Рефераты. Финансовые ресурсы государства







Источник: свои расчёты. ** - Дефлированная на индекс роста стоимости потребительской корзины

- В-третьих, статистическая усреднённая заработная плата сглаживает дифференциацию заработной платы по различным отраслям экономики. Если в электроэнергетике, нефтехимической промышленности, банковском секторе средняя заработная плата превысила уровень сто долларовой отметки, то в агропромышленном комплексе, машиностроении, лёгкой промышленности и многих других отраслях народного хозяйства уровень намного ниже (см. таблицу 6).

Таблица 6. Беларусь: среднемесячная заработная плата по отраслям экономики,1999-2000



1999

2000

2001





Q1

Q2

Среднемесячная зарплата

19,581

58,916

91,063

11,162

Промышленность

23,865

70,905

111,665

136,413

Строительство

25,238

74,660

116,293

147,025

Лесная, деревообр. пр-ть

17,570

48,326

80,654

96,325

Сельское хозяйство

11,282

36,774

49,289

73,692

Банки и страхование

39,928

111,650

166,729

204,410

Связь

21,188

68,046

111,423

134,439

Здравоохранение

15,290

45,898

74,700

95,220

Образование

14,577

44,869

75,449

93,309

Торговля и ЖКХ

16,397

47,332

71,270

91,159

Культура

12,775

38,542

66,120

82,138


Источник: IMF, 2002, p. 84

- В-четвёртых, анализ уровня заработной платы на предприятиях свидетельствует о существенной разнице между размерами зарплат между различными категориями работников. Это ещё раз доказывает, что усреднённый показатель не отражает действительной ситуации по различным социальным группам. Это можно наблюдать на примере предприятий лёгкой промышленности.

Таблица 7. Беларусь: Среднемесячная заработная плата различных категорий работающих в лёгкой промышленности, декабрь 2001


Предприятия

Всего

Рабочие

ИТР

Соотношение, %

ОАО «8 марта», Гомель

102,026

91,165

173,733

191

ОАО «Алеся», Минск

105,450

101,538

138,237

136

ОАО «Элма», Брест

85,533

81,250

114,530

141

РУПП «Баверти», Барановичи

61,083

54,523

91,877

169

ОАО «Купалинка», Солигорск

85,718

79,309

140,537

177

ОАО «БЕЛФА», Жлобин

134,897

127,075

200,711

158

ОАО «КИМ», Витебск

108,472

104,258

146,530

141


Источник: статистическая информация Министерства лёгкой промышленности

- В-пятых, при расчёте реальной заработной платы используются номинальная зарплата и ИПЦ истекшего месяца, в то время как выплачивается заработная плата в основных отраслях промышленности в течение следующего месяца (в последнее время в конце следующего месяца). Следовательно, чтобы измерить реальный размер зарплаты в реальных условиях, необходимо дефлировать номинальную величину зарплаты на совокупный ИПЦ. Более того, в течение 2002 года обострилась ситуация с задолженностью по выплате зарплаты. В результате чего, наёмные работники получают начисленную зарплату с опозданием более чем на месяц.

Заключение


Проведение намеченной денежно-кредитной и валютной политики и эффективность ее воздействия на развитие социально-экономических процессов в Республике Беларусь непосредственно зависят от создания соответствующих условий в сфере развития банковской системы, финансового рынка и реального сектора экономики, а также от реализации Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год и исполнения Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год».

В 2003 году развитие банков предусматривается осуществлять в направлении обеспечения их финансовой устойчивости, стабильной и надежной работы, достижения международных стандартов банковского надзора. Особое значение будет придаваться мерам, обеспечивающим устойчивое повышение надежности банковской системы страны в целом и каждого отдельного банка в частности. Это будет достигаться, прежде всего, посредством своевременного определения и принятия Национальным банком надзорных мер к банкам, у которых возникают финансовые затруднения, реструктуризации проблемных банков. Совершенствование практики регулирования деятельности банков и надзора Национального банка за банками предусматривается осуществлять посредством использования современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения проблемных ситуаций в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, развитие трансграничного надзора, последовательного применения без исключения ко всем банкам стандартов банковского надзора и другие).

В 2003 году банки продолжат наращивание собственного капитала, а также увеличение ресурсной базы за счет привлечения средств юридических лиц и населения. Улучшение финансового положения банков должно основываться на расширении активных операций банков с реальным сектором экономики, повышении удельного веса кредитных операций и операций, связанных с инвестиционной деятельностью. Структурная реорганизация банков будет осуществляться посредством ускорения вывода из банковской системы проблемных банков, передачи паевого участия Национального банка в уставных фондах банков Правительству Республики Беларусь.

Реализация намечаемых мер по укреплению банковской системы в результате должна повысить привлекательность белорусских банков для внешних и внутренних инвестиций, усилить заинтересованность населения в хранении сбережений в банках Республики Беларусь.

Совершенствование учета в банках намечается осуществлять посредством улучшения методического обеспечения учета банковских операций с применением международных принципов бухгалтерского учета, основанных на национальных и международных стандартах по бухгалтерскому учету.

В 2003 году продолжатся работы по дальнейшему совершенствованию нормативной и правовой базы национальной платежной системы, методологии безналичных расчетов, интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации, увеличению доли безналичных расчетов в общей структуре платежного оборота за счет реализации Программы поэтапного внедрения системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек на территории Республики Беларусь. В целях обеспечения качественного, надежного расчетно-платежного процесса участников внешнеэкономической деятельности продолжится совершенствование методологии и организации международных расчетов.

