Рефераты. Древнегреческие мыслители






Эпикур. Они пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят

все вещи. Этот материал значительно позднее стали называть субстанцией.

Согласно Фалесу это вода, Анаксимену - воздух, Гераклиту - огонь,

Эмпедоклу – земля, вода, огонь и воздух.

Фалес. (625 г. до н.э. – 547 г. до н.э.)

Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что

первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время

не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства

и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым

сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая

основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из

воды.

Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего

космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое

тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого

мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

Анаксимен. (ок. 585 г. до н.э. – ок. 525 г. до н.э.)

Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом,

мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни.

Соответственно, все остальные вещи – это сгущение или разрежение воздуха.

Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе

Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у

Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь появилась в

воде и только потом вышла на сушу

Гераклит. (ок. 535 г. до н.э. – ок. 475 г. до н.э.)

Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность,

т.к. считал, что это свойство мертвых. Он приписывал движение всем вещам.

Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут между собой

борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому наличие одной

противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве

противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития,

изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей

закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов. Эту

закономерность он называл логосом. «Все совершается через борьбу и по

необходимости». Надо прислушиваться к голосу природы, “поступать согласной

с ней”, говорил он.

Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к

закономерным преобразованиям вечной материи.

Демокрит. (460 г. до н.э. –360 г. до н.э.)

Демокрит – один из основателей атомистической теории. Его смелый и

революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия

развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и

пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы

материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они

отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком.

Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные

свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих

вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о первичных и

вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад

атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов.

Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение

древнегреческих

атомистических идей оказалось исключительно большим и предопределило

дальнейшее развитие в этой области.

4. Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком

окружающего мира.

Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за

миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из одного

мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так,

первоосновой Гераклит считал огонь - подвижное начало, подчиняющееся

внутреннему закону логосу: «этот космос, один и тот же для всего

существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был,

есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом. Гераклиту

кажется недостаточным для объяснения единства мира обращение к

первовеществу, он вводит нечто более абстрактное - порядок, закон как

неотъемлемое свойство первовещества. Мир единого и мир многого уже не

находятся в трагическом противостоянии. Основа мира - «это возможность

всего», это неопределенная множественность бытия. Война - отец всего

существующего, говорит Гераклит. Борьба, даже борьба по правилам,

подчиненная закону, несет в себе элемент свободы, ее исход не предрешен.

Возможность свободы, лежащая в самой основе мира, придает уверенность и

человеку - «микрокосмосу». Огонь, логос постигаются только с помощью

разума.

Разум - свидетельство силы человека, он прямо приближает его к началу

мира.

Для Демокрита задача научного познания, состоит в том, чтобы наблюдаемые

явления свести к области «истинного сущего» и дать им объяснение исходя из

общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто посредством

совместной деятельности ощущений и разума.

Основные черты метода научного познания Демокрита:

1. В познании исходить от единичного;

2. Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов (анализ) и

объяснимы исходя из них (синтез);

3. Различать существование "по истине" и "согласно мнению";

4. Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного

космоса,

который возник и функционирует в результате действий чисто

механической

причинности.

Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как бытие, так и небытие,

считал Демокрит. Отсюда следует его гибкий подход к познанию. Поскольку наш

мир, как продукт бытия, так и продукт небытия, то мы можем иметь как верное

о нем представление (знание), так и поверхностное (мнение). Уже в ощущении

мы можем получить верное знание о предмете, поскольку ощущение- это копия

вещи, которая отделяется от самой вещи и проникает в наши органы чувств. Ум

корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам.

Прежде всего, это относится к атомам, которые человек не может увидеть, но

убеждается в их существовании с помощью ума.

5. Этическое учение Сократа.

Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших

теоретических

дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

Говоря о Сократе, необходимо упомянуть об учении софистов, к которому он

принадлежал.

Софисты – первые профессиональные учителя «мудрости» и красноречия, центром

философских исследований которых являлся человек и его отношение к миру.

Основная группа софистом по своим философским взглядам примыкала к

материалистическому лагерю. Наиболее яркие представители софистов Протагор,

Платон, Сократ.

Сократ – человек, древнегреческое философское учение которого

знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он

представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения,

открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно

поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного

знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем линии Платона в

античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических

и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся

место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,

политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс

человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в

духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его

судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,

трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые

эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до

наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к

веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,

несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти,

добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и

ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и

авторитетный пример того, как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу

во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем

своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого

разума

в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело

богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь великого и

всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и

обо всем имеет попечение». Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы

получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ

ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал

указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам.

Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все

религиозные обряды.

Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на

основании свидетельств Платона и Аристотеля. «Познай себя» – так звучит его

главный тезис. Сократ дал образцы определения и обобщения этических

понятий, например «доблести» и «справедливости». Этика Сократа

рационалистична. По Сократу дурные поступки порождаются только незнанием, и

никто не бывает злым по доброй воле. Он первым увидел опасность растворения

человека в чистой субъективности. Сократ принадлежал к софистам и

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.