Рисунок 3.4 Скоростная характеристика времени разгона автомобиля
Рисунок 3.5 Скоростная характеристика пути разгона автомобиля
3.4.3 Практическое использование характеристик времени и пути разгона автомобиля
По скоростной характеристике разгона определяются следующие оценочные измерители тягово-скоростных свойств автомобиля:
1) условная максимальная скорость Vymax в км/ч.
Данная скорость определяется как средняя скорость прохождения автомобилем последних 400 м двухкилометрового участка:
;
(3.29)
где t2000 и t1600 – время разгона автомобиля на участках протяженностью соответственно 2000 м и 1600 м;
км/ч;
2) время разгона автомобиля t400 и t1000 на участках протяженностью 400 м и 1000 м.
По характеристикам времени и пути разгона автомобиля t400 = 23 с;
t1000 = 42 с;
3) время разгона tз до заданной скорости Vз.
Для автотранспортных средств полной массой менее 3,5 т Vз = 100 км/ч.
По характеристикам времени и пути разгона автомобиля tз = 22,4 с.
4. Топливная экономичность автомобиля
Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в разных условиях движения.
Топливной характеристикой установившегося движения называют зависимость путевого расхода топлива от установившейся скорости при установившемся движении на ровной горизонтальной дороге на высшей передаче.
4.1 Построение топливной характеристики автомобиля
При построении графика топливной характеристики установившегося движения для заданной скорости автомобиля на высшей передаче определяются следующие параметры.
Обороты коленчатого вала двигателя, соответствующие заданной в км/ч скорости. Обороты изменяются в диапазоне от об/мин до об/мин.
Значение эффективной мощности на валу двигателя, соответствующее полученным оборотам двигателя:
.
(4.1)
Значение мощности предающейся в трансмиссию автомобиля:
(4.2)
Значение мощности подводимой к ведущим колесам автомобиля на высшей передаче:
(4.3)
Значение мощности затрачиваемой на преодоление сил дорожного сопротивления:
(4.4)
Значение мощности затрачиваемой на преодоление сил сопротивления воздуха:
(4.5)
Значение степени использования мощности:
(4.6)
Значение степени использования оборотов коленчатого вала двигателя:
(4.7)
Определяем коэффициенты, зависящие от степени использования мощности двигателя и частоты вращения коленчатого вала двигателя, для карбюраторного двигателя имеем:
(4.8)
(4.9)
Путевой расход топлива (в л/100км) определяем по формуле:
(4.10)
где - удельный расход топлива при максимальной мощности, выше на 5-10 % , для карбюраторного двигателя принимаем , тогда ;
- плотность топлива, для бензина .
Производим расчеты необходимых величин, результаты расчетов заносим в таблицу 4.1.
По полученным значениям строим мощностную (рисунок 4.1) и топливную (рисунок 4.2) характеристики автомобилей на высшей передаче.
Таблица 4.1 Расчет мощностной и топливной характеристик автомобиля на высшей передаче
№ п/п
n, об/мин
V1, км/ч
, кВт
И
Е
kИ
kЕ
QS, л/100км
1
600
21,016
4,63
4,40
4,0744
0,069
0,262
0,107
1,719
1,154
4,47
2
800
28,021
6,54
6,21
5,75046
1,3
0,164
0,255
0,143
1,748
1,127
4,56
3
1000
35,026
8,60
8,17
7,56542
1,6
0,321
0,254
0,179
1,752
1,102
4,7
4
1200
42,031
10,78
10,24
9,48224
0,554
0,269
0,214
1,69
1,079
4,91
5
1400
49,037
13,08
12,43
11,51018
2,4
0,88
0,285
0,25
1,628
1,059
5,11
6
1600
56,042
15,46
14,69
13,60294
2,8
1,313
0,302
0,286
1,565
1,04
5,3
7
1800
63,047
17,93
17,03
15,76978
3,2
1,869
1,5
1,024
5,48
8
2000
70,052
20,43
19,41
17,97366
3,7
2,564
0,349
0,357
1,411
1,009
5,65
9
2200
77,058
22,98
21,83
20,21458
4,2
3,413
0,377
0,393
1,331
0,996
5,81
10
2400
84,063
25,54
24,26
22,46476
4,431
0,406
0,429
1,257
0,985
5,96
11
2600
91,068
28,09
26,69
24,71494
5,633
0,442
0,464
1,177
0,976
6,12
12
2800
98,073
