Рефераты. Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности






действием главных факторов, которые определяют природу вещи, её

существенные, необходимые стороны; а второй - действием второстепенных

факторов, которые, определяя единичные черты вещи, придают ей неповторимый

и своеобразный вид.

Следует отметить и чрезвычайное богатство и многообразие человеческой

истории, где повторение событий случается исключительно редко. Причиной

тому является необычайная сложность общественной системы, каждый элемент

которой испытывает влияние множества других, что делает его поведение, в

общем и основном подчиняющееся законам системы, в конкретном и в деталях

непредсказуемым. Действие множества второстепенных детерминантов, не

определяющих содержание того или иного социального явления, а лишь влияющих

на это явление, придаёт детерминации неоднозначный, статистический

характер.

Своеобразие и неповторимость системы факторов, детерминирующих

социальные отношения в конечном счёте и обусловливает неповторимость и

специфичность их "облика". В этой связи формирование того или иного типа

абсолютизма в различных странах (англо-французского, австро-прусского или

испанского вариантов) историческая наука рассматривает в качестве

результата взаимодействия таких факторов, как общее направление

исторического процесса и социально-экономического развития той или иной

страны в рассматриваемый период; определяемые ими соотношения классовых сил

и исход их борьбы, социальный облик дворянства, положение королевской

власти и направление эволюции государственных учреждений, международные

экономические и военно-политические отношения.

Анализ однотипных социальных отношений позволяет понять взаимосвязь

главных и второстепенных детерминантов как единство общего и особенного в

детерминации каждого типа социальных отношений. Рассматривая в этой связи

буржуазные революции в ряде стран, можно придти к выводу, что разнообразие

форм их проявления (локальные особенности) является результатом

взаимодействия общих причин, а именно противоречий в феодальном способе

производства при множестве других факторов как национального, так и

интернационального порядков. Так, если в Англии уже в ХУ11 веке произошло

отделение производителя от средств производства и капиталистический

переворот совершился в наиболее "чистом" виде, то в России буржуазные

революции начала XX века из-за слабости и трусости российской буржуазии,

проводившей политику компромисса по отношению к помещикам, так и не смогли

уничтожить феодально-крепостнические пережитки - даже Столыпинской

реформой. Значительным тормозом на пути развития частного промышленного

предпринимательства в колониальных и зависимых странах Азии и Африки до

недавнего времени выступала экспансионистского характера политика

империалистических государств, стремившихся превратить эти страны в свой

сырьевой придаток и потому намеренно консервировавших в них отсталые

феодальные отношения.

Итак, детерминирующие факторы как элементы системы детерминации

явления наиболее общим образом могут быть подразделены на внутренние и

внешние, главные и второстепенные. Вместе с тем, наличие многообразных

детерминантных зависимостей показывает недостаточность подобной

классификации, нацеливая познание на выявление специфики каждого элемента.

Различные виды связей, образуя в совокупности систему его детерминации, с

одной стороны, "не сводимы друг к другу", а с другой, - "не действуют в

совершенно чистом виде", взаимодополняя друг друга.

Наиболее удачным вариантом типологии видов детерминации является

предложенная Я.Ф.Аскиным классификация на основе временных отношений[21].

Преимущество его подхода заключается в том, что он поставил теорию

детерминизма в связь с диалектической концепцией развития. Соответственно

таким временным модусам, как прошлое, настоящее и будущее, выделяются три

основных типа детерминации: детерминация из прошлого, из настоящего и из

будущего, которые могут выступать как в материальной, так и в идеальной

формах. Детерминация прошлым представлена такими видами, как причинность,

условия и связь состояний; детерминация настоящим - видами: функциональная

зависимость, корреляция, системная детерминация; детерминация будущим -

видами,: детерминация целью, зачатки будущего в явлении.

Рассматривая временной аспект следует согласиться с А.С.Борщевым,

утверждающим что детерминационные связи могут быть случайными, разовыми, а

могут носить и существенный, устойчивый, повторяющийся характер. Последние

выступают в качестве законов структуры, функционирования и развития

явления. В литературе общественные законы подразделяются на три группы: 1)

законы, выражающие взаимосвязь материальных сторон общественной структуры;

2) законы, выражающие связь элементов духовной жизни общества; 3) законы,

выражающие взаимосвязь материальных идеологических отношений. В зависимости

от роли в социальной системе общественные законы также делятся на

социологические и законы отдельных сфер общественной жизни. Относительная

особенность социологических законов заключается в том, что они выражают

природу общества как целого, выступая в качестве основы взаимодействия

между различными сферами и областями общественной жизни.

