Рефераты. Человек как философская проблема






по аналогии с животным, хотя специфику и сущность человека выводит лишь в

ходе сравнения с животным. Эту специфику философ связывает с исключительной

биологической организацией человека - "открытостью миру". Человек, по его

мнению, является биологически недостаточным существом, поскольку он крайне

плохо оснащен инстинктами, "незавершен" и "не закреплен" в своей животно-

биологической организации. Эта самая биологическая недостаточность и

предопределяет его открытость миру.

Человек как биологически недостаточное, не установившееся существо

должен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу

этого человек является действующим существом. Суть тезиса о человеке как

деятельном существе сводится у Гелена к положению, что природа

предопределила человека к "человечеству" тем, что она не определила его

животным. Но вернемся к человеческой деятельности. Чем, по мнению Гелена, ,

является для человека действие? Действие - это форма человеческого

овладения природой в целях обеспечения его жизнедеятельности. "Открытость

миру" и действенность человека обусловливают главный принцип его

существования - "принцип освобождения от бремени". Его суть состоит в том,

что совокупные недостатки человеческой конструкции, которые в природных

условиях являются тяжким бременем для его жизнеспособности, человек

самостоятельно превращает в условия существования. Весь процесс

онтогенетического и филогенетического развития, его психофизическое

совершенствование и социализацию Гелен представляет как процесс преодоления

обремененности. Результат этого процесса - становление человека как

культурного существа. Культура и является определяющей сущностью человека.

Отсутствие готовых средств и ресурсов физической организации человека

компенсируется его "второй природой" - культурой. В основе культуры лежит

духовное начало. Следовательно, сущность человека, дуалистична.

По иному к проблеме сущности человека подходит другой философ -

антрополог Г. Плесснер (1892 - 1991). Объясняя причины и факторы,

определяющие способность человека возвышаться над природной средой,

осознавать свою специфику, Плесснер обращается к особенностям психики

индивида.

Человек отличается от животного, как считает Плесснер, так называемой

Экс - центрической позицией, которая позволяет ему отделять свое "Я" от

своего физического существования, и, следовательно, осознавать свою

собственную "самость", осознавать себя как личность. Такое осознание

приводит и к осознанию внешнего мира. Кроме этого, Экс - центрическая

позиция задает способы реализации человеческого существования, отношение

человека к бытию. Основные формы отношения определяются, по Плесснеру,

тремя базовыми антропологическими законами.

Первый закон: человек должен сам себя сделать тем, что он есть. То

есть человек может жить, лишь сам управляя своей жизнью. Это управление

осуществляется на основе создания "второй природы" - культурного

творчества.

Второй закон: непосредственность познавательного отношения человека

к предметам всегда опосредованно его "Я". Таким образом, человек не только

растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. Этот

закон определяет способ, каким даны объекты человеку в познавательном и

эмоциональном отношении к миру. Эмоциональное отношение, по мнению

Плесснера, наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах его

самовыражения как смех и плач, которые представляют собой проявление

физико-духовной сущности человека, сочетающей в себе физическую реакцию и

духовную основу внутреннего мира личности.

Третий закон: закон "утопического места", который характеризует

неукорененность человека в бытии. В силу своей эксцентрической позиции

человек постоянно лишен равновесия. Достигнув чего-либо, человек сразу не

может обрести покой. Свое существование, как и существование всего сущего,

осознается человеком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску

такой основы мира, которая не подвержена случайности, являясь абсолютным

Бытием, Богом. В этом заключается ядро всякой религиозности. Но

"утопическое место" человека, его постоянное сомнение и неуверенность

распространяются и на идею Бога. Человеку не дано обладание знанием,

лишенным сомнения. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия.

