшую и строгую научность с революционностью.

Будучи в классовом обществе классовой и партийной, идеология связывает

познание социальной действительности с интересами того или иного класса. На

этом основании утверждают, что научность и партийность не совместимы, и

потому любая идеология представляет собой в значительной мере превратное

отражение действительности. При этом не учитывается, что познание возникает

как выражение и реализация определенных интересов и потребностей. Природа

как объект естественных наук определяет лишь возможность их появления,

которая превращается в действительность тогда, когда формируется

общественный или классовый интерес, общественная и классовая потребность в

его исследовании. «Даже это «чистое» естествознание,— отмечали

основоположники марксизма, — получает свою цель, равно как и свой материал,

лишь благодаря торговле и промышленности, благодаря чувственной

деятельности людей». Вся наука в целом развивается как результат реализации

определенных общественных, классовых или личных интересов, но общественные

науки в большей мере, чем естественные, зависят от них. В «Немецкой

идеологии» Маркс и Энгельс показали, что идеологию нельзя рассматривать вне

истории общества, ибо господствующие идеи, мысли являются идеями и мыслями

людей о себе и об обществе, в котором они живут. Каково общественное бытие,

таковы и взгляды, теории. В материальной жизни общества, основанного на

частном труде и собственности, заложена реальная основа появления

превратного, иллюзорного сознания. Так, овеществление производственных

отношений, происходящее в силу всеобщего обмена, всеобщей купли-продажи,

порождает товарный фетишизм. У людей складывается представление, что вещи

по самой своей природе обладают какими-то таинственными свойствами. Однако

не идеологию вообще определяли классики марксизма как извращенное понимание

истории, а идеологию, господствующую до становления развитого

капиталистического общества. Прежде всего в силу самих условий материальной

жизни она могла быть либо превратным пониманием истории, либо полным

отвлечением от нее. До тех пор пока существуют частный труд и частная

собственность, сохраняется и реальная основа для существования ненаучной

идеологии, дающей в той или иной мере превратное объяснение

действительности. Сознание и самосознание общества всегда таковы, каков

реальный процесс жизни людей.

В последнее время нередко выдвигается требование деидеологизации

общества, его политической, экономической, правовой и других сфер.

Деидеологизация, понятая разумно, есть устранение подмены экономических,

конкретно-научных решений идеологическими, не вытекающими из сути дела.

Однако без идеологии, соответствующей уровню экономического развития

общества, не может существовать ни одно государство. Как уже отмечалось,

структура общественного сознания в значительной степени является отражением

структуры общественного бытия. Вследствие многоуровневости и

многосторонности общественного бытия в общественном сознании как его

отражении и осознании выделяют различные формы сознания: экономическое,

экологическое, политическое и т. д. Общественное сознание и его форма

соотносятся как род и вид. формы сознания различаются по предмету и способу

отражения общественного ; бытия и, соответственно, по свойственному им

содержанию и его глубине. Так, экономическое сознание отражает

экономическую жизнь общества, ее общие и специфические стороны и законы,

выступающие в качестве предмета исследования политической экономии и

экономических наук. Политическое сознание также является концентрированным

выражением экономики, но оно отражает ее под углом зрения интересов

классов, государств и т. д. Отражение общественного бытия этими формами

сознания осуществляется посредством понятий в отличие от эстетического

сознания, отражающего его в художественных образах.

Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и

идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Идеологические

отношения, формируются, проходя через сознание людей, но возникают они не

из сознания, а в результате отражения в нем материальной деятельности и

отношений. Как и само сознание, идеологические отношения суть порождение и

выражение общественного бытия, но они складываются на основе определенных

взглядов, идей, теорий, в которых это бытие отражается. Так, политические

отношения возникают на основе политических взглядов, теорий, являющихся

концентрированным выражением экономики, и вне сознания не существуют.

Революция вначале происходит в головах людей, и лишь тогда, когда идеи

овладевают массами, становятся материальной силой, она переносится на

баррикады. Идеологические отношения, в том числе политические, - это

духовные отношения людей к природе и друг другу, отношения сознания людей в

отличие от экономических, материальных отношений, как формы, в которой

протекает процесс труда. Идеологические (духовные) отношения существуют при

помощи материальных средств, средств объективации, реализации сознания

(язык, действия, произведения искусств, средства печати и информации,

финансы и т. д.). Они воплощаются в материальных, практических действиях,

отношениях, но их нельзя отождествлять со средствами объективации.

Признание объективного характера идеологических отношений означает

отождествление их с материальными отношениями по признаку, по которому они

различаются. Материальные отношения не только не осознаются, но прежде

всего находятся вне сознания людей и поэтому не зависят от него. Они

складываются помимо воли, сознания индивидов как форма деятельности

человека, направленная на поддержание его существования. Поэтому

неправомерно отнесение к объективному в истории того, что в самом

общественном сознании складывается как социально-психологическая реакция на

изменение условий общественной жизни независимо от воли и желаний слоев,

групп, классов. Как справедливо заметил Фромм, многие последователи Маркса,

не сумевшие понять «основных концепций своего учителя», отождествляли

объективные экономические условия с субъективными экономическими мотивами.

На этом основании они приходили к выводу, что главным мотивом поведения

людей во все исторические эпохи была страсть к богатству. В

действительности эта страсть характерна лишь для эпохи капитализма.

Таким образом, идеологические отношения являются по своей природе

духовными (субъективными), но имеют объективное содержание и материальные

средства реализации. Они не тождественны ни с заключенным в них объективным

содержанием, ни со средствами реализации. К тому же средства реализации

идей, идеологических отношений, т. е. материальная часть надстройки, изъяты

из материального производства для осуществления духовной жизни и, будучи

объективными, представляют собой специфический компонент общественного

бытия. Эта материальная часть надстройки есть связующее звено объективно-

реального и субъективно-реального существования общества, средство их

взаимного влияния.

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения

общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом,

т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания.

Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной

эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто

употребляют не термин «менталитет», а термин «ментальность». Отличие этих

терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое

значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным

стратам и историческим временам.(18). Следует отметить, что употребление

этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют

их как равнозначные. Именно такой подход мы встречаем в материалах

круглого стола , проведенного журналом Вопросы философии в 1993 году.(19).

Одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи

выделяют следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

2). Групповая ментальность.

3). Национальная ментальность.

4). Цивилизационная ментальность.

Основными функциями общественного сознания и его форм являются

познавательная, воспитательная, регулирования общественной жизни

(деятельности и отношений людей к природе и друг к другу).

Список литературы:

1. Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учеб. пособие. – Изд-во

Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. – 276 с.

2. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших

учебных заведений. – Издание третье. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 591 с.

3. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д «Феникс»,

1998 – 576 с.

4. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.:

Высшая школа, 1991. - 287с.

5. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:

Политиздат, 1988. - 592с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.