Рефераты. Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности






американская Декларация Независимости, французская Декларация Прав человека

и гражданина, "Русская правда" ("Конституция") декабриста П.И.Пестеля и

другие акты - всё это приметы сложного и медленного пути к свободам

личности, видение личности как субъекта исторического процесса.

Возможно, здесь сказалось и то, что саму философию ХУ111-Х1Х вв.

крайне мало интересовала проблема свободы личности: она не была поставлена

ни Гоббоом, ни Локдом; даже Руссо признавал некую необходимость

существования "суверена", который должен быть "всем", не зная ограничений

ни в чём, поскольку в противном случае это будет уже не власть. Правда, по

Руссо, государство и власть существуют для того, чтобы охранять свободы

личностей, но практически это не осуществлялось ни в самой Франции, ни в

каких-либо других государствах мира вплоть до революционных бурь середины

XIX века.

Специфика обществ Востока определялась тем, что в его структурах

выделялись два основных полюса: система более или менее замкнутых и

разрозненных сельских общин и централизованная государственная

администрация ("восточная деспотия"), стоявшая над всеми. Здесь

существовали разнообразные кланы, касты, секты, землячества, общины и

прочие объединения, которые жестко определяли (детерминировали) место

человека в обществе. Выработанные на Востоке корпоративные связи были

закреплены традициями и освящены религиозными нормами. Система этих связей

стала основой социальной структуры, причём, её консервативность вполне

соответствовала политическому деспотизму восточного государства по

отношению к личности. В результате взаимозависимости государства и его

замкнутых социальных структур создались условия для необычайной

стабильности, неизменности, застойности стран Востока.

Таким образом, следует признать, что на всём протяжении истории

человечества, вплоть до наших дней, развитие социальных отношений

складывается не в пользу личности, её свобод и плодотворного

функционирования. В основу отношений в обществе кладется принцип подчинения

и самоподчинения человека вначале роду-племени, а затем государству,

различным коллективам, где над всеми другими принципами возвышается принцип

единства, наиболее значительно обусловленный в философии Гегелем: "...

всемирной истории .,. индивиды служат лишь в качестве средства её

поступательного движения"[24].

Будучи существом общественным, человек осуществляет свою деятельность

не изолированно, а в процессе взаимодействия о другими людьми. При этом

каждый человек преследует свои собственные, сознательно поставленные цели,

а общий итог ("равнодействующая") такого множества действующих по разным

направлениям стремлений и из разнообразных воздействий на внешний мир, "

это, собственно, и есть история. Вопрос сводится к тому, чего хочет это

множество отдельных лиц. Воля определяется страстью и размышлением. Но те

рычаги, которыми непосредственно определяются страсть и размышления бывают

самого разнообразного характера.

Признание детерминированности человеческих поступков даёт объективную

картину (основу) для научной оценки социальных действий личностей.

Центральным звеном механизма социальной детерминации деятельности людей

являются их потребности и интересы, ибо, именно с их помощью и через них

объективное переводится в субъективное и благодаря им формируется

специфический социальный субъект со своими стремлениями, целями,

ожиданиями; они побуждают людей к деятельности, являются источником их

активности. В этом смысле они выступают непосредственными детерминантами и

побудительными мотивами человеческой деятельности. Следовательно, люди

действуют в соответствии со своими потребностями и интересами. Но чтобы

стать побудительным мотивом к деятельности, и те и другие должны быть

осознаны. Поэтому сознание в виде "осознанных побуждений" выступает

необходимым посредствующим эвеном в цепи детерминации человеческой

деятельности,

В структуре деятельности можно выделить следующие элементы: цель,

средство, результат.

В связи с конкретизацией идеала (в сознании) встаёт важная проблема

выбора средств для осуществления поставленных целей, а также определения

отрезка исторически необходимого времени. Речь идёт о том, чтобы эти

средства были достаточны и чтобы они соответствовали поставленной цели.

Правильно поставленная цель и соответствующие средства её достижения с

большей вероятностью позволяют достигнуть адекватного результата. Среди

множества конкретных социальных целей, на которые распадается процесс

осуществления идеала в каждый исторически конкретный отрезок времени,

необходимо определять те, осуществление которых даст наибольший социальный

эффект, позволяющие приблизить осуществление других социальных целей и

идеала в целом,

Социальные цели превращаются в .конкретно-исторические задачи для

социальной политики и практики. Отличие целей от задач заключается в том,

что цели могут определяться в качестве некоторой отдаленной перспективы без

реального учёта наличных сил и возможностей. Историческая задача ставится

тогда, когда для её осуществления созрели объективные и субъективные

условия.

