Рефераты. Анализ управления собственным капиталом Открытого акционерного общества (ОАО "Монтаж-Сервис&quo...






 




Рисунок 4 – Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении собственного капитала.


1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций [23. C. 54].

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на  появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности  своих акций проводится с позиции учета привлекательности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции,  а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной привлекательности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиции стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

·                    реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т. п.);

·                    необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение эффекта финансового левериджа и т. п.);

·                    намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

·                    иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций.  Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения [24. C. 117].

С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить рентабельность собственного капитала.

Так как управление прибылью, распределением дивидендов и эмиссионная политика являются неотъемлемой частью общей политики предприятия по управлению собственным капиталом, то несомненно освещение этих вопросов очень важно при обсуждении данной темы. Операционная прибыль и доходы от эмиссии – это основные источники увеличения собственного капитала. Поэтому чтобы построить грамотное и эффективное управление им, необходимо знать и уметь управлять и отдельными составляющими собственного капитала. Количество прибыли, которое идет на пополнение собственных источников финансирования напрямую зависит от проводимой на предприятии дивидендной политики. Выбор типа дивидендной политики определяется общей финансовой политикой предприятия и часто зависит от стадии жизненного цикла компании.

3 Анализ управления собственным капиталом Открытого акционерного общества Монтаж-Сервис (ОАО «Монтаж-Сервис»)

Для  анализа  структуры  собственного   капитала,   выявления   причин изменения отдельных его элементов и оценки этих изменений за анализируемый период  на основании данных финансовой отчетности составим таблицу 2 [25. C. 19-20].

Таблица 2 – Динамика структуры собственного капитала ОАО Монтаж-Сервис

Источники капитала

2004

2005

2006

Темп роста за 2004-2006 г.г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Уставный капитал

83

0,14

83

0,09

83

0,11

-

Добавочный капитал

57802

94,5

57802

60,83

57802

74,99

-

Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

-

Фонд социальной сферы

3284

5,37

8049

8,47

-

-

-

Нераспределенная прибыль прошлых лет

-

-

-

-

12839

16,66

-

Нераспределенная прибыль отчетного года

-

-

29084

30,61

19197

24,91

21,86

Итого собственный капитал

61169

-

95018

-

77082

-

126,01

Как  видно  из  таблицы  2 за   анализируемый   период   произошли значительные изменения в структуре собственного капитала. Если в 2004 г. он состоял на 94,50% из добавочного капитала и на 0,14% из уставного, то к концу 2004 г. его состав значительно расширился за счет остатка нераспределенной прибыли.

Размер уставного капитала  за  анализируемый  период  не  изменился  и остался равным 83 тыс.руб., однако  его  удельный  вес  в  составе  источников собственного  капитала  снизился  с  0,14%  до  0,11%.  Сумма  добавочного капитала также осталась неизменной  и  равна  57802 тыс.  руб.  Произошло снижение  удельного  веса  добавочного  капитала  на   19,51%,   за   счет образования дополнительного источников формирования собственного капитала:

·                 нераспределенной прибыли отчетного года в размере 6358 тыс. руб.

·                нераспределенной прибыли прошлых лет в размере 12839 тыс. руб.

Эти  дополнительные  источники  значительно  повлияли  на   увеличение собственного  капитала  предприятия. Их  удельный  вес  в    структуре собственного капитала составил 8,25% и 16,66%.

Структура капитала анализируемого предприятия не несет в себе большого риска для инвесторов, так  как  предприятие  работает  преимущественно  на собственном капитале.

Для того чтобы  проанализировать  состояние  и  движение  собственного капитала необходимо составить аналитическую таблицу 3 [26. C. 46-48].

Таблица 3 – Анализ движения собственного капитала

Наименование статей

Коэффициент поступления

Коэффициент выбытия

2004

2005

2006

2004

2005

2006

Уставный капитал

 -

 -

 -

 -

-

 -

Добавочный капитал

 -

 -

 -

0,18

 -

 -

Резервный капитал

 -

 -

 -

 -

 -

 -

Фонды социальной сферы

1,02

 -

 -

 -

0,21

 -

Нераспределенная прибыль прошлых лет

-

-

2,78

-

0,21

1,61

Резервы предстоящих расходов

 -

 -

1,07

 -

 -

 -

Оценочные резервы

 -

 -

 -

 -

 -

 -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.