Рефераты. Влияние масонских идей на развитие отечественной журналистики






Когда-то русским каменщикам понадобились десятилетия, чтобы выйти из-под иноземного влияния. Нынешние масоны ушли из-под иностранной опеки всего за три года. Круг первых русских каменщиков в течение десятилетий был крайне узок. Число нынешних русских масонов уже к моменту создания Великой ложи исчислялось сотнями. Первые русские каменщики слишком долго интересовались алхимией и мистикой. Нынешние больше говорят о судьбах страны, чем о философском камне.

Можно не сомневаться: если Россия в ближайшие годы избежит крупных катаклизмов, ренессанс русского масонства произойдет непременно. «Каменщики» займут в обществе ту нишу, которую без них не заполнит, похоже, никто. «Смущение душ и умов» ныне не меньшее, чем во времена Новикова. Не исключено, что нынешние Пьеры Безуховы -- люди порядочные и совестливые, вышедшие из «дурного вчера», недовольные «дурным сегодня» и крайне обеспокоенные завтрашним днем -- сделают тот же выбор, что и их предки: возьмут в руки угольник и циркуль, повяжут фартук каменщика, дабы попытаться хотя бы с помощью масонской мудрости понять и преобразить Россию.

Все это, конечно, не гарантия, что они дадут России нового Кутузова, Грибоедова, Новикова или Сперанского, но теоретически шанс есть.

Очевидно также и то, что ренессанс масонства в России не может быть простым и быстрым. До той открытости, с которой действуют сегодня масоны в большинстве стран, еще далеко. К этому пока не готово ни общество, ни, видимо, сами российские «каменщики», по опыту стоящие пока лишь на ступени подмастерьев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Некоторую иллюзию могущества масонов составляет то обстоятельство, что появилось много разных организаций, которые не имея ничего общего с масонами, тем не менее, проповедуют в искаженном виде некоторые из тех идей, которые составляли сущность учения масонов, ибо эти идеи, имея своим источником божественную мудрость, всегда жили и будут жить среди человечества. Точно также есть незначительные и ничтожные организации, которые для придания себе значительности переняли некоторые масонские ритуалы и обряды, которые совершают без всякого смысла и понимания их внутреннего значения, между тем человека неопытного это наводит на мысль, что он имеет дело с организацией масонов.

Как любое явление масонство имело свои расцвет и упадок на определенных стадиях развития, для меня основная философия масонства близка как человеку, но эту философию некоторые политики использовали для завоевания господства над умами людей и использовали после этого свою власть в недостойных человеку целях, что привело к недопониманию и отрицательному отношению к понятию масонства. Как явление оно и в будущем требует более полного исследования его, в истории человечества, и в последствии займет достойное для него место.

Взятый Петром I курс на европеизацию России привел к тому, что, наряду с другими новациями, пришло в наше Отечество и масонство. Пришло, но так и не прижилось. Что и не удивительно. Россия - не Европа, и условия деятельности здесь вольных каменщиков (самодержавие, крепостничество, православная вера) были принципиально иными, чем, скажем, во Франции или Англии. Правда, верхушка быстро европеизировавшегося русского дворянства масонские ложи посещала охотно. Куда более сложным было отношение к ним со стороны правительства.

С одной стороны оно, конечно, не могло не понимать опасность и даже противоестественность существования тайных масонских сообществ в самодержавной стране. Но и прямо возражать против существования в России столь широко распространенного в Европе явления оно тоже не хотело.

Несмотря на неоднозначность масонского учения, усиленный поиск его адептами масонского идеала, правда, главным образом не столько в политической, сколько в морально-этической плоскости, много способствовал пробуждению личности русского интеллигента, индивидуального начала в нем.

Во всяком случае, принадлежность к братству вольных каменщиков многих крупных людей XVIII - первой четверти XIX века (Н.И.Новиков, М.М.Херасков, М.И.Кутузов, Н.М.Карамзин, А.С.Грибоедов, П.А.Чаадаев, А.С.Пушкин) бесспорна и, как представляется, свидетельствует о заметной роли масонской идеологии и практики в культурной и интеллектуальной жизни России этого времени.