30,62
29,09
26,93734
5,9
7,036
0,48
0,5
1,107
0,969
6,27
13
3000
105,079
33,11
31,45
29,1227
6,6
8,654
0,524
0,536
1,041
0,963
6,45
14
3200
112,084
35,53
33,75
31,2525
7,3
10,503
0,57
0,571
0,99
0,958
6,68
15
3400
119,089
37,86
35,97
33,30822
8,1
12,598
0,621
0,607
0,951
0,956
7,01
16
3600
126,094
40,09
38,09
35,27134
8,9
14,954
0,676
0,643
0,927
0,954
7,42
17
3800
133,1
42,21
40,10
37,1326
9,8
17,588
0,738
0,679
0,918
7,99
18
4000
140,105
44,19
41,98
38,87348
10,7
20,513
0,803
0,714
0,926
0,955
8,74
19
4200
147,11
46,00
43,70
40,4662
11,7
23,746
0,876
0,75
0,949
0,957
9,7
20
4400
154,115
47,63
45,25
41,9015
12,8
27,303
0,786
0,982
0,96
10,88
21
4600
161,121
49,07
46,62
43,17012
31,198
-
22
4800
168,126
50,29
47,78
44,24428
15,2
35,447
23
5000
175,131
51,27
48,71
45,10546
16,5
40,065
24
5200
182,136
52,00
49,40
45,7444
17,9
45,067
25
5400
189,142
52,44
49,82
46,13332
19,4
50,47
26
5600
196,147
52,60
49,97
46,27222
56,288
27
5800
203,152
22,6
62,537
28
6000
210,157
51,95
49,35
45,6981
24,4
69,231
Рисунок 4.1 Мощностная характеристика автомобиля на высшей передаче
Рисунок 4.2 Топливная характеристика автомобиля на высшей передаче
4.2 Определение эксплуатационного расхода топлива
Для определения эксплуатационного расхода топлива Qэ при движении автомобиля на высшей передаче по дороге с асфальто-бетонным покрытием:
1) задаемся максимальным значением скорости движения в соответствии с Правилами дорожного движения, для легковых автомобилей, а также грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 т на автомагистралях скорость не более км/ч;
2) определяем эксплуатационную скорость:
(4.11)
3) по графику топливной характеристики установившегося движения для эксплуатационной скорости Vэ определяем расход топлива QVэ:
QVэ = 5,73 л/100км;
4) вычисляем эксплуатационный расход топлива Qэ в л/100 км:
(4.12)
л/100 км.
5 Итоговые таблицы
(студент заполняет самостоятельно)
Таблица 5.1 Данные, определенные по тяговой характеристике
Таблица 5.2 Данные, определенные по динамической характеристике
Таблица 5.3 Данные, определенные по характеристике ускорений автомобиля
Таблица 5.4 Данные, определенные по характеристикам времени и пути разгона автомобиля
Таблица 5.5 Данные, определенные по топливной характеристике установившегося движения автомобиля
Список используемой литературы
1. Гришкевич А.И. Автомобиль: Теория. - Мн.: Выш. шк., 1986. - 208 с.
2. Токарев А.А. Топливная экономичность и тягово-скоростные качества автомобиля. - М.: Машиностроение, 1982. - 224 с.
3. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости: Расчет агрегатов и систем / Под ред. Н.Ф. Бочарова, Л.Ф.Жеглова. - М.: Машиностроение, 1994. - 404 с.
4. ГОСТ 4754 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.
5. ГОСТ 5513 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.
6. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989. - 240 с.
7. Мощностной баланс автомобиля / В.А. Петрушов, В.В. Московкин, А.Н. Евграфов. - М.: Машиностроение, 1984. - 160 с.
8. Евграфов А.Н., Высоцкий М.С., Титович А.И. Аэродинамика магистральных автопоездов. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 232 с.
9. Евграфов А.Н., Есеновский-Лашков Ю.К. Аэродинамические свойства автомобилей и автопоездов. Методы исследований. - М.: МГАУ, 1998. - 79 с.
10. Европейский Союз. Технические стандарты на автотранспортные средства. Директива Совета 93/53/EC от 25 июля 1996 года. Максимальные разрешенные габаритные размеры и нагрузки (веса) автотранспортных средств.
11. Грузовые автомобили: Проектирование и основы конструирования / М.С. Высоцкий, Л.Х. Гилелес, С.Г. Херсонский. - М.: Машиностроение, 1995. - 256 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12