по аналогии с животным, хотя специфику и сущность человека выводит лишь в
ходе сравнения с животным. Эту специфику философ связывает с исключительной
биологической организацией человека - "открытостью миру". Человек, по его
мнению, является биологически недостаточным существом, поскольку он крайне
плохо оснащен инстинктами, "незавершен" и "не закреплен" в своей животно-
биологической организации. Эта самая биологическая недостаточность и
предопределяет его открытость миру.
Человек как биологически недостаточное, не установившееся существо
должен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу
этого человек является действующим существом. Суть тезиса о человеке как
деятельном существе сводится у Гелена к положению, что природа
предопределила человека к "человечеству" тем, что она не определила его
животным. Но вернемся к человеческой деятельности. Чем, по мнению Гелена, ,
является для человека действие? Действие - это форма человеческого
овладения природой в целях обеспечения его жизнедеятельности. "Открытость
миру" и действенность человека обусловливают главный принцип его
существования - "принцип освобождения от бремени". Его суть состоит в том,
что совокупные недостатки человеческой конструкции, которые в природных
условиях являются тяжким бременем для его жизнеспособности, человек
самостоятельно превращает в условия существования. Весь процесс
онтогенетического и филогенетического развития, его психофизическое
совершенствование и социализацию Гелен представляет как процесс преодоления
обремененности. Результат этого процесса - становление человека как
культурного существа. Культура и является определяющей сущностью человека.
Отсутствие готовых средств и ресурсов физической организации человека
компенсируется его "второй природой" - культурой. В основе культуры лежит
духовное начало. Следовательно, сущность человека, дуалистична.
По иному к проблеме сущности человека подходит другой философ -
антрополог Г. Плесснер (1892 - 1991). Объясняя причины и факторы,
определяющие способность человека возвышаться над природной средой,
осознавать свою специфику, Плесснер обращается к особенностям психики
индивида.
Человек отличается от животного, как считает Плесснер, так называемой
Экс - центрической позицией, которая позволяет ему отделять свое "Я" от
своего физического существования, и, следовательно, осознавать свою
собственную "самость", осознавать себя как личность. Такое осознание
приводит и к осознанию внешнего мира. Кроме этого, Экс - центрическая
позиция задает способы реализации человеческого существования, отношение
человека к бытию. Основные формы отношения определяются, по Плесснеру,
тремя базовыми антропологическими законами.
Первый закон: человек должен сам себя сделать тем, что он есть. То
есть человек может жить, лишь сам управляя своей жизнью. Это управление
осуществляется на основе создания "второй природы" - культурного
творчества.
Второй закон: непосредственность познавательного отношения человека
к предметам всегда опосредованно его "Я". Таким образом, человек не только
растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. Этот
закон определяет способ, каким даны объекты человеку в познавательном и
эмоциональном отношении к миру. Эмоциональное отношение, по мнению
Плесснера, наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах его
самовыражения как смех и плач, которые представляют собой проявление
физико-духовной сущности человека, сочетающей в себе физическую реакцию и
духовную основу внутреннего мира личности.
Третий закон: закон "утопического места", который характеризует
неукорененность человека в бытии. В силу своей эксцентрической позиции
человек постоянно лишен равновесия. Достигнув чего-либо, человек сразу не
может обрести покой. Свое существование, как и существование всего сущего,
осознается человеком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску
такой основы мира, которая не подвержена случайности, являясь абсолютным
Бытием, Богом. В этом заключается ядро всякой религиозности. Но
"утопическое место" человека, его постоянное сомнение и неуверенность
распространяются и на идею Бога. Человеку не дано обладание знанием,
лишенным сомнения. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия.
Таким образом, мы видим, что в концепции Плесснера человек тоже
рассматривается как существо дуальное по своей природе. Антропологические
идеи М. Шелера, Г. Плесснера, А. Гелена позже были развиты и переосмыслены
Э. Ротхакером, М. Ландманом, Ф. Хаммером и др. К сожалению, попытки
синтезирования объективных и субъективных методов истолкования человека (к
ним можно отнести также психоаналитическую антропологию) потерпели неудачу.
Сторонники "философской антропологии" в каждом конкретном случае выбирают
отдельный специфический аспект (например: у Плесснера - эксцентрическая
природа, у Ландмана - "объективный дух" культуры) и возвышают его до уровня
единственного определяющего признака природы человека. Так что концепции
человека в русле направления "философская антропология" страдают
односторонностью.
Мы рассмотрели три основные тенденции в западной антропологии. Можно
сделать вывод, что крайние проявления объективизма и субъективизма,
онтологизма и антропологизма являются равно ложными. Ведь они раздваивают
единую и целостную природу человека, которая проявляет себя как в его
естественных потребностях и устремлениях, так и в его социальной ,
культурной, духовной и нравственной жизнедеятельности. Человек принадлежит
животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как
телесно - материальное образование он - как любой вид материи - подвержен
вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением и
речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности,
которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего
существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие
системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют
биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества
людей"([x]). Нельзя говорить о двух самостоятельных сущностях, сущность
человека едина. Чтобы познать ее, философия должна обращаться и к внешнему
миру объектов, и к внутренней жизни человека, и из этих отличных, но единых
по своему корню источников черпать свои представления о человеке. Если
объединить основные положения субъективной антропологии и объективистских
учений, то... это всего лишь - "если". Никому еще не удалось составить
целостную концепцию человека, в которой были бы сняты все крайности
предыдущих учений о человеческой сущности. Попытки были, но - тщетные.
Человек слишком сложен; дуальность его природы, включающей часто
противоположные начала, является загадкой, которую, возможно, разгадают в
будущем. Мы же в следующей главе попытаемся проанализировать двойную
детерминацию человека, которая выражается в оппозициях "социальное -
биологическое", "духовное - телесное".
Глава II
Дуальность природы человека
Осознание двойственности своей природы - фундаментальное событие в
жизни человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется
физическим и биологическим законам, с другой же - определяется социальными
нормами; представляя из себя определенную телесность, человек, несомненно,
является духовным существом. Двойная детерминация человека создает
динамическое напряжение, питающее культуру и "сублимируется" в форме ее
основных оппозиций: человек - животное, природа - общество, дух - тело,
человек - Бог, добро - зло и т.п. наличие в человеке этих
противоположностей как раз и символизирует вечную загадку его бытия, а
также стимулирует поиск человеком своего места в мире. Один выбирает путь
добра, злое начало предпочитает второй, третий идет извилистой тропинкой
между первыми. Сможет ли человек ответить на вопрос: где его единственно
верный путь? да и есть ли такой?
"Биологическое - социальное"
Проблема соотношения в человеке биологического и социального начал
не перестает быть предметом пристального внимания психологов, биологов,
социологов и, конечно, ученых - философов. Существует три различных
понимания ее. Первое берет начало от теорий, получивших название
биологических школ в социологии. В них человек рассматривается как
исключительно биологическое существо; главным же двигателем человеческого
общества считается борьба за существование и естественный отбор. К
биологическому направлению можно отнести учение Спенсера, расово -
антропологическую школу, органическую школу в социологии, социальный
дарвинизм. Безусловно, нельзя не согласиться с философами этого
направления, что человек является биологическим существом. Но, говоря о
"биологизации" человека и человеческого общества, абсолютно неправомерно
отождествлять то специфически биологическое, что характерно для животных, с
тем крайне сложным специфическим биологическим, что присуще человеку.
Биологические концепции находятся часто на грани между гуманизмом и
антигуманизмом. Так, например, представители расово - антропологической
школы нередко опускались до оправдания расизма.
Второе понимание соотношения в человеке биологических и социальных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9