По отношению к наиболее сильным чувствам, например эротическим и
честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они
препятствуют возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и
работать вместе, а также интимных связей, могущих нарушить социально-
необходимую дистанцию.
Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы
определенны в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной
деятельности. Более вариатив-на практика воспитания — от жесткой
требовательности закрытого заведения до распущенной уличной среды, в
которой действуют свои нормы.
Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы
аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в
конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их
содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только
физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами.
Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают
нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и
поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после
того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в
устаревший стиль и т.п.
ЦЕННОСТИ
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой
деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм,
которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта,
состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование.
Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное
или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие,
справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и
несущественное и т.д.
Из сопутствующих понятий следует упомянуть «интерес», «потребность»,
«стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Однако объем
этих понятий обычно уже, чем понятие «ценность». Под интересом или
потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные
с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов,
и в этом случае остальные ценности (идеалы) — лишь отвлеченное отражение
интересов. Мотивация скорее включает в себя те субъективные побуждения —
разной направленности! — которые рассматриваются социальной психологией.
Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и
становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и
поведение.
Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв,
определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически
реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями,
которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием
высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут
осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних
обстоятельствах («среда заела»), происках соперников или врагов или же в
недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека.
Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием,
ориентированным на ее достижение, мы находим в пьесе Шекспира «Гамлет».
Почти до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и
действует, то ситуативно, по настроению) — и не только для того, чтобы
удостовериться еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и
потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от
него, герой романа Достоевского Раскольников не только убедил себя в том,
что жизнь «вредной старушонки» не имеет ценности, но и в самом деле убивает
ее, что влечет за собой глубокое раскаяние.
Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является
воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека
действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как
внешняя сильная мотивация в форме приказа.
Классификация ценностей. Всякая классификация ценностей по типу и
уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и
культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность,
имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не
менее мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию
ценностей.
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние,
физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила,
выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности),
практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.
Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд,
профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость,
склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к
достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества,
ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или
сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.
Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность,
законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность,
бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение
к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать,
ритуал. Священное Писание и Предание, церковь.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал,
стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная
самобытность или подражание престижной заимствованной моде.
Феномен общественного сознания в истории философии.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для
этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам
сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.
Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае
с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и
трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,
которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически
сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с
возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может
отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-
творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно
подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности
социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже
преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного
сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,
нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая
взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной
самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах
развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более
опосредованный характер - через государство, политические, правовые
отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие
приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама
возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать
бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5