Таким образом, мы видим, что в концепции Плесснера человек тоже

рассматривается как существо дуальное по своей природе. Антропологические

идеи М. Шелера, Г. Плесснера, А. Гелена позже были развиты и переосмыслены

Э. Ротхакером, М. Ландманом, Ф. Хаммером и др. К сожалению, попытки

синтезирования объективных и субъективных методов истолкования человека (к

ним можно отнести также психоаналитическую антропологию) потерпели неудачу.

Сторонники "философской антропологии" в каждом конкретном случае выбирают

отдельный специфический аспект (например: у Плесснера - эксцентрическая

природа, у Ландмана - "объективный дух" культуры) и возвышают его до уровня

единственного определяющего признака природы человека. Так что концепции

человека в русле направления "философская антропология" страдают

односторонностью.

Мы рассмотрели три основные тенденции в западной антропологии. Можно

сделать вывод, что крайние проявления объективизма и субъективизма,

онтологизма и антропологизма являются равно ложными. Ведь они раздваивают

единую и целостную природу человека, которая проявляет себя как в его

естественных потребностях и устремлениях, так и в его социальной ,

культурной, духовной и нравственной жизнедеятельности. Человек принадлежит

животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как

телесно - материальное образование он - как любой вид материи - подвержен

вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением и

речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности,

которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего

существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие

системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют

биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества

людей"([x]). Нельзя говорить о двух самостоятельных сущностях, сущность

человека едина. Чтобы познать ее, философия должна обращаться и к внешнему

миру объектов, и к внутренней жизни человека, и из этих отличных, но единых

по своему корню источников черпать свои представления о человеке. Если

объединить основные положения субъективной антропологии и объективистских

учений, то... это всего лишь - "если". Никому еще не удалось составить

целостную концепцию человека, в которой были бы сняты все крайности

предыдущих учений о человеческой сущности. Попытки были, но - тщетные.

Человек слишком сложен; дуальность его природы, включающей часто

противоположные начала, является загадкой, которую, возможно, разгадают в

будущем. Мы же в следующей главе попытаемся проанализировать двойную

детерминацию человека, которая выражается в оппозициях "социальное -

биологическое", "духовное - телесное".

Глава II

Дуальность природы человека

Осознание двойственности своей природы - фундаментальное событие в

жизни человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется

физическим и биологическим законам, с другой же - определяется социальными

нормами; представляя из себя определенную телесность, человек, несомненно,

является духовным существом. Двойная детерминация человека создает

динамическое напряжение, питающее культуру и "сублимируется" в форме ее

основных оппозиций: человек - животное, природа - общество, дух - тело,

человек - Бог, добро - зло и т.п. наличие в человеке этих

противоположностей как раз и символизирует вечную загадку его бытия, а

также стимулирует поиск человеком своего места в мире. Один выбирает путь

добра, злое начало предпочитает второй, третий идет извилистой тропинкой

между первыми. Сможет ли человек ответить на вопрос: где его единственно

верный путь? да и есть ли такой?

"Биологическое - социальное"

Проблема соотношения в человеке биологического и социального начал

не перестает быть предметом пристального внимания психологов, биологов,

социологов и, конечно, ученых - философов. Существует три различных

понимания ее. Первое берет начало от теорий, получивших название

биологических школ в социологии. В них человек рассматривается как

исключительно биологическое существо; главным же двигателем человеческого

общества считается борьба за существование и естественный отбор. К

биологическому направлению можно отнести учение Спенсера, расово -

антропологическую школу, органическую школу в социологии, социальный

дарвинизм. Безусловно, нельзя не согласиться с философами этого

направления, что человек является биологическим существом. Но, говоря о

"биологизации" человека и человеческого общества, абсолютно неправомерно

отождествлять то специфически биологическое, что характерно для животных, с

тем крайне сложным специфическим биологическим, что присуще человеку.

Биологические концепции находятся часто на грани между гуманизмом и

антигуманизмом. Так, например, представители расово - антропологической

школы нередко опускались до оправдания расизма.

Второе понимание соотношения в человеке биологических и социальных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.