Практически по всем видам ресурсов в настоящее время при существующих технологиях и организации процесса товародвижения в логистических цепях возникают потери, связанные с использованием ресурсов в производстве, их хранением, перемещением и потреблением. Основные виды потерь, возникающие при воспроизводстве основных производственных фондов, материальных благ и рабочей силы, представлены в таблице 3.
Материальное содержание потерь
Причины возникновения потерь
Направления устранения потерь
Потери рабочего времени
Неотработанное рабочее время - простои, невыполнение норм выработки
Совершенствование организации производства и труда, повышение культуры производства
Снижение отдачи средств труда
Неполное использование средств труда по мощности и их недостаточная надежность
Улучшение параметрической структуры орудий труда, техники и технологии производства
Потери промежуточной и готовой продукции
Повреждения продукции в процессе погрузочно-разгрузочных работ, при хранении и транспортировке
Совершенствование характеристики подъемно-транспортного оборудования и организации складского хозяйства
Снижение отдачи основных фондов
Завышение веса изготавливаемого оборудования, неоптимальная структура производства орудий труда
Оптимизация структуры производства орудий труда и технологической структуры оборудования и технических устройств
Неполное использование трудовых ресурсов
Несоответствие профессиональной подготовки кадров современным требованиям производственно-хозяйственной деятельности
Пересмотр политики, направлений, квалификационной структуры и качества подготовки кадров
Временная или длительная нетрудоспособность
Производственные травмы, прочие заболевания, недостатки сферы услуг
Улучшение охраны труда и техники безопасности, здравоохранения и профилактики заболеваемости
Проблемы ликвидации потерь, экономии и рационального использования ресурсов в логистических цепях актуальны и носят перманентный характер как на макроуровне, так и на микроуровне управления процессом товародвижения. С одной стороны, рост масштабов производства, например, увеличивает массу сырья, количество потребляемых основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также количество трудовых ресурсов, обеспечивающих процесс воспроизводства. С другой стороны, постепенное истощение полезных ископаемых и постоянно возникающие трудности при их добыче увеличивают стоимость сырья и материалов, входящих в промежуточный и конечный готовый продукт. Экономические, организационные, технические, технологические решения, от которых зависит снижение расхода всех видов ресурсов, не только неразрывно связаны с повышением качества обслуживания потребителей, но и подчинены ему. При этом структура логистических направлений ресурсосбережения имеет несколько составляющих.
Таблица 4 - Структура логистических направлений ресурсосбережения
№
п\п
Составляющие оргструктуры
Содержание направлений
1.
Основа
Система управления, предмет управления, объект управления, уровни управления
2.
Элементы
Подсистемы: материально-техническое снабжение; складское и тарное хозяйство, грузовые перевозки и тарифы; управление запасами, управление товародвижением в производственных процессах, сбытовая деятельность
3.
Сфера деятельности
Материальное производство, строительство, торговля, обслуживание
4.
Субъекты хозяйствования
Промышленные предприятия, строительные организации, торгово-посреднические организации, предприятия по оказанию услуг, государственные организации
5.
Факторы
Развитие научно-технического прогресса, экономическое развитие
6.
Ресурсы
Материальные, трудовые, топливно-энергетические, финансовые
7.
Связи
Коммуникации: информационные системы и технологии
8.
Инструментарий
Экономико-математические методы и модели, системный анализ
9.
Критерии оценки
Качество обслуживания потребителей, величина экономии и рационального использования ресурсов, комплекс оценочных показателей
Одним из важных направлений ресурсосбережения в логистических цепях является экономия и рациональное использование материально-технических ресурсов. Главная стратегическая цель этого направления состоит в снижении расхода материальных ресурсов, запасных частей и топливно-энергетических ресурсов, затрачиваемых на единицу работы. В логистических цепях эта цель воплощается в минимизации затрат на материально-технические ресурсы, приходящиеся на общий объем грузооборота, величину перевозимых грузов или на общие затраты по товародвижению.