Работы «вольных каменщиков» определяли духовный климат России второй половины XVIII века - в ее лучшие исторические времена. Нельзя сказать, что Н. Новиков, А. Радищев, Н. Карамзин забыты; однако первый именуется просветителем, второй - революционером, третий - писателем и историком. Числя эти фигуры по разным ведомствам, как-то забывают о масонстве, другими словами, именно о том, что их объединяло.

Николай Иванович Новиков больше всего известен как издатель книг и журналов. Но мало назвать его издателем - он издатель-гений, подлинный создатель книжного дела в России, настоящий просветитель, человек громадного организаторского таланта и энергии.

Отделить Н.И.Новикова - мистика и масона от Н.И.Новикова - просветителя трудно, да очевидно, и не нужно. Гораздо важнее здесь другое. Объективное содержание деятельности Н.И.Новикова и его кружка намного переросло первоначально отведенные им сравнительно узкие масонские рамки и немало способствовало росту общественного самосознания и пробуждению умственных интересов русских людей. В этом, собственно, и состоит историческое значение его деятельности.

Без обширных масонских связей, денег и интеллектуальной поддержки, Н.И.Новиков едва ли бы много сделал. Соединенный капитал Типографической компании составился из взносов ее 14 учредителей - братьев-масонов.

В своих журналах Н.И.Новиков обличал пороки и язвы современной ему русской действительности, в том числе и крепостное право, высказывал горячее сочувствие тяжелой судьбе народа и свою веру в силу просвещения, с широким распространением которого связывал надежды на более справедливые и гуманные отношения между людьми.

Беспристрастный разбор обстоятельств жизни Новикова и обвинений, которым подвергся этот замечательный человек, приводят к одному заключению: провинности его незначительны, заслуги перед обществом на пути просвещения - неисчислимы.

Первоначальная русская литература и русская журналистика имела связь с масонством. Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только оно и не было навязано сверху властью». По убеждению Бердяева именно «в масонстве произошла формация русской культурной души, оно вырабатывало нравственный идеал личности. Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей, но в масонстве образовались культурные души петровской эпохи и противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму... В масонской атмосфере происходило духовное пробуждение...».

Только в последние годы в России стали появляться серьезные исторические труды, рассказывающие о деятельности русских масонов.

При этом, как обычно случается, неотредактированная цензором история поставила многих в неловкое положение. Политики, сделавшие из патриотизма своего рода профессию и объяснявшие все российские проблемы неким перманентным «масонским заговором», с лупой искавшие страшные масонские знаки в газетах времен горбачевской перестройки, вдруг обнаружили, что ходят по улицам масона Баженова, учат детей по книгам масона Грибоедова, восхищаются победами масона Кутузова и так далее. Даже сам символ русского патриотизма - памятник Минину и Пожарскому на Красной площади - и тот оказался работой вольного каменщика Мартоса. Получилось, что под микроскопом искали то, на что нужно смотреть, задрав голову.

Определенное неудобство испытали также многие российские историки и искусствоведы. Не по своей вине, а в силу известных обстоятельств они многие годы тщательно вымарывали из своих трудов любые масонские мотивы. Теперь в этих работах обнаружились очевидные и серьезные пробелы.

Современное отечественное масонство состоит из интеллигенции - преподаватели, журналисты, предприниматели, офицеры, в основном отставные. Оно крайне стеснено в материальном отношении и едва может содержать себя. Расцвета масонства, как в начале XIX века, в России не будет: ни нравственно, ни интеллектуально она к масонству не готова. Россия - антимасонская страна, у нас скорее может возродиться нацизм, фашизм, но точно не масонство.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авpех А.Я. Масоны и революция. - М.: Политиздат, 1990.

