Рефераты. Даосизм как религия и философия






человеческой личности.

Соответственно высшим достижением даосской практики морального и

психического самоусовершенствования провозглашалось состояние полной

идентичности “истинной сущности” самого человека с истинной сущностью всех

вещей и явлений. Эта идентичность рассматривалась не как интеллектуальный

синтез субъективности человека и объективности мира вещей и явлений или

рациональная идея медиации (посредничества) между ними, а как прямое

спонтанное и мгновенное взаиморастворение, иными словами, “прыжок в

подлинный первоисточник идентичности”, слияние с универсальной первоосновой

всего сущего (Дао), которая одновременно является и “истинной природой”

каждого человека.

Вместе с тем даосы выступали против всякого насилия над человеческой

личностью и считали, что привязанность к индивидуальному “Я” нельзя

подавлять с помощью насильственных методов, поэтому относились к

“культуризаторской” миссии конфуцианских правил резко негативно. Указывая

на принципиальное расхождение двух учений в этом вопросе, академик Н. И.

Конрад писал: “Конфуций настаивал на том, что человек живет и действует в

организованном коллективе — обществе, государстве. Эта организованность

достигается подчинением каждого члена общества определенным правилам —

нормам общественной жизни, выработанным самим человечеством в процессе

развития цивилизации. Лао-Цзы придерживался противоположной концепции: все

бедствия человечества, все пороки — и личности, и общества — проистекают

именно от этих самых “правил”. Идеальный порядок достигается только отказом

от всяких правил; их должно заменить следование человеком его “естественной

природе”. “Правила” есть насилие над человеческой личностью”.

Чтобы постичь принцип всеобщего космического порядка и слиться с ним,

действовать в неразрывном единстве с этим принципом, даосы предлагали

просто “забыть” конвенциальные нормы и условности, и в порыве спонтанного

“просветления” идентифицироваться с безусловным Дао. Они утверждали, что в

“самозабвенном” состоянии, постигая свою истинную природу, тождественную

истинной сущности каждой вещи, каждого явления, человек одновременно

отождествляется с миром окружающей природы, образуя с ней нераздельное и

гармоничное единство, так как постижение Дао есть такой психологический

опыт, в котором исчезает различие между субъектом и объектом, между “Я” и

“не-Я”. При этом происходит как бы “самоидентификация” всех противоречий и

оппозиций, раскалывающих изначальную целостность мира и создающих в

обыденном сознании драматические коллизии между микрокосмом и макрокосмом,

с одной стороны, и между человеческой личностью (точнее, его индивидуальным

“Я”) и истинной природой человека — с другой. Психотерапевтическая ценность

“просветления”, по мнению даосов, заключается в его способности примирять

противоречия на более высоком уровне сознания, и в этом смысле Дао

интерпретировалось ими как путь к более целостной и гармоничной

жизнедеятельности человеческой психики, ведущей к слиянию индивидуального

потока психики с универсальным Путем вселенной и его функционированию в

полном соответствии с всеобщим принципом структурной организации и

функционирования космического целого.

Вместе с тем даосы утверждали, что противоречия и противоположности

взаимоидентифицируются внутри себя (т. е. внутри каждой пары оппозиции), а

не на какой-то более высокой ступени синтеза, как в диалектике Гегеля.

Поэтому для даоса, обретающего состояние “не-дуальности”, нет прогрессии к

некоему абсолюту, но все противоречия существуют одновременно с их

тождеством, так как всякое явление одновременно и утверждает и отрицает

себя в процессе динамического взаимодействия полярностей, которое является

источником всякого движения и развития и которое предстает как

диалектическое единство непрерывности и дискретности.

В “Дао дэ цзине” метод психической саморегуляции характеризуется

следующим образом: “Нужно сделать [свое сознание] предельно

беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться

сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. [В мире] большое

разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему истоку (т. е. к

Дао)”.

Достижение подобной “бесстрастности” не означает, однако, выхолащивания

психической жизни человека. Напротив, отстраненность субъекта, отсутствие

деструктурирующего вмешательства активности его личности, его

индивидуального “Я” приводит к более полному проявлению специфики каждого

феномена как такового, к максимальному выявлению его собственного Дао (т.