Важность проблемы экономии и рационального использования материальных ресурсов в логистических цепях определяется: во-первых, значительным удорожанием продуктов производства при доведении их до конечного потребителя; во-вторых, удельным весом материальных затрат в общих затратах по каждому звену логистики.
Задачи, решаемые в области ресурсосбережения в логистических цепях с позиции социальной и экономической сфер, на которые оно оказывает непосредственное влияние, весьма разнообразны. Следует выделить некоторые основные задачи: проведение мероприятий, позволяющих осуществить возможность максимальной доступности для населения товаров и услуг с точки зрения их ценовой характеристики; организация процесса расширения обслуживания организаций и индивидуальных потребителей в части послепродажного сервиса; использование методов, способствующих снижению запасов материально-технических ресурсов на распределительных складах и на складах предприятий и организаций; внедрение мероприятий по улучшению ремонтно-эксплуатационной базы транспорта, подвижного состава, погрузочно-разгрузочных и складских устройств, тары.
При рассмотрении макрологистической цепи, включающей в себя ряд субъектов хозяйствования, с позиции затрат на товародвижение констатируем следующее: все затраты, связанные с изготовлением промежуточного или конечного продукта, а также доведением его до потребителей, подразделяются на две составляющие - затраты, сопровождающие хранение и транспортировку сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и затраты, связанные непосредственно с производством продукта. Первая составляющая представляет собой логистические услуги, по которым снижение затрат, в том числе экономия и рациональное использование материально-технических ресурсов, полностью зависит от реальных и эффективных логистических решений.
Что касается производственного процесса (вторая составляющая), то влияние логистических решений на экономию и рациональное использование материальных ресурсов ограничено. Все процедуры и операции, связанные со складированием, хранением и транспортировкой внутри промышленного предприятия, являются логистическими услугами и зависят, естественно, от рациональности и оптимальности принимаемых логистических решений, направленных на снижение затрат по этим направлениям производственно-хозяйственной деятельности.
Задачи, решаемые в складском хозяйстве, сводятся в основном к следующему: строгое соблюдение правил упаковки и затаривания материальных ресурсов; использование современных информационных систем на складских комплексах; ужесточение контроля за маркировкой материальных ресурсов; рационализация технологии складирования. Управление запасами материальных ресурсов включает следующие задачи: использование прогрессивных методов нормирования; проведение постоянного анализа динамики изменения запасов; совершенствование оценочных показателей объемов запасов; сокращение и вовлечение в хозяйственный оборот сверхнормативных запасов и неиспользуемых материальных ресурсов; рационализация системы контроля за состоянием запасов.
В грузовых перевозках должны быть решены следующие задачи: повышение эффективности использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств; повышение качества оценки соотношения себестоимости перевозок и оборотных средств, вложенных в грузы, находящиеся в процессе транспортировки; разработка мероприятий по снижению транспортных расходов - -начально-конечные операции, перемещение грузов, дополнительные операции; оптимальный выбор вида транспортировки или системы доставки грузов, транспортного средства; повышение качества оценочных показателей по выбору потенциального перевозчика; проведение анализа и оценки использования терминальных перевозок в международных сообщениях, морских портах, транспортных узлах; повышение качества анализа и оценки переменных затрат, связанных с перевозкой грузов.
Реализация задач экономии и рационального использования материальных ресурсов охватывает и такие процедуры, как нормирование расхода материальных ресурсов, определение структуры материалопотребления, оценка использования материальных ресурсов. Задачи нормирования расхода материальных ресурсов: рационализация методов расчета и прогнозирования норм; повышение контроля за нормами и их изменением. Задачи определения структуры материалопотребления: проведение качественного анализа структурных сдвигов; установление прогрессивных тенденций в структуре; увеличение удельного веса использования металлопродукции улучшенного качества, меньших толщин и размеров. Задачи оценки использования материальных ресурсов: выбор рациональных методов расчета оценочных показателей; нахождение оптимальных вариантов исходных данных для расчета оценочных показателей; установление зависимостей между оценочными показателями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11