При проведении смазочно-заправочных работ необходимо строго соблюдать сроки выполнения, применять рекомендуемые заводом-изготовителем сорта масел и смазок. Места агрегатов автомобиля, требующие периодического пополнения или смены масла и смазок, указаны в таблице.
3.1 МОТОРНЫЕ МАСЛА
Для смазывания автомобильных карбюраторных двигателей применяют моторные масла, соответствующие ГОСТ – 174-79.1-85.
В обозначение масла (например, М-12-Г) первая буква указывает на его назначение (М - моторное); цифры – кинематическую вязкость масла в м^2/с или с Ст (сантистоксах) при 100 градусах; вторая буква – группу масла.
Масла по эксплуатационным свойствам делят на месть групп: А, Б, В, Г, Д и Е. Группы масел отличаются количеством и эффективностью введённых присадок. Меньше всего присадок в маслах группы А, а в каждой последующей больше, чем в предыдущей. Присадки – это сложные органические или метоллоорганические соединения, которые вводят в масла для улучшения их качества.
Масла групп Д и Е используют для специальных двигателей. Масла групп Б, В и Г вырабатывают 2-х видов: 1. Б1, В1, Г1 – для карбюраторных двигателей 2. Б2, В2, Г2 – для дизелей Универсальные масла, предназначенные для применения как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях, обозначают буквой без цифрового индекса.
Масло группы А рекомендуется для нефорсированных двигателей;
Масло группы Б – для малофорсированных двигателей;
Масло группы В – для среднефорсированных двигателей;
Масло группы Г – для высокофорсированных двигателей
Таблица №3
|Класс |V при 100 градусов, мм^2/с |Vmax при –18 | |вязкости | |градусов, мм^2/c| | |не менее |не более | | |33 |3,8 | |1250 | |43 |4,1 | |2600 | |53 |5,6 | |6000 | |63 |5,6 | |10400 | |6 |5,6 |7 |10400 | |8 |7 |9,5 |10400 | |10 |9,5 |11,5 |10400 | |12 |1,5 |13 |10400 | |14 |13 |15 |10400 | |16 |1,5 |18 |10400 | |20 |18 |23 |10400 | |33/6 |7 |8 |1250 | |43/6 |5,6 |7 |2600 | |43/8 |7 |9,5 |2600 | |43/10 |9,5 |11,5 |2600 | |53/10 |9,5 |11,5 |6000 | |53/12 |11,5 |13 |6000 | |53/14 |13 |15 |6000 | |63/10 |9,5 |11,5 |10400 | |63/12 |13 |15 |10400 | |63/14 |15 |18 |10400 |
В зимних и всесезонных сортах масел вязкость указывают двумя цифрами (дробью).
Например, обозначения 43/10 или 63/8 цифры 4 и 6, указанные в числителе, обозначают кинематическую вязкость масла при температуре –18 градусов: 4- вязкость масла не менее 1300 и не более 2600 сСт , 6 – вязкость масла не менее 2600 и не более 10400 сСт цифра 3 в числителе означает, что масло содержит загущающие просадки и предназначено для использования в зимнее время или в качестве всесезонного цифра в знаменателе соответствует кинематической вязкости масла в сСт при температуре100 градусов
В тёплое время года применяют масла с большей вязкостью, а в холодное время года – с меньшей вязкостью или всесезонные масла.
Гарантийный срок хранения автомобильных масел – 5 лет со дня изготовления. По истечению гарантийного срока хранения перед применением масло должно быть проверено на соответствие требованиям действующего стандарта.
Трансмиссионные масла
По современной спецификации трансмиссионные масла принято обозначать ТС с указанием вязкости при 100 градусах. В конце обозначения допускается показ присадки, с помощью которой получено масло.
К трансмиссионным маслам предъявляются требования к свесезонной вязкости в зависимости от климатической зоны: 14-16 сСт при 100 градусах для жаркой, тёплой, умеренной климатических зон и 8-10 сСт для холодной зоны.Нижний предел вязкости масел даётся при минусовой температуре (-15,-20 и т.п.) в динамических единицах. Он не должен быть свыше 5000-6000 П при достаточно низких температурах, т.к. при этой величине происходит трогание с места автомобиля (для тяжёлых многоосных автомобилей не более 4000-5000 П).
