устремлённости к благу, то он пока в этом не сомневается.
Значительное влияние на Жизнь и творчество Иммануила Канта оказала
война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия
потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими
войсками. В составе Российской Империи появилась новая административная
единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской
императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета
принёс присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное
население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались.
Напротив, к обычным лекциям прибавились ещё и занятия с русскими офицерами.
Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы
философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие
известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа
Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской
столице своего отца генерала В.И. Суворова.
В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившееся
место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою
кандидатуру по настоянию давнего благожелателя – пастора Шульца, который
стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти
кандидатов Академический совет выбрал двух – математика Бука и Канта.
Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа.
Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по
преподавательскому стажу. Может, сыграло роль и другое обстоятельство.
Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в
губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным
сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что
Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение
данного вопроса, предпочёл передать кафедру философии математику Буку,
равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В
этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его
творчества. Много лет спустя философ назовёт своё состояние в магистерские
годы, свою приверженность к вольфианству «догматическим сном». Он запретит
пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как «Опыт
некоторых рассуждений об оптимизме» (1759) и «Мысли магистра Иммануила
Канта… по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа»
(1760), в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира,
высказывал мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и
любое другое отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого.
Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цель
сама по себе», которую он развивал в более поздние годы.
Глава II.
1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую
роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его
критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака Руссо.
Руссо стал для Канта, по признанию последнего, «вторым Ньютоном». Если под
влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,
устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему
заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии
называл ещё и Давида Юма в качестве мыслителя, который «помог ему
пробудиться от догматического сна». Руссо повлиял на Канта как на человека
и моралиста, Юм подтолкнул его к новым теоретико-познавательным поискам,
пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.
В преддверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,
брошюру – приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном
естественнонаучные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят
философский вопрос. Брошюра называлась «Ложное мудрствование в четырёх
фигурах силлогизма» и содержала первую попытку критики формальной логики,
служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское
преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной
деятельности человека для познания, и был убеждён, что возможности
выведения одних понятий из других путём построения умозаключений
бесконечны. В этой работе он серьёзно задумывается над тем, как ввести в
философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная в 1762
году работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии и
морали». Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской
академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана
почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой
работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном
многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя
указанную проблему, учёный приходит к выводу, что истинная философия ещё не
написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который
Ньютон ввёл в естествознание и который принёс там столь плодотворные
результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,
отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -
это не только показания чувств, но и «внутренний опыт», непосредственно
очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему
становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает
важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя
смешивать истину и благо, знание, и моральное чувство. Грядущую философскую
революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате «Опыт
введения в философию понятия отрицательных величин». Внимание мыслителя
привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений
– установленное ещё в габилитационной диссертации различие между логическим
и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может
быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность
состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое-либо высказывание
или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в результате чего
получается ничто. Иное – реальная противоположность, которая стоит в
противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, но
следствием будет нечто реально существующее.
В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на которого
тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на теологическом
факультете, обладал незаурядными способностями и усидчивостью, писал
неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта – Галлеру и Попу. Это был
Иоган Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене. У
Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы – метафизику, мораль,
логику, математику и физическую географию. Старательно записывал их,
приводя дома свои конспекты в порядок. Сохранились все его записи –
аккуратные, ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующих философа.
На основании этих конспектов и работы Канта «Единственное возможное
основание для доказательства бытия бога», вышедшей в конце 1762 года, можно
судить о том какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кант
говорит о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы
не можем убедиться в его существовании. Исследователю остаётся положиться
на разум: только система рассуждений (Кант приводит её в своей работе)
приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое
существо. Встаёт, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к
религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия – разные
вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При
воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать
понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастет
хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре
послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон
человеческого поведения – «поступай в соответствии со своей моральной
природой».
В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и
уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в
научную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,
аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.
Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году «Наблюдения над чувством
возвышенного и прекрасного» принесли ему славу модного автора. Но он всё
ещё приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В берлине
понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из
министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложение
занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало в
Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шёл к ней
прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля было
обещано «весьма умелого и с всеобщим успехом преподающего доцента Канта
выдвинуть при первой же возможности». Значительное место среди работ этого
периода занимает работа «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики»,
экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, а
скорее эссе, посвящённое деятельности Иммануила Сведенборга, человека
необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8