5. Экологическая фун-я гос-ва.
Под функциями гос-ва понимаются основные направления его деятельности. М. разделить на основные и дополнительные. Экологичес фун-я основная (нач 70-х гг)
главная задача эк фун-ций- обеспечение благоприятных условий жизни.Гос-во выступает :
1.в качестве гаранта нормального развития эколог отношений,
2.в качестве собственника основных природных ресурсов,
3.в кач-ве арбитра в разрешении споров, конфликтов в экол сфере.
Эк функ-я гос-ва реализуется по трем основным направлениям:
1.через правотворчество
2.систему управления в экологической сфере (гос-во создает спец.органы)
3.через органы правосудия (обеспечивает соблюдение законности и правопорядка в эк сфере)
Эк функция РФ проявл не только во внутр, но и во внешней политике.
11. Cтановление и развитие эк R
Возникновение эк права 19. 12. 91г З-на РСФСР “ Об охране окружающей среды.” Предпосылки возникновения Э П
Земельное зак-во. Декрет о земле в 1917 -ноябрь. Зем. зак-во регулировало отношения по использованию земли, недр, вод и лесов.
1960г. з-н РСФСР “Об охране природы” - первый НПА, регулирующий исключ по отнош в области охраны природы. С этого момента появ нов область зак-ва - природоохранительное зак-во ,
существует вне зем R .В зак-не не было санкций за нарушения правил охраны природы Отдельные санкции были в УК , КоАПе.
В 70- гг выд-ся отдельные отрасли - вод., лесн., о недрах, животных. В сер 80-х гг появ О что все эти отрасли нужно объединить в комплексную отрасль- природоресурсное и природоохранительное R .Появ учет ресурсы.
|
6. Экологическая функция права
Эк фун R заключается в реализации общ-х отнош в области охраны природы и рац-го природопользования в целях создания безопасных благоприятных условий жизни. Воздействие R на эк отношения проявляется следующим образом:
1.внормах права закрепляются научно- обоснованные правила природопользования и охраны природы
2.в нормах R закрепляются ф и обязанности субъектов эк отношений
3.в нормах R закр-ся меры юр ответс-ти
В охране окружающей среды принимают участие почти все отрасли Рос-кого права (эк R -комплексная отрасль; эк-гия обеспечивается конституцией.)
44 .Нормирование в обл-ти охраны окруж среды .
“ Закон об охране окруж среды “ - гл 5. Ст19 нормирование осуществляется в целях установления нормативов как-ва окруж среды, нормативов допустимого воздействия на окр среду,др нормативов и стандартов.
Нормативы должны соответствовать биологическим (медицинск) показателям.
Разрабатываются на основе достижений совр науки и техники. Утв Правит-м РФ , разрабатываются мин-вом природ ресурсов +федеральная служба по эк. надзору и др и утв Прав- м РФ.
Треб при разработке нормативов указаны в ст20 ФЗ
|
41. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду
Дан R естест R, гарантировано ст 42 КРФ 3 аспекта реализации дан R
1.право обеспечивается нормированием области охраны окруж среды (уст-ся нормы , правила)
2.право на выбор места жительства в зависимости от показателей окружающей среды
3.обеспечивается гос обязательным и добровольным эк страхованием
4.ситемой эк контроля
5.R на получение достоверной информации о состоянии окруж среды
6.привлечением виновных лиц к юр отв-ти за эк правонарушения
7.возмещением вреда причиненного здоровью и имуществу чел-ка в рез-те неблагоприятного воздействия окр среды
46. Оценка воздействия на окр. среду.
В з-не об охране окр среды ст32 Приказ МПР Об утверждении положения , об оценке воздействия на окр среду в РФ п11 раздел 1 : Оценка воздействия - процедура учета эк требований зак в РФ при подготовке принятия решений о соц- эк развитии деят-ти, в процессе производится анализ и учет прямых , косвенных и др последствий воздействия на окр среду, планируемой хоз либо др деятельности в целях принятия решений о возмож-ти или невозм-ти ее осуществления.
В процессе ОВОС осущест-ся, при подготовке документации, обоснов развитие отдельных видов хоз или др деят-ти.
Проводится по инициативе инвестора или органа гос или МСУ.
Итогом работы явл. Вывод о допустимости воздействия на окр среду в процессе хоз или др деят-ти .
Проводится при разработке программ отраслевого и террит развития комплексного использования прир ресурсов.
|
9. Предмет экологического права
1.О. Эк R-интегрирован прав отрасль , не является отраслью R
2.О. Эк R самостоятельная комплексная отрасль Рос R, в основе находятся природоохр зак-во , а также в нее включ отдельные правовые институты эколого- правовых отраслей (земR, водR, лесR,) и включ- ся нормы, прав институты др не экол отраслей (граждR, угR, адмR) В основе ФЗ “ Об охране окружающей среды” , эк R имеет свой предмет метод
Предмет эк R - экологические отношения -специфические общ отношения. Специфика обусловлена:
1). Спецификой объекта отнош (природы)
2). Отдельные компоненты природ среды явл уникальными и восстановлению не подлежат
3). Многие компоненты природной среды экологически взаимосвязаны, что необходимо учитывать в
процессе правового регулирования.
4).Объекты, компоненты природы эколого-эконом категории, при использовании необходимо обес печивать их охрану.
Термин “эколог отношен” не закреплен в зак-ве. Вместо этого термина законод-ль использ-т термин
природоохранительные отношения (ст3 ФЗ об охране окруж среды), зем отнош., вод.отнош., лесные отношен в области использования и охраны недр , животного мира, воздухоохранные отношен.
Методы правового регулирования - способы правового воздействия на общественные отношения со стороны государства и уполномоченных им субъектов. Различают административно-правовой метод и гражданско-правовой метод.
|
10. Экологические нормы и правоотнош. Классификация.
Нормы- формально опред и гарантиров-е гос-м правила поведения, установленные в отношении использов-я и охраны природы и природной среды.
Нормы эк права.
- находятся не только в природоохран зак-ве, но и в нормах других отраслей (гл 26 УК),
-подразделяются на нормы прямого действия, конкретизированные ( нуждаются в конкретизации). Классификация норм
по цели прав регулиров-я
-регулятив.нормы
-охранительные
По
-матер.
-процес.
По содержанию
-предупредительные
-запретительные
-восстановительные
-карательные
-поощрительные
Эк. R отношения - урегулир. Нормами R общ. отнош., участники имеют субъектив. R и несут юр. обязанности.
Виды:
-природоресурсные отношения (связ. с использов-м ресурсов)
-природоохранит. R о отношен (охрана природы)
Правоотнош. различаются по
цели правового регулирования экономические экологические интересы природные ресурсы объекту прир. или прир. среда как экологич система.
Прир. ресурсы - компоненты окружающей среды , м выступать в качестве источников сырья, продуктов и предметов потребления.
Эти виды имеют общие задачи:
-сохран. видового многообразия природы
-предотвращение вред.последствий хоз. и др. деятельности.
-укрепление законности и Rпорядка в эколог сфере .
|
|