Рефераты. Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества






Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

Уральский Институт Экономики Управления и Права

Экономический факультет

Реферат

ПО ФИЛОСОФИИ

Тема: Биография Иммануила Канта.

Догматический и критический этапы творчества.

Исполнитель: студент группы ФК-101 Касимовцев

Дмитрий Александрович

Руководитель: проф. Пивоваров Данил

Валентинович

Екатеринбург - 2000

Содержание:

1. Введение

3

2. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта

5

3. Глава II:Переломный период или переход от догматического

к критическому

10

4.Глава III: Критический период:

а) «Критика чистого разума»

14

б) Этика по Канту

18

в) Эстетика по Канту

21

5. Глава IV: Завершение пути

26

6. Заключение

28

7.Список литературы

30

Введение.

Две вещи наполняют душу все новым и

нарастающим удивлением и благоговением,

чем чаще, чем продолжительнее мы

размышляем о них, - звездное небо надо

мной и моральный закон во мне.

И. Кант

Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа

Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его

творчества. Канта принято называть «основоположником немецкой классической

философии». Действительно, почти все виды классического и современного

философствования, так или иначе, восходят к творчеству этого мыслителя. Его

труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном

развитии. Суть её состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперёд

рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,

которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с

Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий учёный впервые в

истории философии отвлёкся от космоса и занялся изучением человеческой

природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает

о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах

бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи

Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они

звучат на данном этапе развития человеческого общества – в период

гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью и

разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо

отметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую в

голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально

подготовленные листы, чаще – первый попавшийся на глаза клочок: только что

поступившее письмо, счёт от торговца и т.д. На таких клочках можно найти

поражающие глубиной идеи – прозрения, которые обгоняют систематизированную

мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и

заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершённым

произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои

лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику – по Майеру,

метафизику – по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение

записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных

местах, даже в тексте между строчками, всё то, что приходило ему в голову в

этот момент. За многие годы преподавания, принадлежащие ему учебники,

оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера

«Логика» составили почти целиком содержание шестнадцатого тома

академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют

десять томов – больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта

отсутствуют, но на основании целого ряда признаков публикатору кантовского

рукописного наследия Э. Адикенсу удалось не только рассортировать материал

тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом

порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным

дневником Канта. Для того чтобы составить верное представление о характере,

привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до настоящего

времени соответствующие свидетельства его современников. Таким образом,

помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу – любому,

кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо внимательно

изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы философа, в которых

зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие мысли, высказанные в

оконченных произведениях, а также множество других, дошедших до

современного читателя источников, в которых содержатся сведения о его

жизненном и творческом пути.

Как автор данного реферата, я не претендую на всестороннее и

исчерпывающее рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена,

прежде всего, описанию жизни учёного. Но у Канта нет иной биографии, кроме

истории его духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина –

процесс. Никогда философом не овладело чувство, что, всё сделано, что

обретён абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал своё учение. Его жизнь –

непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,

когда мысль вышла из-под его контроля.

Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учётом

традиционного деления творческого пути Канта на два периода. Границу между

ними различные исследователи определяют по-разному. Одни считают такой

границей середину 60-х годов XVIII века, другие – приблизительно 1770 год.

По-видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного

этапа на другой происходил постепенно, путём долгих и часто мучительных

исканий. Первый этап – так называемый «докритический» или «догматический».

В этот период философ занимался главным образом естественнонаучными

проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную»

космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция

солнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». В

это же время философ высказал предположение о существовании большой

вселенной, галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении

суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об

относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант

пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе

изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и

основанием логическим. Своё состояние в эти годы сам Кант называл

«догматическим сном». Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-

дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап –

так называемый «критический». В работах этого периода последовательно

излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о

целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на

критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке

соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма,

Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение

современников мистикой и «духовидением». В этот период он придает большое

значение использованию в философии опытного знания. Объём данного реферата

не позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизни

и творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимые

эпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого из

этапов.

Глава I.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье

шорника Иогана Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из

Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу

был выходцем из Латвии, а по матери – уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине

города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро

детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду,

честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым

здоровьем, и мать – Анна Регина – старалась привить сыну физическое и

нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение.

В1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету

друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в

государственную церковную гимназию – «коллегию Фридриха», на латинское

отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.