Рефераты. Древнегреческие мыслители






Древнегреческие мыслители

1. Понятие философии, особенности философских знаний.

Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало

столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия - «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю и sophia –

мудрость).

Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на

Востоке – в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете

философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим

формам человеческой духовной деятельности.

Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического

сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. Предмет

философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Зарождение ее

совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение

философии означало рождение понятийного мышления - мышления, которое

оперирует понятиями, категориями.

В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической

деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия

человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека

от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только

подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к

отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно

простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то

другой теории – более общей теории не существует.

Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие

линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения

философии в решении своих проблем.

Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах

собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом

свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер

философии выразил в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен

делать», «на что я могу надеяться». В этих вопросах сочетается не

сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это

парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант пришел

к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: «что есть человек».

Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и

человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет

ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие,

гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой

выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую

антропологию.

Функции, выполняемые Философией:

1) Синтез знаний и создание единой картины мира,

соответствующей

определенному уровню развития науки, культуры и исторического

опыта;

2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения

3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека в

окружающем

мире.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к

бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако

всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего

в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все

философские направления делятся на два больших лагеря – материалистический

и идеалистический.

Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею,

сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм.

Философы этого направления считают идеальное существующим объективно,

независимо от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные

идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

Материализм – направление в философии, которое признает материю первичной,

а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов дается резкая

критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям,

обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и

способности человеческих чувств и разума.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в

этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего

многовекового развития философии.

Существует две разновидности философии: философия, как теория и

философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос: что такое

объективная и субъективная реальность и что такое материя и познание.

Философский метод говорит о том, как применять эти знания для понимания

преобразования бытия и сознания.

2. Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии.

«Духовная Европа имеет место рождения», - сказал Э. Гуссерль,

немецкий философ, живший и работавший в конце XIX- начале XX века. Это

место – Греция VII-VI столетий до Рождества Христова. Эту же мысль в той

или иной форме высказывает большинство философов самых различных

направлений. «Греки навсегда останутся нашими учителями»,- писал К. Маркс.

Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной

философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой

философии также являются предметом пристального внимания. Возникновение

философии – сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных

потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических

представлений и зарождающегося научного знания, с одной стороны, особой

социальной атмосферы, с другой, и привело к возникновению философии -

качественно нового явления, отличного от древнего мифа, предфилософских

представлений, житейской мудрости и эмпирических наблюдений.

Формирование греческой философии связано с именами Фалеса, Анаксимена,

Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, с философами Элейской

школы.

Греческая философия выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая

наука, как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного

мышления все области знания.

История древнегреческой философии – это история борьбы

первоначального, наивного материализма против различных идеалистических

учений. На протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный

расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое

немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом

которой стало учение о космосе.

В центре внимания первых греческих философов стоит проблема

первоначала.

Одни философы (натурфилософы) считали, что основой вещей является

чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и

определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в

математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в

едином, незримом бытии; четвертые (Демокрит) считали такой основой

неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень,

результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих

отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца

с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное,

а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегерческие философы не осознавали, что основной

вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э.

(Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба

между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

Три периода в развитии античной философии:

В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято

выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой

философии (VI в. до н.э.), философия, так называемых, «досократиков».

Второй период – расцвет греческой философской мысли (V-VI вв. до н.э.), в

центре его находится философия Сократа и его последователей, философия

Платона и Аристотеля. Третий период – закат и, затем, упадок (III в. до

н.э.-V в. до н.э.), греко-римская философия.

Первый период – VI век до н.э.

Это философия периода образования рабовладельческого общества.

Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-

диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе милетской школой

и Гераклитом.

Материалистические школы - милетская и эфесская – боролись с

идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской

школ.

Философы милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – исходили из

признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о «гармонии»

в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей.

Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению об изменчивости и

многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и неизменном

бытии.

Элейская школа положила начало идеализму.

Второй период - V век до н.э.

На этом этапе предмет философии расширился и углубился. Вопрос о строении

материи встал в центре внимания всех материалистических школ, связанных с

именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита.

Третий период – философия периода кризиса и упадка рабовладельческого

общества. Материалистическая линия античной философии была продолжена в

этот период Эпикуром и его школой. Эпикур - материалист, атеист и

просветитель – возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от

нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд изменений.

3. Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен,

Гераклит, Демокрит)

Особое место в Философии античности занимает материалистическое

направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-

то одного, и притом вещественного начала. Материализм Философии

античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.