Эпикур. Они пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят
все вещи. Этот материал значительно позднее стали называть субстанцией.
Согласно Фалесу это вода, Анаксимену - воздух, Гераклиту - огонь,
Эмпедоклу – земля, вода, огонь и воздух.
Фалес. (625 г. до н.э. – 547 г. до н.э.)
Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что
первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время
не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства
и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым
сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая
основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из
воды.
Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего
космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое
тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого
мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.
Анаксимен. (ок. 585 г. до н.э. – ок. 525 г. до н.э.)
Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом,
мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни.
Соответственно, все остальные вещи – это сгущение или разрежение воздуха.
Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе
Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у
Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь появилась в
воде и только потом вышла на сушу
Гераклит. (ок. 535 г. до н.э. – ок. 475 г. до н.э.)
Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность,
т.к. считал, что это свойство мертвых. Он приписывал движение всем вещам.
Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут между собой
борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому наличие одной
противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве
противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития,
изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей
закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов. Эту
закономерность он называл логосом. «Все совершается через борьбу и по
необходимости». Надо прислушиваться к голосу природы, “поступать согласной
с ней”, говорил он.
Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к
закономерным преобразованиям вечной материи.
Демокрит. (460 г. до н.э. –360 г. до н.э.)
Демокрит – один из основателей атомистической теории. Его смелый и
революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия
развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и
пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы
материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они
отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком.
Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные
свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих
вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о первичных и
вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад
атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов.
Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение
древнегреческих
атомистических идей оказалось исключительно большим и предопределило
дальнейшее развитие в этой области.
4. Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком
окружающего мира.
Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за
миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из одного
мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так,
первоосновой Гераклит считал огонь - подвижное начало, подчиняющееся
внутреннему закону логосу: «этот космос, один и тот же для всего
существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был,
есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом. Гераклиту
кажется недостаточным для объяснения единства мира обращение к
первовеществу, он вводит нечто более абстрактное - порядок, закон как
неотъемлемое свойство первовещества. Мир единого и мир многого уже не
находятся в трагическом противостоянии. Основа мира - «это возможность
всего», это неопределенная множественность бытия. Война - отец всего
существующего, говорит Гераклит. Борьба, даже борьба по правилам,
подчиненная закону, несет в себе элемент свободы, ее исход не предрешен.
Возможность свободы, лежащая в самой основе мира, придает уверенность и
человеку - «микрокосмосу». Огонь, логос постигаются только с помощью
разума.
Разум - свидетельство силы человека, он прямо приближает его к началу
мира.
Для Демокрита задача научного познания, состоит в том, чтобы наблюдаемые
явления свести к области «истинного сущего» и дать им объяснение исходя из
общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто посредством
совместной деятельности ощущений и разума.
Основные черты метода научного познания Демокрита:
1. В познании исходить от единичного;
2. Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов (анализ) и
объяснимы исходя из них (синтез);
3. Различать существование "по истине" и "согласно мнению";
4. Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного
космоса,
который возник и функционирует в результате действий чисто
механической
причинности.
Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как бытие, так и небытие,
считал Демокрит. Отсюда следует его гибкий подход к познанию. Поскольку наш
мир, как продукт бытия, так и продукт небытия, то мы можем иметь как верное
о нем представление (знание), так и поверхностное (мнение). Уже в ощущении
мы можем получить верное знание о предмете, поскольку ощущение- это копия
вещи, которая отделяется от самой вещи и проникает в наши органы чувств. Ум
корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам.
Прежде всего, это относится к атомам, которые человек не может увидеть, но
убеждается в их существовании с помощью ума.
5. Этическое учение Сократа.
Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших
теоретических
дисциплин, объектом изучения которой является мораль.
Говоря о Сократе, необходимо упомянуть об учении софистов, к которому он
принадлежал.
Софисты – первые профессиональные учителя «мудрости» и красноречия, центром
философских исследований которых являлся человек и его отношение к миру.
Основная группа софистом по своим философским взглядам примыкала к
материалистическому лагерю. Наиболее яркие представители софистов Протагор,
Платон, Сократ.
Сократ – человек, древнегреческое философское учение которого
знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он
представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения,
открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно
поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил
против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного
знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем линии Платона в
античной философии.
Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических
и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся
место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,
политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в
духовную культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его
судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,
трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.
Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые
эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до
наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к
веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,
несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было
В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти,
добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и
ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и
авторитетный пример того, как можно
ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу
во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем
своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого
разума
в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело
богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь великого и
всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и
обо всем имеет попечение». Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы
получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ
ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал
указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам.
Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все
религиозные обряды.
Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на
основании свидетельств Платона и Аристотеля. «Познай себя» – так звучит его
главный тезис. Сократ дал образцы определения и обобщения этических
понятий, например «доблести» и «справедливости». Этика Сократа
рационалистична. По Сократу дурные поступки порождаются только незнанием, и
никто не бывает злым по доброй воле. Он первым увидел опасность растворения
человека в чистой субъективности. Сократ принадлежал к софистам и
Страницы: 1, 2, 3