Рефераты. анализ результатов хозяйственной деятельности прибыли и рентабельности






Общие издержки на производство единицы товара равны сумме общих постоянных и общих переменных издержек производства предприятия в краткосрочном периоде. Общие издержки обозначаются ТС (Total Cost)

TC = FC+VC

На графике общие издержки будут представлены как сумма кривых постоянных и переменных издержек

Производителя часто интересует величина не столько общих издержек, сколько средних издержек. Средние издержки (ATC – Average Total Cost) есть частное от деления общих издержек на объем продукции:

Аналогичным образом определяются и средние переменные издержки (AVC – Average Cost):

         

Средние переменные издержки достигают своего минимума в точке оптимального объема производства (технологически оптимального объема размера предприятия)

Графически средние издержки можно представить следующим образом:

Рисунок 4. Средние издержки

Понятие средних издержек имеет важное значение для теории предприятия. Так сравнение средних издержек со совокупным доходом предприятия позволяет определить величину прибыли.

Совокупный доход (TRTotal Revenue) – доход, получаемый предприятием от продажи определенного количества блага. Определяется он следующим образом:

TR=P*Q,

где P (price) – цена, Q (quantity) – проданное количество благ.

Средний доход – доход, приходящийся на единицу проданного товара.

Прибыль определяется как разность  между общей выручкой и общими издержками.

Выделяют так же придельные издержки – это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции.

В хозяйственной практике нашей страны для определения издержек производства используется категория себестоимости.  Себестоимость отражает в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции, включает стоимость потребленных средств производства, средства на оплату труда, косвенные расходы предприятия и издержки на реализацию. В состав себестоимости не включаются разовые расходы, затраты не связанные с производством продукции, а также  убытки от стихийных бедствий, штрафы и неустойки.

В соответствии с экономической природой расходов на предприятии различают производственную себестоимость, включающую расходы на производство продукции, и полную себестоимость, в состав которой входит производственная себестоимость, о также расходы, связанные с реализацией продукции и некоторые другие  внутрипроизводственные расходы.

Глава III. Анализ прибыли и рентабельности

 

3.1 Прибыль и ее формы


Прибыль занимает важное место в экономической системе. Именно прибыль обеспечивает экономическую устойчивость фирмы и ее финансовую независимость.

Чтобы подсчитать прибыль, надо из той выручки, которую получает предприятие вычесть издержки предприятия.

Выручка может быть представлена как:

h              общая выручка – это полная сумма выручки от реализации всех производственных единиц товара;

h              средняя выручка равна цене единицы товара;

h              предельная выручка – это приращение всей выручки при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу.

Следует различать два подхода к понятию прибыли:

1.                 Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками.

2.                 Экономический. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и явными издержками плюс неявными издержками.

Для бухгалтеров прибыль - это то, что остается от общей выручки фирмы после уплаты отдельными лицами и другими фирмами стоимости материалов, которые были использованы данной фирмой. Такая трактовка прибыли включает  только явные издержки, т.е. платежи характеризуют эффект от предпринимательской деятельности..

Из бухгалтерской прибыли надо вычесть процент на капитал, установленный в данный момент рынком капиталов, ренту за землю, и помещение, плату за управление. Если в результате такого вычитания остается прибыль, то эта прибыль и будет экономической.

Различаются валовая и чистая прибыль. Валовая прибыль определяется как разность между ценой реализации и продукции и полной себестоимостью. После уплаты из валовой прибыли процентов за кредит, налогов, арендной платы и других платежей остается часть средств, образующих чистую прибыль.

Чистая прибыль используется на производственные и социальные нужды предприятия, в т.ч. на накопление, на экологию, на подготовку и переподготовку кадров, на уплату дивидендов и другие цели.

Для оценки уровня эффективности предприятия используется показатель рентабельности, характеризующий прибыльность или убыточность предприятия за определенный период времени (как правило, год). В хозяйственной практике используется несколько показателей рентабельности: рентабельность производства (плановая и фактическая, общая и расчетная).

Например, общая рентабельность производства определяется отношением валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств.

Факторами роста прибыли являются как те, которые непосредственно связаны с данным предприятием  (организация производства, НТП) так и внешние условия (изменение экономической конъюнктуры, получение выгодного госзаказа и т.д.). Сегодня обеспечение прибыльности предприятия следует рассматривать как самую главную для российской экономики.  À

 

3.2. Рентабельность как обобщающий показатель
эффективной деятельности предприятия

 

Рынок предъявляет определенные требования  к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.

Динамичность рыночных отношений  обуславливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль - сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных предприятий. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:

h             операционную (основную);

h      инвестиционную (вложения средств в акции, другие  ценные бумаги, капитальные вложения);

h            финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.д.).

Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями:

h             рентабельность реализации (оборота, продаж);

h             рентабельность выпущенной продукции).

Рентабельность реализации (оборота, продаж) определяется отношением величины годовой балансовой прибыли предприятия к величине годовой выручки от продажи продукции без НДС и акцизов, выраженным в процентах:

Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.

Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции определяется отношение разности ожидаемой цены за единицу продукции и себестоимости производства единицы продукции к себестоимости годовой товарной продукции:

Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.

Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются данные формы №2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры предприятия.

Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:

h             уровня продажных цен;

h             уровня себестоимости продукции.

Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.

3.3 Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия

Эффективность использования потребленных средств (затрат) характеризует показатель рентабельности производственных фондов. Данный показатель наряду с показателем рентабельности  продаж (оборота) является оценочным при исследовании спроса продукции.

Рентабельность производственных фондов можно определить как по балансовой, так и по чистой прибыли (остающейся в распоряжении предприятия).

Рентабельность производственных фондов характеризует отношение прибыли отчетного года (чистой прибыли) к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.