в расцвете духовных сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет, но
не написана ещё и половина произведений. Теперь они появляются одно за
другим – книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критической
философии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных
сферах. Обретённая истина подвергается многократной проверке, выдержав
которую получает дополнительное обоснование, а, не выдержав, заменяется
новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и
совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание
уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его
статья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Статья
открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более
или менее общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем,
Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных
результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека
наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие,
злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если
отвлечься от них, то в общем, ходе истории можно увидеть некую общую для
всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в
человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность
вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,
которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной
любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,
что путь раздора в конечном итоге ведёт к достижению всеобщего правового
гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,
совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе
будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких
условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в
человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в
некоторых более поздних работах, например, в статье «Предполагаемое начало
человеческой истории» (1786).
В 1787 году «Критика чистого разума» была издана повторно. Тем временем
Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в
течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов
(это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание
к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не
статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме
и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и
необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число
сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам.
Научный спор, по его мнению, интересен тогда, когда можешь сказать что-то
новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости – занятие
неблагодарное, тем более что перед Кантом открылся, наконец, неизведанный
континент мысли, вокруг которого давно спорили великие философы и к
которому он сам стремился много лет. Речь идёт об этике. В этой области
заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно интерес к
этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в первую очередь
побудили Канта взяться за написание «Критики чистого разума». Первое
систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики
нравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ стремился показать
единство практического и теоретического разума, (то есть нравственности и
науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии решить подобную
задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал «Критику
практического разума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание этих двух
этических работ частично повторяет, частично дополняет друг друга. В них
изложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только в
преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала
в завершённом виде, это – «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное
Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Предшествовавшие
теории были гетерономны, то есть выводили мораль из внешних по отношению к
ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных принципов в некоем
принудительном предписании – воле бога, установлениях общества, требованиях
врождённого чувства. Другие настаивали на том, что представление о добре и
зле суть производные от целей, которых добивается человек, и последствий,
которые вытекают из его поведения, от его стремления к счастью,
наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и
самоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто не
добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ нравственных
понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены
в разуме человека. Исходное понятие этики Канта – автономная добрая воля.
Она не пассивна, от её носителя мыслитель требует действия, поступка.
Моральный поступок выглядит как результат некого внутреннего императива
(повеления), порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей
действительности. В связи с этим философ подчёркивает первенство
практического разума по сравнению с теоретическим. Главное – поведение, а
значение вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно
специального обоснования, достаточно интуиции («способности суждения»).
Здесь Кант расходится с «первооткрывателем» морали Сократом, для которого
добро совпадает со знанием и отсутствие знания является единственным
источником всякого морального несовершенства. Таким образом, автор
«Критики» и «Основ» выходит за пределы просветительского рационализма.
Природа человека по Канту – его свобода. Свобода с точки зрения этики не
произвол, не просто логическая конструкция, при которой из данной причины
могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода
личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими
людьми. «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам, - это
одно и тоже». Свобода человека возможна постольку, поскольку он – дитя двух
миров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человека
игрушкой внешней причинности, здесь он подчинён посторонним силам – законам
природы и установлениям общества. Но как член ноуменального мира «вещей
самих по себе» он наделён свободой. Эти два мира не антимиры, они
взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный мир содержит основание
чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный характер человека лежит в
основе его феноменального характера. Раздвоенность человека устраняется
механизмом совести. Нельзя всё правильно понимать, но неправильно поступать
тоже. Определи сам себя, проникнись сознанием морального долга, следуй ему
всегда и везде, сам отвечай за свои поступки – такова квинтэссенция
кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Существенное место в
философской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкает
непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает из
божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведёт к религии.
Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в
соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо
признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованию
антитезиса посвящён трактат «Религия в пределах только разума». Кант
присматривается к прошлому, ищет социально-психологические корни веры в
бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал – добра и
зла. Философ начинает с размышлений о нравственной природе человека.
Человек, утверждает он, по природе зол. В нём заключена неизбывная
склонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако,
изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными
задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в
правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой
склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе
мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличия
общественной потребности в добре. Переживание вины (своей собственной или
чужой, к которой ты лишь сопричастен) – основа морали. В учении о религии
чётко проявился историзм кантовского мышления. Кант видит изначальное, по
сути дела безрелигиозное состояние людей, затем первый, ещё не совершенный
тип религии, который называется «богослужебным». Третий этап – вера разума.
Богослужебная религия рассчитана на снискание благосклонности верховного
существа, которое можно умилостивить путём почитания, сакральными жертвами,
соблюдением предписаний и обрядов. Человек льстит себя мыслью, что бог
может сделать его счастливым без того, чтобы самому стать лучше. Религия
разума – это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции без
примеси какого бы то ни было расчёта, без переложения ответственности на
высшие силы. Это религия доброго образа жизни, которая обязывает к
внутреннему совершенствованию. Бог – это моральный закон, как бы
существующий объективно, это – любовь, - так говорится на страницах
«Метафизики нравов», наиболее поздней этической работы автора. Христианство
автор приемлет как нравственный принцип, как программу человеколюбия.
Совершенствуя эту программу, он пытается обосновать её теоретически.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8