Рефераты. Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества






в расцвете духовных сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет, но

не написана ещё и половина произведений. Теперь они появляются одно за

другим – книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критической

философии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных

сферах. Обретённая истина подвергается многократной проверке, выдержав

которую получает дополнительное обоснование, а, не выдержав, заменяется

новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и

совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание

уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его

статья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Статья

открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более

или менее общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем,

Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных

результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека

наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие,

злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если

отвлечься от них, то в общем, ходе истории можно увидеть некую общую для

всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в

человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность

вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,

которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной

любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,

что путь раздора в конечном итоге ведёт к достижению всеобщего правового

гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,

совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе

будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких

условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в

человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в

некоторых более поздних работах, например, в статье «Предполагаемое начало

человеческой истории» (1786).

В 1787 году «Критика чистого разума» была издана повторно. Тем временем

Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в

течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов

(это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание

к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не

статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме

и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и

необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число

сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам.

Научный спор, по его мнению, интересен тогда, когда можешь сказать что-то

новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости – занятие

неблагодарное, тем более что перед Кантом открылся, наконец, неизведанный

континент мысли, вокруг которого давно спорили великие философы и к

которому он сам стремился много лет. Речь идёт об этике. В этой области

заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно интерес к

этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в первую очередь

побудили Канта взяться за написание «Критики чистого разума». Первое

систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики

нравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ стремился показать

единство практического и теоретического разума, (то есть нравственности и

науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии решить подобную

задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал «Критику

практического разума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание этих двух

этических работ частично повторяет, частично дополняет друг друга. В них

изложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только в

преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала

в завершённом виде, это – «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное

Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Предшествовавшие

теории были гетерономны, то есть выводили мораль из внешних по отношению к

ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных принципов в некоем

принудительном предписании – воле бога, установлениях общества, требованиях

врождённого чувства. Другие настаивали на том, что представление о добре и

зле суть производные от целей, которых добивается человек, и последствий,

которые вытекают из его поведения, от его стремления к счастью,

наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и

самоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто не

добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ нравственных

понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены

в разуме человека. Исходное понятие этики Канта – автономная добрая воля.

Она не пассивна, от её носителя мыслитель требует действия, поступка.

Моральный поступок выглядит как результат некого внутреннего императива

(повеления), порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей

действительности. В связи с этим философ подчёркивает первенство

практического разума по сравнению с теоретическим. Главное – поведение, а

значение вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно

специального обоснования, достаточно интуиции («способности суждения»).

Здесь Кант расходится с «первооткрывателем» морали Сократом, для которого

добро совпадает со знанием и отсутствие знания является единственным

источником всякого морального несовершенства. Таким образом, автор

«Критики» и «Основ» выходит за пределы просветительского рационализма.

Природа человека по Канту – его свобода. Свобода с точки зрения этики не

произвол, не просто логическая конструкция, при которой из данной причины

могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода

личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими

людьми. «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам, - это

одно и тоже». Свобода человека возможна постольку, поскольку он – дитя двух

миров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человека

игрушкой внешней причинности, здесь он подчинён посторонним силам – законам

природы и установлениям общества. Но как член ноуменального мира «вещей

самих по себе» он наделён свободой. Эти два мира не антимиры, они

взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный мир содержит основание

чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный характер человека лежит в

основе его феноменального характера. Раздвоенность человека устраняется

механизмом совести. Нельзя всё правильно понимать, но неправильно поступать

тоже. Определи сам себя, проникнись сознанием морального долга, следуй ему

всегда и везде, сам отвечай за свои поступки – такова квинтэссенция

кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Существенное место в

философской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкает

непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает из

божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведёт к религии.

Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в

соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо

признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованию

антитезиса посвящён трактат «Религия в пределах только разума». Кант

присматривается к прошлому, ищет социально-психологические корни веры в

бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал – добра и

зла. Философ начинает с размышлений о нравственной природе человека.

Человек, утверждает он, по природе зол. В нём заключена неизбывная

склонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако,

изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными

задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в

правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой

склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе

мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличия

общественной потребности в добре. Переживание вины (своей собственной или

чужой, к которой ты лишь сопричастен) – основа морали. В учении о религии

чётко проявился историзм кантовского мышления. Кант видит изначальное, по

сути дела безрелигиозное состояние людей, затем первый, ещё не совершенный

тип религии, который называется «богослужебным». Третий этап – вера разума.

Богослужебная религия рассчитана на снискание благосклонности верховного

существа, которое можно умилостивить путём почитания, сакральными жертвами,

соблюдением предписаний и обрядов. Человек льстит себя мыслью, что бог

может сделать его счастливым без того, чтобы самому стать лучше. Религия

разума – это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции без

примеси какого бы то ни было расчёта, без переложения ответственности на

высшие силы. Это религия доброго образа жизни, которая обязывает к

внутреннему совершенствованию. Бог – это моральный закон, как бы

существующий объективно, это – любовь, - так говорится на страницах

«Метафизики нравов», наиболее поздней этической работы автора. Христианство

автор приемлет как нравственный принцип, как программу человеколюбия.

Совершенствуя эту программу, он пытается обосновать её теоретически.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.