3. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы валовой операционной прибыли. При этом стоимостной объем реализации продукции может быть определен на предприятии по следующей формуле (21):
СРтпп = (ВОПп + Ипост) x 100 / Умп (21),
где СРтпп – стоимостной объем реализации продукции,
обеспечивающий формирование плановой суммы валовой
операционной прибыли предприятия;
ВОПп – планируемая сумма валовой операционной прибыли;
Ипост – плановая сумма постоянных издержек;
Умп – уровень маржинальной операционной прибыли к объему
реализации продукции, %.
Соответственно, натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой суммы валовой операционной прибыли, может быть определен по формуле (22):
НРтпп = (ВОПп + Ипост) x 100 / Умп x Цеп (22),
где НРтпп – натуральный объем реализации продукции,
Цеп – плановая цена единицы реализуемой продукции.
4. Определение суммы «предела безопасности» (или «запаса прочности») предприятия, т. е. размера возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную операционную деятельность.
В стоимостном выражении предел безопасности операционной деятельности предприятия рассчитывается по следующей формуле (23):
ПБс = СРвоп – СРтб (23),
где ПБс – стоимостной объем реализации продукции предприятия,
обеспечивающий предел безопасности его операционной
деятельности;
СРвоп – стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий
формирование плановой (или фактически достигнутой) суммы
валовой операционной прибыли предприятия;
СРтб – стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий
достижение точки безубыточности операционной
деятельности предприятия.
При необходимости предел безопасности может быть выражен и натуральным объемом реализуемой продукции [13. C. 32]. В этом случае используется следующая формула (24):
ПБн = (СРвоп – СРтб) / Цеп (24),
где ПБн – натуральный объем реализации продукции предприятия,
Цеп – цена единицы реализуемой продукции.
5. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия. Этот объем реализации продукции может быть определен в стоимостном выражении по следующей формуле (25):
СРтмп = (МОПп + Ипост) x 100 / Учд (25),
где СРтмп – стоимостной объем реализации продукции,
обеспечивающий формирование плановой суммы
маржинальной операционной прибыли;
МОПп – планируемая сумма маржинальной операционной прибыли;
Ипост – плановая сумма постоянных операционных издержек;
Учд – уровень чистого операционного дохода к объему реализации
продукции, %.
Соответственно, натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой суммы маржинальной операционной прибыли, может быть определен по формуле (26):
НРтмп = (МОПп + Ипост) x 100 / Учд (26),
где НРтмп – натуральный объем реализации продукции,
маржинальной операционной прибыли.
6. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы чистой операционной прибыли. Этот объем реализации продукции может быть определен в стоимостном выражении по формуле (27):
СРтчп = (ЧОПп + Ипост + НП) x 100 / Умп (27),
где СРтчп – стоимостной объем реализации продукции,
обеспечивающий формирование плановой суммы чистой
ЧОПп – планируемая сумма чистой операционной прибыли
предприятия;
НП – плановая сумма налоговых платежей за счет прибыли,
исчисленная исходя из суммы чистой операционной
прибыли и ставки налога на прибыль методом обратного
пересчета;
реализации продукции.
Натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой суммы чистой операционной прибыли предприятия, определяется по формуле (28):
НРтчп = (ЧОПп + Ипост + НП) x 100 / Умп x Цеп (28),
где НРтчп – натуральный объем реализации продукции,
7. Определение возможных результатов роста суммы валовой операционной прибыли при оптимизации соотношения постоянных и переменных операционных издержек [14. C. 248-273].
Таким образом, механизм управления различными видами операционной прибыли предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих основных факторов:
· объема реализации продукции в стоимостном или натуральном выражении;
· суммы и уровня чистого операционного дохода;
· суммы и уровня переменных операционных издержек;
· суммы постоянных операционных издержек;
· соотношения постоянных и переменных операционных издержек;
· суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.
Эти показатели могут рассматриваться как основные факторы формирования суммы различных видов операционной прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты [15. C. 76-77].
2.2 Дивидендная политика предприятия
Под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия [9. C. 235-240].
Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:
1. теория независимости дивидендов. Ее авторы – Ф. Модильяни и М. Миллер утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью [16. C. 113].
2. теория предпочтительности дивидендов (или «синица в руках»). Ее авторы – М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что «она очищена от риска» стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.
3. теория минимизации дивидендов (или «теория налоговых предпочтений»). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т. п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников.
4. сигнальная теория дивидендов (или «теория сигнализирования»). Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12