а) повышение эффективности транспортных связей для организации перевозок пассажиров и товаров по международному транспортному коридору "Север-Юг";
б) содействие доступу на международный рынок услуг железнодорожного, автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта государств - Сторон;
в) содействие увеличению объемов международных перевозок пассажиров и товаров;
г) обеспечение безопасности движения транспортных средств, сохранности товаров и охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами;
д) гармонизация транспортной политики, а также правового регулирования в сфере транспорта в целях реализации Соглашения;
е) создание равных недискриминационных условий доступа для поставщиков транспортных услуг на различных видах транспорта при перевозках пассажиров и товаров в пределах международного транспортного коридора "Север-Юг".
В соответствии с вышеуказанными целями, Стороны предпринимают все усилия, направленные на:
а) сокращение времени транзитных перевозок пассажиров и товаров через территории их государств;
б) сведение к минимуму стоимости транзитных перевозок;
в) упрощение и унификацию всей административной документации и процедур (включая таможенные), касающихся транзитных перевозок пассажиров, товаров через их соответствующие территории в соответствии с принятыми международными соглашениями и стандартами.
Настоящее Соглашение регулирует международные и транзитные перевозки пассажиров и товаров через территории государств - Сторон по маршрутам, определяемым компетентными органами соответствующих Сторон. Вышеописанный транспотный коридор непосредственно будет проходить по территории Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей.
Сегодня правительство Казахстана и руководство порта Актау, основываясь на технических проектах, разработанных в рамках программ ТРАСЕКА, ведут переговоры о выделении займа в размере 82 млн. дол. для финансирования нового транспортного коридора из Европы в Центральную Азию через Кавказ с пересечением Черного и Каспийского морей. В Казахстане крайней восточной точкой проекта является станция Дружба на казахстанско-китайской границе, презентация которой состоялась в прошлом году в совместном проекте с выставкой "Транзит-Трансказахстан 2000". В свою очередь, данный транспортный проект непосредственно затрагивает практически всю территорию ЮФО.
Все перечисленные транспортные коридоры находятся пока в стадии разработки, однако их эксплуатация выведет транспортную и всю экономическую отрасль региона и отдельно каждого субъекта на принципиально новый более эффективный уровень развития. Поэтому руководству нашего федерального округа необходимо поддерживать новые проекты транспортных коридоров, а при их разработке принимать в ней активное участие и отстаивать позицию, при которой эти транспортные коридоры должны будут проходить по территории субъектов нашего региона. Немалые налоговые поступления в местные бюджеты от эксплуатации транспортных коридоров автоматически помогут улучшить инфраструктуру и общее благосостояние населения этих регионов.
5.2. Транспортная структура и инфраструктура региона.
Однако для привлечения новых транспортных проектов на территорию ЮФО необходимо наличие собственной транспортной инфраструктуры региона. Ниже предлагается краткая характеристика транспортной системы и инфраструктуры описываемого региона по отдельным отраслям транспорта.
Основными транспортными узлами ЮФО являются следующие населённые пункты*: 1) Ростов-на-Дону (центр Ростовской области; население – ок. 1100 тыс. чел.) – крупнейший транспортный узел региона – «ворота Кавказа»; узел ж/д линий и автомобильных дорог, морской и речной порт, международный аэропорт. 2) Батайск (расположен в Ростовской обл.; население – 100 тыс. чел.) – ж/д и а/м узел. 3) Краснодар (центр Краснодарского края; население – 800 тыс. чел.) – крупный узел ж/д линий и а/м дорог, имеется речной порт на р. Кубань, аэропорт. 4) Новороссийск (ниже будет предложено подробное описание этого транспортного узла). 5) Туапсе (расположен в Краснодарском кр.; население – ок. 80 тыс. чел.)
– порт на черноморском побережье, ж/д, трубопроводный и а/м узел. 6) Темрюк (расположен в Краснодарском кр.; население – 40 тыс. чел.) – порт на побережье Азовского моря у устья р. Кубань. 7) Тихорецк (расположен в Краснодарском крае.; население – 70 тыс. чел.)
– крупный ж/д, трубопроводный и а/м узел. 8) Минеральные воды (расположен в Ставропольском крае; население – 80 тыс. чел.) – ж/д и а/м узел, международный аэропорт. 9) Ставрополь (центр Ставропольского края; население – 350 тыс. чел.) – а/м узел, аэропорт. 10) Моздок (расположен в Североосетинской республике; население – 40 тыс. чел.) – а/м узел. 11) Махачкала (столица Дагестана; население – 400 тыс. чел.) – ж/д и а/м узел, аэропорт. 12) Астрахань (центр Астраханской обл.; население – 490 тыс. чел.) – расположен в р-не дельты р. Волга, крупный речной порт, ж/д и а/м, трупроводный узел, аэропорт. 13) Волгоград (центр Волгоградской обл.; население – св. 1000 тыс. чел.)
– крупный речной порт и и узел ж/д линий, а/м и трубопроводный узел, аэропорт.
1. Морской транспорт (порты).
