подчеркивал, что даже область иррациональной жизнедеятельности человека
может быть исследована с помощью новой формы разума, "жизненного разума",
который должен быть еще создан. Основной задачей "жизненного разума"
Оргтега видит в том, чтобы дать истину каждому человеку в его особой
индивидуальной ситуации.
В работе "Восстание масс" (1929) Ортега - и - Гассет одним из первых
зафиксировал феномен возникновения "массового сознания" в европейском
менталитете. "Масса" у Ортеги трансформируется в толпу, представители
которой захватили господствующие позиции в общественных структурах,
навязывая собственные люмпенские псевдо-ценности остальным социальным
движениям. "Массы внезапно стали видны, они расположились в местах,
излюбленных "обществом". Они существовали и раньше, но оставались
незаметными, занимая задний план социальной сцены; теперь они вышли на
авансцену, к самой рампе, на места главных действующих лиц. Герои исчезли,
остался хор"([vii]). Основное свойство существа из "массы" - не только его
стандартность, но и его физическая инертность. Репрезентанты "массы" живут
без определенного "жизненного проекта", находя смысл существования в
достижении предельной идентичности с другими. "Человек массы - это тот, кто
не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или
дурного, кто чувствует, что он - "точь- в- точь, как все остальные", и
притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким
же, как все"([viii]).
Итак, Ортега - и - Гассет выявил ряд важных сторон проблемы человека.
Но для их обоснования была необходима соответствующая методология. Ортега,
выступая против методологии экзистенциалистов, противопоставляя понятию
"бытие" понятие "жизнь", сам не сумел выдвинуть какие-либо принципы связи
человека и мира, качественно отличные от положений философов -
экзистенциалистов, не смог наполнить понятие "жизнь" качественно новым
философским содержанием. Вместе с тем, концепция человека Ортеги - и -
Гассета не утратила своей актуальности до сего дня.
К субъективистским учениям о человеке следует также отнести
персоналистские концепции и прагматическую антропологию.
Персонализм - это "теистическое направление современной буржуазной
философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей
духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности
верховной личности - Бога"([ix]). Персоналистическую антропологию развивали
Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Ландсберг, П. Рикер и др. Персоналисты попытались
модернизировать христианские представления о человеке, обращаясь к
реальным, земным проблемам человеческого существования. Принципу
идеалистического монизма и панлогизма они противопоставили идеалистический
плюрализм - множественность существований, воль, личностей. При этом не
отвергается творение мира Богом. Личность становится фундаментальной
категорией онтологии, основным проявлением бытия, в котором волевая
активность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности
коренятся не в ней самой, а в бесконечном начале - Боге. В центр своего
учения проблему человека поставили и философы другого направления,
прагматического.
Философы - прагматисты обвинили всю прежнюю философию в отрыве от
жизни, абстрактности и созерцательности. Философия, по их мнению, должна
стать общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в
различных жизненных ситуациях, в процессе их практической деятельности.
Если классическая философия видела в человеке прежде всего размышляющее и
созерцающее существо, удивленное окружающим миром и стремящееся в меру
своих возможностей понять и объяснить его, то прагматисты рассматривали
человека как существо деятельное по преимуществу. Его практическая и
теоретическая активность вызывается непосредственными жизненными нуждами и
потребностями и направлена на их удовлетворение. Именно такое понимание
человека, которое вытекает из дарвиновских, эволюционистских принципов
приспособления к среде, борьбы за существование и выживание наиболее
приспособленных, и является спецификой прагматической антропологии.
Мы рассмотрели наиболее яркие учения о человеке, которые можно
отнести к субъективистско - антропологическому направлению западной
философии ХХ века. И теперь переходим к анализу объективистских и
сциентистских концепций человека.
Объективистски - онтологические
учения о человеке
Объективистские концепции человека отличаются от субъективистских
тем, что в них человек и окружающий его мир, смысл всякого бытия познаются
из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся во
всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов,
сущностей, фаталистически понимается социально-историческая закономерность.
К объективистски - онтологическим учениям о человеке можно отнести
структуралистскую антропологию, социо - биологию, концепцию человека в
философии физикализма и операционально- бихевиористское учение о человеке.
