Рефераты. Духовная сфера жизни






По отношению к наиболее сильным чувствам, например эротическим и

честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они

препятствуют возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и

работать вместе, а также интимных связей, могущих нарушить социально-

необходимую дистанцию.

Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы

определенны в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной

деятельности. Более вариатив-на практика воспитания — от жесткой

требовательности закрытого заведения до распущенной уличной среды, в

которой действуют свои нормы.

Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы

аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в

конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их

содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только

физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами.

Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают

нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и

поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после

того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в

устаревший стиль и т.п.

ЦЕННОСТИ

На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой

деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм,

которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта,

состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование.

Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное

или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие,

справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и

несущественное и т.д.

Из сопутствующих понятий следует упомянуть «интерес», «потребность»,

«стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Однако объем

этих понятий обычно уже, чем понятие «ценность». Под интересом или

потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные

с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов,

и в этом случае остальные ценности (идеалы) — лишь отвлеченное отражение

интересов. Мотивация скорее включает в себя те субъективные побуждения —

разной направленности! — которые рассматриваются социальной психологией.

Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и

становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и

поведение.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв,

определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически

реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями,

которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием

высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут

осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних

обстоятельствах («среда заела»), происках соперников или врагов или же в

недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека.

Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием,

ориентированным на ее достижение, мы находим в пьесе Шекспира «Гамлет».

Почти до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и

действует, то ситуативно, по настроению) — и не только для того, чтобы

удостовериться еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и

потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от

него, герой романа Достоевского Раскольников не только убедил себя в том,

что жизнь «вредной старушонки» не имеет ценности, но и в самом деле убивает

ее, что влечет за собой глубокое раскаяние.

Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является

воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека

действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как

внешняя сильная мотивация в форме приказа.

Классификация ценностей. Всякая классификация ценностей по типу и

уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и

культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность,

имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не

менее мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию

ценностей.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние,

физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила,

выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности),

практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд,

профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость,

склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к

достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества,

ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или

сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность,

законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность,

бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение

к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать,

ритуал. Священное Писание и Предание, церковь.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал,

стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная

самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Феномен общественного сознания в истории философии.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

опосредованный характер - через государство, политические, правовые

отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.