Рефераты. Человек как философская проблема






философией и романтизмом. Романтики подчеркнули иррациональную природу

свободы, благодаря которой гений творчества достигает вершин. Немецкая

классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала

миросозидающие возможности человеческого разума. Исходя из дуалистического

понимания человека как существа, принадлежащего двум различным мирам -

природной необходимости и нравственной свободы, Кант разграничивает

антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношении: первая

изучает то, что делает природа из человека, вторая - что человек делает из

себя сам, как свободно действующее существо. В немецкой классической

философии нашли обоснование также культурно-историческая ангажированность

человеческого сознания (Гегель) и возможности чувственности в создании

подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах).

Подводя итоги разговору о проблеме человека в истории классической

философии, отметим, что практически любая философская система так или иначе

касалась этой проблемы, пытаясь ответить на вопросы: что есть человек? для

чего он живет? каким образом познает мир? и др. Иной вопрос: когда эта

проблема стала центральной?

Первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к

человеку. Проблема человека стала центральной для ряда философских и

религиозных течений. Шелер в своей работе "Положение человека в космосе"

(1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он

разработал обширную программу философского познания человека во всей

полноте его бытия, которая должна была соединить конкретно-научное изучение

человека с целостно-философским его постижением. За философским течением,

основателем которого стал Макс Шелер, закрепился термин "философская

антропология". Но этот термин имеет и другое, более широкое значение. Им

обозначается раздел философского знания, посвященный всестороннему

рассмотрению проблемы человека. "Философская антропология - это раздел

философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются

проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы

человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической

картины мира"([vi]). В этом смысле почти любая философская система имеет

свою антропологию, т.е. пытается объяснить проблему человека.

В первой главе нашего исследования мы проанализируем основные

тенденции западной философской антропологии ХХ века (имеется в виду широкое

значение термина "философская антропология"). Во второй главе мы обратимся

к одной из проблем этого раздела философского знания, а именно - к проблеме

дуальной сущности человека. Наконец, третья глава будет посвящена

обоснованию закрепления за классической художественной литературой термина

"художественная антропология".

Цель работы:

- проанализировать основные тенденции западной философской

антропологии;

- обратить внимание на двойную детерминацию человека, которая

выражается в оппозициях "дух - плоть", "социальное - биологическое";

- обосновать возможность закрепления за классической художественной

литературой термина "художественная антропология".

I глава

Основные тенденции

западной философской антропологии

Современная западная философская антропология сформировалась в период

всеобщего кризиса капиталистического мира: катастрофы двух мировых войн,

революционные выступления народных масс, фашизм. Все это воспринималось

людьми как глобальный кризис разума и гуманности, как закат всей

человеческой цивилизации. Человек почувствовал себя беспомощным и

растерянным перед мировыми потрясениями. Это обострило интерес к коренным

проблемам человеческого существования, которые потребовали своего нового

философского осмысления.

Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на

три большие группы:

1. субъективистски - антропологические,

2. объективистски - антропологические,

3. синтезирующие концепции человека.

Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Субъективистские концепции человека

В учениях этой группы бытие человека и мира познается из самого

человека, из субъективного "Я", через него, а сам человек понимается как

существо полностью или частично автономное от объективных сфер и

установлений. Субъективисты ищут обоснования общечеловеческого,

индивидуального и всякого другого бытия в глубинных сферах внутренней

индивидуальной жизни человека.

Характеристику субъективистских концепций человека мы начинаем с

экзистенциалистской философии, а именно с учения К. Ясперса (1883 - 1969).

Анализируя современное ему положение человека, Ясперс приходит к

выводу, что оно является формой массового существования. Индивид в таких

условиях нуждается в защите: человек стал простым колесиком в огромной

государственной машине, он утратил свою субстанцию, оказавшись во власти

чуждых и неподлинных форм существования. Поэтому задачу философии Ясперс

видит в том, чтобы указать человеку путь к преодолению этого состояния, к

обретению подлинно человеческой экзистенции. С этой целью философ пытается

раскрыть совокупность человеческих возможностей, которые являются

средствами для свободных решений индивидуума.