Проблема совпадения социальных целей и результатов деятельности

является основополагающей для развёртывания процесса сознательного

творчества в истории. Познание существенных связей и закономерностей

общественного развития является предпосылкой успешной и сознательной

социальной деятельности, включающей в себя формирование социально-значимых

целей и их реализацию.

Для уяснения диалектического единства объективной детерминации и

активности общественных субъектов существенное значение имеет категория

проблемы. Выше говорилось, что потребность является внутренним побудителем

активности. Проблема же возникает как осознание противоречия между

потребностями и условиями их удовлетворения. Проблема - это противоречие

(преодоление трудностей) в процессе удовлетворения потребностей. Попытаемся

детализировать это. Так, потребности всегда существуют как определённое

состояние субъекта, а именно, соотношение между наличным и должным. Это

соотношение может выступать и как разность и как противоречие. Должное

противоречит наличному, если нет условий для перехода одного в другое, т.е.

при имеющихся условиях невозможно достичь должного. Разность же между

наличным и должным ещё не составляет препятствия для удовлетворения

потребности. Таким образом, можно определить иерархию состояний потребности

по возможности их удовлетворения.

Соотношение между наличным и должным фиксируется в понятии "степень

удовлетворения потребностей". Определяется она имеющимися условиями для

удовлетворения потребностей. Если этих условий недостаточно, то наличное не

может перейти в должное, то есть потребности не находят своего

удовлетворения. Невозможность перехода от наличного д должному и выражается

категорией "проблема".

Если потребность характеризует должное как отличное от имеющегося, то

проблема характеризует противоречие между ними. Для субъекта же проблема,

напомним, выступает как трудности, сложности на пути удовлетворения

потребности, которые надо преодолеть. Вот простой пример. В математических

учебниках после перечисления условий ставится задача: "требуется найти...".

Этим выражается потребность решения. Но само решение, в свою очередь,

предполагает проведение ряда математических операций (действий). Без знания

их, без умения ими оперировать, как непременному условию решения задачи,

выполнение задания остаётся неразрешимой проблемой. Не случайно в некоторых

словарях термин "проблема" объясняется как "задача".

Поэтому удовлетворение не всякой потребности является проблематичным,

а лишь такой, для удовлетворения которой отсутствуют условия.

Следовательно, проблема есть осознание отсутствия в наличном условий для

перехода в должное. И если для ряда потребностей пути и способы их

удовлетворения очевидны и носят репродуктивный характер, то другие,

составляя проблемную ситуацию, заставляют использовать творческий потенциал

субъекта. Важнейшим этапом решения проблемы является поиск или создание

условий для перехода наличного в должное. В этом, на наш взгляд, находит

выражение определённый вид отношений между субъектом и объектом

деятельности (к примеру, если потребности могут удовлетворяться при

существующих условиях, то проблема побуждает создавать новые необходимые

условия). Объективные условия жизнедеятельности субъекта непосредственно

находят отражение в потребностях, порождая и определяя их качественно и

количественно. Объективные условия, следовательно, выступают определяющей

стороной в их взаимодействии с потребностями. Потребности же, представая в

проблемах, требуют деятельности субъекта по преобразованию условий в

объективных и субъективных структурах реальности.

Существенным элементом в мотивации человеческой деятельности является

ценностный момент (ценностное отношение, ценности, оценка). Одним из

оснований значимости этого элемента является отношение "человек - мир", В

самом общем плане оно предполагает возможность двоякого понимания места и

роли человека: а) человек есть фактор развития мира; б) мир есть фактор

развития человека. При всей диалектике этих отношений, различия, бесспорно,

очевидны. В первом случае мы обращаем внимание на объективную

характеристику мира и берём его сам по себе. Человек при этом выступает как

одно из условий изменения мира, и именно это его свойство, его функция,

становится определяющей. Во втором случае мы прежде всего выясняем, что

есть мир для человека. Здесь не суть важно, что есть мир сам по себе,

важнее то, как мир относится к человеку.

Естественно, что для этого необходимо уяснить понятие "мир". Но здесь

возникает ещё один момент, а именно, невозможность ограничиться познанием

мира, данным человеку в деятельности его. Тут и возникает вопрос, - как

должен действовать человек? Мало того, что он должен действовать, исходя от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.