Морской транспорт в ЮФО в силу его географического положения представлен очень широко. Основными составляющими единицами морского транспорта являются порты (с их территорией и акваторией) и морские (речные) суда морских (речных) пароходств. Ниже приведена краткая характеристика состояния морского портового хозяйства по бассейнам, прилегающим к территории ЮФО.
Азово-Черноморский бассейн.
Порты этого бассеина считаются наиболее перспективными. Этому способствовало значительное увеличение за последние годы грузопотоков, как импортных, так и экспортных. Из-за этого южное направление российских грузопотоков сейчас считается одним из самых эффектино работающих. Причины: близость к международным рынкам; отличные климатические условия; переизбыток трудовых ресурсов; близость основных континентальных торговых «коридоров»; достаточное развитие портового хозяйства и достаточные глубины в акваториях этих портов. Главным центром морской грузоперевалки в этом регионе является порт Новороссийск. Правда, мощности этого порта ещё не до конца приспособлены к новым грузопотокам. Здесь строится новый контейнерно-зерновой комплекс мощностью на 3 млн. т зерна, 120 тыс. контейнеров, 1 млн. автопаромных и 0,5 млн. т генеральных грузов. Образована территория площадью 12 га, введён эксплуатацию по временной схеме автопаромный комплекс мощностью 0,6 млн. т. Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование на строительство глубоководного нефтепричала мощностью 15 млн. т сырой нефти. Прорабатываются вопросы строительства в нефтегавани Шесхарис базы для бункеровки судов и отгрузки на экспорт нефтепродуктов. Строится комплекс для перегрузки и временного хранения скоропортящихся грузов. Ведутся реконструкция и техническое перевооружение двух зерновых причалов с прокладкой ж/д путей, позволяющих перегружать зерно по прямому варианту судно-вагон. Компанией «Внешторгинвест» задействован комплекс по отгрузке на экспорт жидких удобрений. Порт Геленджик. Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование реконструкции и строительства порта для перегрузки генеральных грузов в объёме 0,8 млн. т и перевозки 127 тыс. пассажиров в год. Реконструкцию и развитие порта намечается осуществить за счёт внебюджетных. Распоряжением Правительства РФ в 1997 г. открыт пропуск грузовых иностранных и российских судов загранплавания. Порт Темрюк. В порту ведутся работы по строительству перегрузочных комплексов, восстановлению оградительного мола и дноуглублению подходного канала. Разработано технико-экономическое обоснование развития Темрюкского воднотранспортного узла, предполагающее довести мощности порта (I очередь) до 4,5 млн. т, а в перспективе до 8 млн. т. Основным сдерживающим фактором обеспечения нормальной загрузки порта является отсутствие подъездных ж/д путей. Однако этот вопрос решается. Также предполагается придание порту международного статуса. Прорабатывается генеральная схема развития порта Кавказ. Разрабатывается на уровне Правительства стратегический план развития порта Сочи: реконструкция пассажирских причалов и восстановление морского вокзала. Также ведутся реконструкция и строительство портов: Таганрог, порта на мысе Железный Рог и др. Сейчас идёт активное строительство нового мощного нефтяного терминала в районе Новороссийска (пос. Ю. Озереевка). В его состав будет входить портовый комплекс с выносными устройствами с перспективной мощностью до 60 млн. т. В настоящее время на Азово-Черноморском бассейне функционируют паромные переправы между портами Новороссийск – Самсун, Новороссийск – Бургас – Поти, Новороссийск – Варна. В связи с полным отсутствием бюджетных средств Служба морского флота не имеет возможности построить и поставить на паромные линии российские паромы. Ежегодные валютные потери России по экспертной оценке составляют 25- 30 млн.ам.долл.
Каспийский бассейн.
Разработано технико-экономическое обоснование на реконструкцию и развитие Махачкалинского порта. Произведена реконструкция двух причалов, где обрабатываются сухогрузные суда. Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование строительства нового морского порта в районе посёлка Оля Астраханской области. Построен пионерный причал для обработки ролкеров.
|Бассейн / порт |Введено |Находятс| | |в |я в | | |эксплуат|стадии | | |ацию за |строител| | |1993-199|ьства, | | |7 гг., |млн. т | | |млн. т | | |Азово-Черноморский бассейн: | | | |Новороссийск |2,1 |6,0 | |Темрюк |0,5 |4,5 | |Таганрог |- |3,0 | |Каспийский бассейн: | | | |Махачкала |0,8 |- | |Р-н пос. Оля (новый) |0,6 |- | |Итого |4,0 |13,5 |
2. Железнодорожный транспорт.
В структуре МПС все железные дороги России разделены на региональные железнодорожные управления (всего существует 17 управлений). Территория ЮФО входит в состав Северо-Кавказской и Приволжской (Волгоградская и Астраханская области) железных дорог. Северо - Кавказская железная дорога:
Курирующее предприятие (организация)
Министерство путей сообщения Российской Федерации
Предприятия подчинения
1. Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги .
2. Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги.
3. Минераловодское отделение Северо-Кавказской железной дороги.
4. Ростовское отделение Северо-Кавказской железной дороги.
5. Лиховское отделение Северо-Кавказской железной дороги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5