Таблица 3.3 Расчет влияния факторов на изменение динамики прибыли ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году
Факторы
Влияние на динамику прибыли
расчет
сумма
Изменение товарооборота в действующих ценах
+ 6694 х 2,17 / 100
+ 146
В том числе за счет повышения цен на товары
(127 152 - 101 397) х 2,75 /100
+ 708
Изменение уровня дохода, в % к товарообороту
127 152 х (+55) /100
+ 70
Изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к товарообороту
127 152 х (+0,15) / 100
+ 191
Изменение уровня расходов на реализацию, в % к товарообороту
127 152 х (+1,24) / 100
+ 1577
Изменение финансовых результатов (прибыли) от реализации прочих активов
-
+ 8
Изменение суммы (прибыли) внереализационных доходов (расходов)
+42
Итого:
2742
Примечание. Источник: собственная разработка
Следует отметить, что такой расчет влияния ценового фактора на прибыль неточен, так как допускается, что все издержки обращения (расходы на реализацию) находятся в прямой зависимости от изменения продажных цен на товары. В действительности только определенная часть торговых расходов зависит от изменения оптовых цен.
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 2742 тыс. руб., в том числе, за счет изменения:
изменение товарооборота в действующих: +146 тыс. руб.,
повышения цен на товары: +708 тыс. руб.,
изменение уровня доходов от реализации: +70 тыс. руб.,
изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода: +191 тыс. руб.,
изменение уровня расходов на реализацию: +1577 тыс. руб.,
изменение финансовых результатов от реализации прочих активов: +8 тыс. руб.,
изменение суммы внереализационных доходов( расходов): +42 тыс. руб.,
Основная доля прибыли в 2006 году была получена за счет увеличения количества реализованных систем очистки воды, а также за счет повышения цены реализации. Основным резервом роста прибыли предприятия ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году является снижение издержек производства и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта) систем очистки воды.
Торговое предприятие может понизить свои издержки путем оптимизации величины товарных запасов с отслеживанием суммы остатков, доли оплаченных товаров в общей сумме запасов и т.д., снижения размера потребления тепло- и энергоресурсов.
Объемы реализации можно увеличить, во-первых, за счет приобретения новых рынков сбыта, во-вторых, за счет расширения ассортимента систем очистки воды.
4.АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПО ОСНОВНОМ
НАПРАВЛЕНИЯМ
Распределение прибыли производится в соответствии с Законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия. Предприятия должны обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организациями, финансирование затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств; социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств.
Создание правильных соотношений при распределении прибыли между основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства и торговли.
Налогооблагаемая прибыль формируется от прибыли, которая направляется на удовлетворение потребностей общества (в виде налогов) и предприятия. За счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, производятся отчисления в благотворительные фонды, уплачиваются экономические санкции. Оставшаяся сумма представляет собой чистую прибыль, которая действительно остается предприятию.
Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из прибыли вычесть сумму, облагаемую по ставкам налога на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), налог на недвижимость, а также затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.
После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), а вторая - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
Так, прибыль, полученная на предприятии должна быть распределена по соответствующим направлениям: на уплату в бюджет, выплату налогов и т.д. Рассмотрим подробно, по каким направлениям была распределена прибыль на предприятии, для этого воспользуемся приложением к балансу и формой «Отчет о движении источников собственных средств» и составим следующую аналитическую таблицу 4.1.
Таблица 4.1. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
Наименование показателей
Ед. изм.
2005 г.
2006 г.
Отклонение (+, -)
1. Прибыль отчетного года
млн. руб.
24,4
30,4
6
2. Налогооблагаемая прибыль
3. Налог на прибыль и иные платежи
6,8
9,1
2,3
4. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
17,6
21,3
3,7
5. Прибыль, направленная:
а) в фонд накопления
б) в фонд потребл.
в) другие цели
6. Нераспределенная прибыль отчетного года
Как показывает анализ, в распоряжении предприятия в 2005 г. осталось 17,6 млн. руб. прибыли, в 2006 г. – 21,3 млн. руб. прибыли.
В процессе формирования и использования фондов накопления и потребления за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль. Однако, как показал анализ, сумма средств, направленная в фонды равна нулю и соответственно стимулирующая функции не была реализована.
Резервы роста прибыли выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов по получению прибыли.
Определение резервов роста прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчетов.
Выделяют три этапа этой работы:
аналитический;
организационный;
функциональный.
На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы роста прибыли, на втором разрабатывают комплекс экономических, социальных и организационных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически регулируют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
В процессе анализа необходимо выявить неиспользованные возможности роста прибыли на ОАО «Белорусские продукты», которые имели место в 2006 году и связаны с определенными недостатками в хозяйствовании. Для этого составим таблицу 5.1.
Таблица 5.1. Алгоритм расчета возможностей роста прибыли от реализации товаров за счет изучения и использования опыта работы лучшего торгового предприятия
Показатели
Однотипное предприятие
ОАО «Белорусские продукты»
ООО «Ветразь»
Фактический оптовый товарооборот за 2006 г., в действующих ценах, тыс.руб.
127 152
135 573
Сумма прибыли за 2006 г. от реализации товаров, тыс.руб.
3 499
4 200
Уровень в процентах к обороту
2, 75
3,098
Отклонение по уровню прибыли от реализации товаров, в % к обороту по сравнению с данными лучшего предприятия
-0,348
Рост суммы прибыли за счет изучения и использования опыта работы лучшего предприятия ( 127 152 * 0,348/100)
+442
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9