В такой последовательности мы и будем рассматривать их далее.
Структуралистская антропология во многом является производной по
отношению к субъективно - иррационалистическим учениям, которые были
рассмотрены выше. Ее кульминация относится к 60 - м годам, когда
обнаружилась социально-историческая и философская исчерпанность
экзистенциализма. Насущной потребностью общества становится объективное
знание о человеке и наука, способная дать это знание. Смысл проблемы
человека стали искать не на путях умозрительного конструирования
абстрактной сущности человека, а на пути конкретного анализа, детальных
разработок в тех или иных областях знания о человеке. На уровне таких
специально - научных разработок и возникает структуралистская антропология,
являющаяся результатом самоосмысления и самообоснования научного знания в
общем философском и идейном контексте. В чем же состоит качественное
отличие субъективизма от предшествующей ему философии экзистенциализма?
Пафос экзистенциалистского гуманизма заключается в опоре на ценность
произвольного действия, которое утверждает абсолютную свободу воли и
творчества. Для структуралистов же свобода оказывается гораздо теснее
связанной с необходимостью, чем с произволом, который как раз выступает как
проявление несвободы. Свобода есть фикция, видимость. Поэтому известный
философ - структуралист Леви - Стросс видит свою задачу в достижении того
уровня объекта, на котором открывается закономерность, присущая иллюзии
свободы.
Структурализм в корне отрицает так называемый "экзистенциалистский
гуманизм", который является идеологической конструкцией, скрывающей от
субъекта подлинный образ необходимости. Утверждается возможность нового,
более широкого понимания гуманизма.
"Новый гуманизм" - это задача, стоящая перед антропологией, это
решающий жизненный эксперимент, психологическая готовность и теоретическая
способность принятия Другого, путем переосмысления самого себя. Этот
жизненный эксперимент требует "радикальной объективации" всех собственных
установок и предрассудков, т.е. отказа от всего, что кажется привычным и
естественным, а также "изначальной идентификации" или чувства
сопринадлежности другому. Ритуалом посвящения в миссионеры, которые должны
утвердить "новый гуманизм", является "полевое исследование". Жизнь в
тропиках может являться как раз лабораторной ситуацией для такого
исследования; она способна пробудить "антропологическое сомнение", которое
заключается не только в осознании того, что ты ничего не знаешь, но и в
решимости подвергнуть и свое знание, и свое невежество, все свои мысли и
привычки унижению и опровержению - со стороны тех мыслей и привычек,
которые могут в наивысшей степени им противоречить.
"Новый гуманизм", по мнению структуралистов, должен выстроить общий
для всех людей дом, перепроверив все уже построенное по кирпичику, причем с
опорой на фундамент, на то, что действительно общее для всех обитателей
этого дома. Несомненно, целый ряд качеств отличает современного человека от
"дикаря", но вместе с тем целый ряд качеств объединяет тех и других. Именно
на последние и должен обратить внимание философ - гуманист, углубляя свое
исследование до тех уровней, относительно которых можно будет сказать: это
наше общее достояние. Если общечеловеческий язык, например, не
обнаруживается на уровне сознания, он может быть найден на бессознательном
уровне, т.е. там, где чувственное не противопоставлено рациональному, а
раскрывает свое взаимодействие с ним. Это есть "сверхрационализм" -
рационализм, интегрировавший в себя чувственность и неотрывный от нее.
Вопрос о возможности такого "сверхрационализма" - это вопрос о единстве
человеческой природы на уровне наиболее фундаментальных ее проявлений. Ведь
под зыбкими поверхностями явлений, по мнеию Леви - Стросса, просвечивается
в их глубине их общая "сверхрациональная" основа, обнаруживается смысл и
порядок, бессознательно функционирующая структурированность.
В качестве опор структуралистского "нового гуманизма" выступили
структура, язык и бессознательное. Редукцией субъективно всеобщего к
объективно всеобщему (истории - к структуре, субъекта - к языку, сознания -
к бессознательному) структуралистская антропология надеялась преодолеть
субъективизм иррациональной антропологии. Она развенчивает историческое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9