е. Дао “всех вещей”). Подобное следование “всех вещей” своей собственной

природе (а под “всеми вещами” можно понимать как внешние объекты, так и

явления внутренней жизни, т. е. психические феномены) имело большое

значение в любой сфере человеческой жизнедеятельности, так как позволяло

даосу решать сенсорно-перцептивные и моторно-двигательные задачи,

встававшие перед ним во время занятий теми или иными видами практической

деятельности, которые могли рассматриваться как конкретные средства

претворения принципов Дао на практике.[32]

5.1. Тренировка тела и духа

С глубокой древности в Китае существовали приемы и методы тренировки

тела и духа ради достижения, как говорили даосы, «полноты жизни», высшей

просветленности сознания и в конечном счете - бессмертия в

вечнопреемственности Великого Пути. Эта практика личного совершенствования,

подкрепленная откровениями родоначальников даосизма, со временем стала

подлинной сердцевиной даосской традиции. Таких искателей вечной жизни в

Китае с древности называли словом сянь (в русской литературе они именуются

по-разному: небожители, бессмертные, блаженные).

Подвижничество даосских сяней включало в себя множество различных

практик: гимнастические и дыхательные упражнения, диету, прием снадобий,

медитацию, воинскую тренировку и даже использование секса для укрепления

жизненных сил. С течением времени эти формы «претворения Дао» становились

все более сложными и утонченными, обрастали все новыми деталями, но и все

сильнее влияли друг на друга. Так в конце концов сложился широкий синтез

духовно-телесной практики позднего даосизма. Ядром же даосской традиции

неизменно оставались довольно замкнутые, немногочисленные школы,

обеспечивающие «передачу Дао» от учителя к ученику. (То была, в сущности,

единственно возможная форма бытования мудрости Дао в китайском обществе).

Хотя преемственность Дао была по сути своей безыскусным актом самосознания

творческой воли или, по-другому, «духовного пробуждения», это событие

приуготовлялось и становилось возможным благодаря обширнейшему набору самых

разных практик. Например, в даосской школе Дикого гуся использовалось более

70 комплексов упражнений - дыхательных, медитативных, физических и проч. И

каждый ученик, мечтавший о том, чтобы стать законным учителем школы, должен

досконально усвоить все.

Быть даосом, приверженцем Дао - значит претворять Путь: неустанно и

сознательно идти вперед. И, следовательно, непрестанно совершенствовать

себя.

Тело служило для даосов ближайшим прообразом бытия Дао, что объясняется

несколькими причинами:

Во-первых, тело есть нечто заданное нашему опыту: мы рождаемся и

приобретаем сознание, уже обладая телом. В сущности, тело и есть наш

«изначальный облик», который, по слову Чжуан-цзы, «существует до нашего

появления на свет». Это внутреннее, ноуменальное, чисто символическое тело

- в конечном свете тело самого Дао - существует «нераздельно и неслиянно» с

материальными телами, подобно тому, как чистое зеркало, вмещая в себя все

вещи, само не тождественно им, а сила воображения, выявляя образы, не

сводится к предмету созерцания.

Во-вторых, тело мыслится в даосизме как сгусток жизненной энергии или

мирового дыхания (ци): даос, заявлял Чжуан-цзы, «не смотрит глазами и не

слышит ушами», но внимает «жизненными токами». Тот, кто следует Дао,

взаимодействует с другими существами в пространстве единого энергетического

тела, «сердца Неба и Земли». И как тело претворяет появления сознания, так

и даосский мудрец обладает способностью предвосхищать мысли и чувства

окружающих, ибо он постигает сами «семена вещей».

В-третьих, тело воплощает и цельность (являясь в этом отношении

прототипом Пустоты), и многообразие нашего восприятия: единство телесной

интуиции таится внутри хаоса наших ощущений. Нелишне напомнить, что

рассматривали тело как совокупность большого числа точек, имевших не только

физиологическую, но и подлинно космическую значимость: то были своеобразные

отверстия каналов, связывающих человеческое тело с «телом Хаоса».

«Регулирование тела» (тяо шэнь) включало в себя различные способы

физического и химического воздействия на организм. К первым относились

комплексы динамической и статической гимнастики, водные и солнечные ванны,

пешие прогулки и прочие виды физических упражнений. Вторые сводились,

главным образом, к диете и употреблению всевозможных снадобий и пилюль

растительного, животного и минерального происхождения с целью очищения

организма и взращивания в нем зародыша бессмертного духа.

«Регулирование дыхания» (тяо си) представлено несколькими системами

дыхания, в том числе естественными, «перевернутыми» (когда при вдохе

втягивается живот), «утробным», осуществляемом помимо органов дыхания, и

проч. Но во всех случаях дыхание должно быть, согласно традиции, «ровным,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.