Рефераты. Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества






устремлённости к благу, то он пока в этом не сомневается.

Значительное влияние на Жизнь и творчество Иммануила Канта оказала

война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия

потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими

войсками. В составе Российской Империи появилась новая административная

единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской

императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета

принёс присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное

население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались.

Напротив, к обычным лекциям прибавились ещё и занятия с русскими офицерами.

Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы

философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие

известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа

Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской

столице своего отца генерала В.И. Суворова.

В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившееся

место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою

кандидатуру по настоянию давнего благожелателя – пастора Шульца, который

стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти

кандидатов Академический совет выбрал двух – математика Бука и Канта.

Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа.

Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по

преподавательскому стажу. Может, сыграло роль и другое обстоятельство.

Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в

губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным

сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что

Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение

данного вопроса, предпочёл передать кафедру философии математику Буку,

равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В

этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его

творчества. Много лет спустя философ назовёт своё состояние в магистерские

годы, свою приверженность к вольфианству «догматическим сном». Он запретит

пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как «Опыт

некоторых рассуждений об оптимизме» (1759) и «Мысли магистра Иммануила

Канта… по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа»

(1760), в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира,

высказывал мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и

любое другое отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого.

Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цель

сама по себе», которую он развивал в более поздние годы.

Глава II.

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую

роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его

критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака Руссо.

Руссо стал для Канта, по признанию последнего, «вторым Ньютоном». Если под

влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,

устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему

заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии

называл ещё и Давида Юма в качестве мыслителя, который «помог ему

пробудиться от догматического сна». Руссо повлиял на Канта как на человека

и моралиста, Юм подтолкнул его к новым теоретико-познавательным поискам,

пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.

В преддверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,

брошюру – приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном

естественнонаучные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят

философский вопрос. Брошюра называлась «Ложное мудрствование в четырёх

фигурах силлогизма» и содержала первую попытку критики формальной логики,

служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское

преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной

деятельности человека для познания, и был убеждён, что возможности

выведения одних понятий из других путём построения умозаключений

бесконечны. В этой работе он серьёзно задумывается над тем, как ввести в

философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная в 1762

году работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии и

морали». Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской

академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана

почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой

работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном

многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя

указанную проблему, учёный приходит к выводу, что истинная философия ещё не

написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который

Ньютон ввёл в естествознание и который принёс там столь плодотворные

результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,

отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -

это не только показания чувств, но и «внутренний опыт», непосредственно

очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему

становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает

важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя

смешивать истину и благо, знание, и моральное чувство. Грядущую философскую

революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате «Опыт

введения в философию понятия отрицательных величин». Внимание мыслителя

привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений

– установленное ещё в габилитационной диссертации различие между логическим

и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может

быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность

состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое-либо высказывание

или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в результате чего

получается ничто. Иное – реальная противоположность, которая стоит в

противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, но

следствием будет нечто реально существующее.

В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на которого

тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на теологическом

факультете, обладал незаурядными способностями и усидчивостью, писал

неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта – Галлеру и Попу. Это был

Иоган Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене. У

Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы – метафизику, мораль,

логику, математику и физическую географию. Старательно записывал их,

приводя дома свои конспекты в порядок. Сохранились все его записи –

аккуратные, ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующих философа.

На основании этих конспектов и работы Канта «Единственное возможное

основание для доказательства бытия бога», вышедшей в конце 1762 года, можно

судить о том какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кант

говорит о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы

не можем убедиться в его существовании. Исследователю остаётся положиться

на разум: только система рассуждений (Кант приводит её в своей работе)

приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое

существо. Встаёт, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к

религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия – разные

вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При

воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать

понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастет

хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре

послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон

человеческого поведения – «поступай в соответствии со своей моральной

природой».

В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и

уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в

научную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,

аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.

Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году «Наблюдения над чувством

возвышенного и прекрасного» принесли ему славу модного автора. Но он всё

ещё приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В берлине

понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из

министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложение

занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало в

Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шёл к ней

прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля было

обещано «весьма умелого и с всеобщим успехом преподающего доцента Канта

выдвинуть при первой же возможности». Значительное место среди работ этого

периода занимает работа «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики»,

экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, а

скорее эссе, посвящённое деятельности Иммануила Сведенборга, человека

необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.