2. Арансон Г. Масоны в русской политике// Николаевский Б.И. Русские масоны и pеволюция. - М.: Теppа, 1990.

3. Бакунина Т. А. Знаменитые русские масоны. - М., 1991.

4. Батуpин П.С. Исследование книги «О заблуждениях и истине»: Избpанные пpоизведения pусских мыслителей втоpой половины ХVIII века. М., 1952.

5. Башилов Б.В. Истоpия pусского масонства. М., 1992.

6. Беpбеpова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. Хаpьков: Калейдоскоп; М.: Пpогpесс-Тpадиция, 1997.

7. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М. - Л., 1952

8. Боголюбов Н. Тайные общества XX века. Изд.2-е. - С-Пб.,1997.

9. Брачев В. С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. - С-Пб., 2000

10. Гекеpтоpн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стpан.: Сб. истоpических матеpиалов. М.: Теppа, 1995.

11. Гоpдин Я. Донос на всю Россию, или миф о масонском заговоpе //Звезда. 1990. N5-6.

12. Замойский Л.П. За фасадом масонского хpама. Взгляд на пpоблему. М., 1990.

13. История масонства. Отв. Ред. Суханова В. А. - Смоленск, 2002.

14. Клизовский А. Правда о масонстве. - Рига. 1990.

15. Лопухин И. В. Записки сенатора. - М. 1990.

16. Лопухин И. В. Искатель премудрости или Духовный рыцарь. - М., 1994.

17. Макогоненко Г. П. Новиков и русское просвещение XVIII в. - М.,1951.

18. Масонство и русская культура. Сост. Новиков В. И. - М.,1996.

19. Машкова М.В., Сокурова М.В. Общие библиографии русских периодических изданий 1703-1954. Л., 1956

20. Минц И.И. Метаморфозы масонской легенды //История СССР. 1980. N4.

21. Морамарко М. Масоны в прошлом и настоящем. - М., 1990.

22. Николаевский Б.И. Русские масоны и pеволюция. М.: Теppа, 1990.

23. Носенко В., Рогов С. Осторожно, провокация! //Огонек. 1988. N23.

24. Парнов Е. И. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. - М., 1985.

25. Периодич. печать СССР 1917-1949. Библиографич. указатель. М., 1958

26. Пиксанов Н. К. И.В. Лопухин // Масонство в его прошлом и настоящем. Под.ред. Мельгунова С. П. и Сидорова П.Т2. Изд.2-е. - М.,1991.

27. Платонов О. А. Россия под властью масонов. - М., Русский Вестник, 2000.

28. Русские сатирические журналы XVIII века. Сост. Лехтблау Л.Б., под. Ред. Проф. Гудзия Н.К. - М., 1940.

29. Сатирические журналы Н. И. Новикова. - М.-Л., 1951.

30. Сатон Э. Как орден организует войны и революции. Пер. с английского. - М., 1995.

31. Серков А.И. История русского масонства (1845-1945 гг.). СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 1996.

32. Словарь религий народов современной России. Под ред. Мчедлова М. П. - М., 1999.

33. Соловьев О.Ф. Масонство далекое и близкое //Новая и новейшая истоpия. 1992. N4-5.

34. Соловьев О.Ф. Обреченный альянс. М., 1986.

35. Список масонского клуба «Магистериум», приведенный в журнале «Молодая гвардия», 1993. № 10.

36. Стаpцев В.И. Русские масоны ХХ века // Вопpосы истоpии. 1989. N6.

37. Хасс Л. Русские масоны пеpвых десятилетий ХХ века.: Истоpики отвечают на вопpосы. М., 1990.

38. Хасс Л. Еще раз о масонстве в России начала ХХ в. //Вопросы истории. 1990. N1.

39. Яблоков И. Н. Религиоведение. - М., 1998.

40. Яковлев Н.И. I августа 1914 г. М.: Молодая Гвардия, 1974.

41. freemasonry.ru - Официальный сайт Великой Ложи России

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.