Трансмиссионные масла работают при высоких удельных нагрузках и поэтому должны обладать повышенной смазывающей способность, т.е. хорошими противоизносными и противозадирочными свойствами. Особое место занимают масла для гидромеханических трансмиссий.
Масла для механических трансмиссий подразделяются на: 1. масла для умеренных удельных нагрузок, создаваемых цилиндрическими и коническими передачами автомобилей 2. масла для высоконапряжённых передач со спирально-коническими шестернями 3. масла для передач с гипойдным зацеплением, где вследствие высокой скорости относительного скольжения профилей зубьев в сочетании с высокими удельными нагрузками создаются весьма неблагоприятные условия трения.
Таблица №4
Нормы вязкости трансмиссионных масел по системе SAE
|Назначение масла |Зимнее |Летнее |Всесезонное | |Класс вязкости |75W |80W |85W |90 |140 |80W-90|85W-90|85W-140| |Вязкость | | | | | | | | | |кинематическая при | | | | | | | | | |100 |4,1 |7,0 |11,0|13,|24,0|13,5 |13,5 |24,0 | |Градусах, мм^2/с: |- |- | |5 | |24,0 |24,0 |41,0 | |-не менее | | |- |24,|41,0| | | | |-не более | | | |0 | | | | | |Температура, при | | | | | | | | | |которой динами- | | | | | | | | | |ческая вязкость | | | | | | | | | |достигает |-40 |-26 |-12 |- |- |-26 |-12 |-12 | |150000 Па*с, С | | | | | | | | | |-не выше | | | | | | | | |
Таблица №5
Ассортимент трансмиссионных масел для современных отечественных грузовых автомобилей |Марка |Класс вязкости|Допустимый диапазон|Изготовитель | | | | | | | | |Температур в | | | | |эксплу- | | | | |Атации, С | | |ТАД – |85W – 90 |от – 25 до +45 |ПО «Омскнефтеоргсинтез», | |17И | | |Волгоградский НПЗ и др. |
Таблица №6
Трансмиссионные масла (по ГОСТ 23652 – 79)
| |ТАД – 17И | |Показатель | | | |Гипоидные передачи, коробки | | |передач, | | |Рулевые механизмы | |Вязкость кинетическая при 100 |Не менее 17,5 | |градусах, | | |мм^2/с | | |Индекс вязкости, не менее |100 | |Массовая доля, %, не более: | | |-механических примесей |Отсутствует | |-воды | | |Температура вспышки, определяемая в| | | |200 | |открытом тигле, С, не ниже | | |Температура застывания, С, не выше |-25 | |Плотность при 20 градусах, кг/м^3, | | |Не более |907 | |Обозначение трансмиссионных масел | | |по |ТМ – 5 – 18 | |ГОСТ 17479.2 – 85 | |
Таблица №7
Таблица смазывания и заправки рабочих жидкостей автомобиля ВАЗ-2107
|Номер на | |Колич. |Смазочный | |карте |Точка смазывания и заправки |точек |материал и | |смазки | |Объём, л |Рабочая жидкость| |в | | | | |приложени| | | | |и | | | | |6 |Картер двигателя вклчая |Одна 3,75 | Всесезонно м-8в| | |масленный фильтр | |или | | | | |М-6з12г1 | |6 |Система охлаждения двигателя |Одна 9,85 |Тосол-А40М | |9 |Картер коробки передач |Одна 1,35 |ТАД-17И | |10-14 |Картер заднего моста |Одна |ТАД-17И | |12 |Карданные валы | |Литол-24 | |- |Система гидропривода включения|Одна .0,18 |Нева;Томь | | |сцепления | | | |- |Гидропривод тормозов |Одна.0,38 | | |- |Амортизаторы |0,24-0,36 |МГП-10 | | |передний задний | | | |2 |Кузов | |Литол-24 | | |Бачок омывателя ветрового |2,0 |Ниис-4 | | |стекла | | | | |Салазки перемещения сидений | |Фиол-1 |
4. Пластичные смазки.