Поскольку возникновение, существование и развитие любого явления

осуществляется по определённым законам, то "помологическая детерминация"

(по мнению В.Н.Панибратова, введшего в научный оборот термин

"помологический детерминизм", он "раскрывает концепцию детерминизма,

интерпретируя последний через категорию закона") выступает, по существу, в

качестве основы системы его детерминантов. Взаимосвязь законов социального

явления образует своеобразный "каркас" системы его детерминации, вокруг

которого группируются все другие - случайные, преходящие - детерминирующие

факторы. Таким образом, системный подход в единстве с обобщённым пониманием

детерминизма позволяет установить структуру системы факторов,

детерминирующих развитие общества, и классифицировать их на различные виды.

Наконец, остановимся на характеристике причинности общественного

развития, как центральном моменте концепции социального детерминизма.

Социальные причины развития общества расчленяются на источники и движущие

силы этого развития. Их познание позволяет проникнуть в сущность

общественного бытия. К источникам развития следует отнести внутренние

диалектические противоречия. Это самая глубокая причина. Движущие силы

развития - это общие, существенные, необходимые, устойчивые детерминанты

развития. Таким образом, к социальным причинам следует отнести объективные

условия: общественные отношения - с одной стороны и деятельность личностей

с другой. История и социальные отношения людей, конечно, не существуют и не

могут существовать в отрыве от самой личности.

Глава 2

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Признание социальной детерминации в развитии и жизнедеятельности

личности в философии конца ХХ века можно считать свершившимся фактом.

Однако дальнейшее углубление в механизм этой детерминации позволяет увидеть

многообразие подходов и позиций, порой взаимоисключающих друг друга.

Обращаясь к проблеме детерминации личности со стороны общества, оправданным

на наш взгляд было бы рассматривать эту проблему на личностном уровне, а

на уровне личности проблема влияния на неё общества - это проблема

личностной свободы. В истории философии эта проблема решалась по разному.

Древний мир (Греция, Рим) знал личную свободу только как

противоположность рабству; всякий не находившийся в состоянии рабства

признавался свободным, хотя его свобода подвергалась очень многим

ограничениям и стеснениям со стороны государства (государственная власть

тогда могла свободно распоряжаться жизнью человека и его имуществом),

моральных принципов и общественного сознания людей того времени. Борясь в

отдельные периоды за политические свободы, древние вовсе не стремились к

свободе личности в современном смысле слова. Даже те мыслители, которые

особенно остро чувствовали недостатки общественного строя того времени

(Платон, Аристотель), в своих построениях более идеального государства

ничуть не возвышались над современными им понятиями, допуская для

государства вторжение в личную сферу и принижение человека как личности.

Средневековье, когда по сути власть светская подменялась властью

духовной, не способствовало развитию личности и её свободы. По мнению

Н.А.Бердяева, "недостаточность средневекового сознания прежде всего

заключается в том, что не была раскрыта настоящим образом свободная,

творческая сила человека и человек в средневековом мире не был отпущен на

свободу для свободного творческого дела, для свободного созидания

культуры"[22]. Следовательно, средневековая идеология и политика, по-своему

дисциплинируя человека, а вместе с тем и его сознание, поступки, волю,

понуждали индивидуума отказываться от формирования себя как личности. Для

того, чтобы стать личностью, человеку необходимо было обратиться к

собственной сущности: своей воле, сознанию, свободе, обрести уверенность в

себе, действовать по-новому в различных областях своей жизнедеятельности. В

Западной Европе этот процесс начинается с эпохи Возрождения. "Этот

исторический период, - пишет Н, Бердяев, " стоит под знаком отпущения на

свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от

духовного центра, дифференциации всех сфер общественной и культурной жизни,

когда все области человеческой культуры становятся автономными"[23]. Всё

это формировало предпосылку для "открытия человека человеком" и для

открытия в нём личности.

Таким образом, возникало стремление обозначить особую сферу для

личности, куда не могли бы вмешиваться ни государство, ни его деспотические

органы, ни общественные коллективы (или массы), которые могут быть в такой

же степени деспотичны по отношению к свободе личности, как и

государственные структуры. Английская Великая хартия вольностей,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.