Побудительные первоистоки всякого философствования Ясперс видит в

самом человеке. Такими первоистоками он считает удивление, сомнение,

сознание потерянности и коммуникацию.

Удивление рождает вопрос о познании. Познание сущего неизбежно

приводит к сомнению, с помощью которого осуществляется критическое

испытание достоверности познанного. Очень важно, где и как с помощью

сомнения обретается почва для уверенности. Сомнение может быть использовано

для уверенного ориентирования в мире вещей и для прояснения положения

человека в его жизненной ситуации, для осознания им собственной самости. В

последнем случае человек, входя в состояние потрясенности и потерянности,

может осознать свою сущность.

Важным побудительным импульсом к философствованию Ясперс считает

обнаружение человеком собственной слабости и бессилия. Для этого

предлагается все, что являет собой объективную реальность и находится не во

власти человека, рассматривать как нечто безразличное человеку, а то, что

принадлежит ему (способ и содержание его представлений), привести к ясности

посредством мышления.

В таком критическом анализе жизненного положения человека Ясперс

обращает внимание не на временные факторы, которые могут быть изменены

усилиями самого человека, а на те жизненные ситуации, которые в своем

существе остаются неизменными. Ими являются смерть, страдание, борьба,

предоставленность человека воле случая, неизбывная виновность. Их Ясперс

называет основными или пограничными ситуациями нашего существования. После

удивления и сомнения именно осознание этих пограничных ситуаций он

провозглашает наиболее глубоким истоком философии. В обыденной жизни

человек забывает о них или сознательно отвлекается от них, живя интересами

своих повседневных нужд и целей. Кажущаяся надежность, которую человек

якобы обретает в бытовой жизни, не устраняет постоянной угрозы

человеческому существованию. В произведениях рук человеческих, ценность

которых может быть поставлена под сомнение, нет присутствия Бога в мире.

именно ощущение ненадежности бытия заставляет человека не удовлетворяться

найденным в мире и обращать взор на нечто не от мира сего.

Философия, по мнению Ясперса, не претендует на функции универсальных

спасающих религий, но она в некотором смысле служит средством преодоления

мира и является своеобразным аналогом спасения. Что еще требуется человеку

для самораскрытия? Здесь Ясперс вводит вопрос о коммуникации, который

отражает специфику его экзистенциализма. Суть его состоит в том, что

отдельный человек сам по себе не может стать человеком и что сознание

действительно лишь в коммуникации с другим самобытием.

Что имеет в виду Ясперс, говоря о коммуникации ? отметим сначала, что

бытие в его концепции имеет троякое членение: 1. предметное бытие, или

"бытие - в мире"; 2. экзистенция, т.е. необъективируемая человеческая

емкость; 3. трансценденция как непостижимый предел всякого бытия и

мышления. Человек причастен ко всем видам бытия: как бытие он природное

существо; в форме сознания (бытие 2) человек представляет собой центр

конституитивной активности; в качестве духовного существа он связан с

идеями, т.е. с тем, что превосходит чисто категориальное мышление.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, и в

качестве экзистенции он может быть объяснен только из самого себя, из его

однократной специфической исторической ситуации. Экзистенция не подчинена

никакой всеобщей сущности и прочным законам, она есть исторически

однократное бытие, которое в своей свободе является первоначалом своего

собственного "Я". Подлинная ценность человека заключается именно в его

исторической исключительности и незаменимости. Этот экзистенциональный

характер человека с особой силой раскрывается в так называемых пограничных

ситуациях, которые отрезвляют нас, пробуждают нас к пониманию своей

сущности. Лучший путь, ведущий человека к экзистенции, - "экзистенциальная

коммуникация". Человек не может быть абсолютно одинок. Он жив только своей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.