В некоторых узлах трения автомобиля в силу конструктивных или некоторых иных причин нецелесообразно применять жидкое смазочное масло. Известно, что масло довольно быстро стекает трущихся поверхностей, поэтому необходима непрерывная подача жидкого масла к узлам трения. Кроме того, жидкое масло обычно используют в герметичных узлах, изолированных от попадания пыли, влаги и т.д.
Такие узлы трения в автомобиле, как ступицы колёс автомобиля, сочленения рулевых тяг и некоторые другие трудно оборудовать системой смазки жидким маслом. В этих случаях применяют так называемые пластичные или консистентные смазки.
Они представляют собой минеральные масла, загущенные до мазеподобного состояния. Загустителями служат кальциевые, натриевые, литиевые и другие масла, получаемые на основе натуральных жиров или синтетических жирных кислот (СЖК). Некоторые виды смазок загущены высокоплавкими углеводородами (парафином, церезином, петролатумом), а также твёрдыми минеральными веществами (алюмогель, силикагель и другие).
Основные требования, которые предъявляют к автомобильным пластичным смазкам, во многом сходные с требованиями к смазочным маслам. Смазки также, как и масла должны уменьшать износ трущихся деталей и снижать трение, защищать металлические поверхности от коррозии, отводить тепло, выделяющиеся при трении сопряженных поверхностей и т.д. К смазкам предъявляют и некоторые специфические требования: защищать трущиеся пары от попадания влаги, пыли, грязи, в негерметичных узлах трения, не должны разрушаться в узлах и не вытекать из них.
Многоцелевые пластичные смазки
| | |Предел |Вязкост|Коллоид |Содержание|Температурный | |Смазки |t |проч |ь |Ная | |Предел | |(ГОСТ,ТУ|каплепа|ности при |при 0 |стабиль |Воды, |работоспособнос| |) | | |С, |Ность,%,|% |ти,С | | |дения, |20 С, |не | | | | | |не |Па*с, |более |не более| | | | |менее |не менее | | | | | | | | | | | |Нижний |Верхни| | | | | | | | |й | |Литол – |185 |500-1000 |280 |12 |Отсутствуе|-40 |130 | |24 | | | | |т | | | |(ГОСТ | | | | | | | | |21150-87| | | | | | | | |) | | | | | | | | |Фиол – 1|185 |250 |200 |25 |Отсутствуе|-40 |120 | |(ТУ 38 | | | | |т | | | |УССР | | | | | | | | |201188-7| | | | | | | | |9) | | | | | | | |
5. Технические жидкости.
Наряду с топливами и смазочными материалами при эксплуатации автомобилей широко применяют технические жидкости. Назначение жидкостей самое различное: облегчение пуска двигателя, охлаждение его при работе, передача усилий в тормозной системе, амортизаторах, автоматических коробках передач, некоторых подъёмных устройствах и т.д. В связи с этим технические жидкости существенно различаются по своему составу и свойствам.
5.1 ЭЛЕКТРОЛИТ
В качестве электролита в автомобильных свинцовых батареях используется водный раствор серной кислоты. Для приготовления электролита используются дистиллированная вода и специальная аккумуляторная концентрированная серная кислота – прозрачная, маслянистая жидкость, без запаха. Она поддаётся смешиванию с водой в любых пропорциях. Электролит необходимой плотности можно приготовить непосредственно из концентрированной серной кислоты и дистиллированной воды. Однако растворение концентрированной серной кислоты в воде сопровождается выделением большого количества тепла. По этой причине для приготовления электролита применяется посуда, стойкая не только к действию серной кислоты, но и к высокой температуре. В сосуд для приготовления электролита сначала заливается вода, а затем при непрерывном помешивании серная кислота. Вливать воду в концентрированную серную кислоту запрещается, т.к. при вливании воды в кислоту происходит быстрое разогревание воды, она нагревается, вскипает и разбрызгивается вместе с кислотой, которая, попадая на кожу человека, вызывает ожоги.
Страницы: 1, 2, 3