Развитие финансового рынка. В 2003 году продолжится работа по развитию рынка ценных бумаг, совершенствованию его правовой базы, инфраструктуры и инструментария для мобилизации как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

В целях изыскания дополнительных источников финансирования дефицита республиканского бюджета Правительством и Национальным банком будут предприниматься меры по совершенствованию организации размещения государственных ценных бумаг на внешних рынках и привлечению средств инвесторов-нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь. При этом основными условиями, обеспечивающими реализацию данных мероприятий, станут обеспечение положительной реальной доходности ценных бумаг Правительства, проведение Национальным банком прогнозируемой и прозрачной политики развития национального валютного рынка.

Для поддержания ликвидности банковской системы, регулирования уровня процентных ставок продолжится проведение операций на рынке ценных бумаг, в том числе с государственными ценными бумагами и векселями юридических лиц. В целях совершенствования системы управления рисками банков при инвестировании в ценные бумаги будут разработаны методы оценки указанных рисков, а также определен порядок создания резервов под обесценение ценных бумаг.

В целях увеличения притока иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь будет проводиться работа по развитию организованного биржевого рынка корпоративных и муниципальных ценных бумаг.

Основная задача Национального банка в сфере сотрудничества с международными финансовыми организациями и центральными банками зарубежных государств в 2003 году - повышение доверия к денежно-кредитной и валютной политике Республики Беларусь как основы для получения более высокого кредитного рейтинга страны на международных рынках капитала.

В рамках реализации положений Договора о создании Союзного государства Национальный банк продолжит тесное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации в вопросах поэтапного создания оптимальных условий для введения единой валюты и формирования единого эмиссионного центра. Эта работа будет осуществляться путем согласования на заседаниях Межбанковского валютного совета основных целей и инструментов денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь и Российской Федерации.

Сотрудничество с Межгосударственным банком и центральными банками стран СНГ и, прежде всего, стран Таможенного союза, будет направлено на расширение масштабов использования белорусского рубля и национальных валют других стран во внешнеторговых расчетах.

Действия Национального банка в 2003 году будут направлены на достижение согласия с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о возобновлении программ предоставления Правительству Республики Беларусь финансовых ресурсов на поддержку экономических реформ, а также расширение масштабов кредитования предприятий реального сектора в рамках действующей кредитной линии ЕБРР.

Список использованных источников


1.                 Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. 512с.

2.                 Беларусь: цены, рынки и реформа предприятий / Международный банк реконструкции и развития. - Вашингтон: МБРР, 1997. - 248 с.

3.                 Богданкевич С.А. Денежно-кредитная политика: из ничего можно создать только инфляцию // Банковский вестник. 1994. № 4. — С. 3—15.

4.                 Ван Хорн Дж. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 800 с.

5.                 Власкин Ю.П. Демонетизация экономики Беларуси // Белорусский экономический журнал. - 1997. - № 1. - С. 51-61.

6.                 Гайко С.П., Русакевич И.Р. Политика обменного курса // Банковский вестник.- 1996.-№ И.-С. 3-21.

7.                 Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. -М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1996. – 208 с.

8.                 Государственное регулирование экономики: Курс лекций/Н.Б. Антонова, А. Г. Завьялков, Г. А. Кандаурова и др.; под общ. ред. Н. Б. Антоновой. Мн.: 2000

9.                 Киреев А. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование: Учеб. пособие для вузов. М.: Международные отношения, 1999. 488 с.

10.            Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиции. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 432 с.

11.            Левенков Н.С., Русакевич И.Р. Денежно-кредитная политика в 1997 году: планы и результаты // Квартальный бюллетень клуба экономистов.— Минск: Пропилеи, 1999. - Выпуск 1. - С. 57-59.

12.            Левкович А. П. Мировой рынок ссудных капиталов: структура и механизм функционирования: Лекция. Мн.: БГЭУ. 1993. 46 с.

13.            Мэнкью Н. Г. Макроэкономика: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994. 736с.

14.            Новик В. В. Банковские механизмы расширения белорусско-польского сотрудничества//Белорусский банковский бюллетень. 1999. №32. С. 38-42.

15.            Новик В. В. Глобальная мировая финансовая архитектура и оптимальные направления мирового экономического развития. Главные вопросы Ежегодного Собрания управляющих МВФ и Всемирного Банка в 1999 году//Белорусский банковский бюллетень. 1999. №38.

16.            Новик В. В. Рейтинг Беларуси: взгляд извне//Вестник ассоциации белорусских банков. 1999. № 17. С. 9-12.

17.            Осмоловский В.В., Шудрий В.И. Основы управленческой деятельности государственного аппарата: Учеб. пособие. 4.1. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1998. 152 с.

18.            Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы//Нац. эканамiчная газета. 1996. 17кастр.

19.            Русакевич И.Р. Денежно-кредитная политика: от инструментов к целям // Банковский вестник. - 1998. - № 3. - С. 4-7.

20.            Русакевич И.Р. Приемлемый продукт по приемлемой цене: задачи государственного регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь на 1999 год // Финансы, учет, аудит. - 1999. - № 3. -С. 48-54.

21.            Семеко Г. В. Банковский сектор стран с переходной экономикой//Банковское дело: зарубежный опыт. 1998. №1. С. 45-50.

22.            Сорос Дж. Алхимия финансов. Рынок: как читать его мысли. Научное издание: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1996. – 416 с.

23.            Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 1995.

24.            Финансы Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 400с.


Приложения

Приложение 1 Равновесие на денежном рынке


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.