Рефераты. Совершенствование системы качества автомобильного завода






p> Таким образом, требуется ёмкий национальный рынок: российский рынок может считаться таковым. В 1998 г. в России продано примерно 1640 тыс. автомобилей, в 1999 г. по приблизительным оценкам, - 1700 тыс. Иномарки сегодня уже составляют значительную долю российского рынка: с 1993 по

1998 г. ввезено 2426 автомобилей. Российский автомобильный рынок обладает высоким потенциалом роста. На каждую тысячу жителей России приходится 110 автомобилей, в то время как, например в Польше – 180 машин на тысячу жителей.

В последние годы в РФ имел место значительный, хотя подорванный в значительной степени кризисом рост доходов населения, что позволяет рассчитывать на увеличение парка автомобилей. Спрос на легковые автомобили, грузовики и автобусы может увеличиться и в результате перехода к экономическому росту, первые признаки которого уже наблюдаются.

Однако низкая требовательность российских покупателей к качеству и эксплуатационным характеристикам автомобилей и соответственно отсутствие стимулов для усовершенствования и модернизации выпускаемой продукции может отрицательно повлиять на конкурентоспособность российской автомобильной промышленности.

2. Параметры факторов производства. Наиболее важными факторами производства являются ресурсы (для автомобильного производства это – сталь, алюминий, каучук и т.д.), рабочая сила, денежные средства, технологии, а также методы производства. Россия обладает богатыми природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой. Однако наличие положительных факторов производства ещё не гарантирует успешного развития той или иной отрасли, решающее значение имеет правильное их соединение.

Тот факт, что развитие российской автомобильной промышленности нельзя назвать успешным, свидетельствует о том что кроме ресурсов, ей ещё необходимы капиталовложения в развитие новых технологий и эффективные методы управления.

В СССР автомобильная отрасль включала несколько крупных заводов, производивших разнообразные модели – от компактных автомобилей до тяжелых грузовиков. Автомобильная промышленность развивалась как неотъемлемая часть советской экономики, когда каждое предприятие производило транспортные средства для того, чтобы заполнить определенный плановый сектор. Фактически советские заводы не были независимыми производителями, но представляли различные подразделения крупнейшей монополии – советской автомобильной промышленности.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Автомобиль представляет собой сложное изделие, состоящее приблизительно из 20 тысяч компонентов, поэтому для создания конкурентоспособной продукции в автомобилестроении очень важны качество комплектующих и отлаженная работа огромной структуры поставщиков. Для автомобильной промышленности не характерна стандартизация продукции. Для выпуска каждой модели нужна своя сеть поставщиков, выпускающих комплектующие именно для этой модели и участвующих в проектировании продукции, благодаря чему издержки производства становятся предсказуемыми уже на этом этапе.

Развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности требует наличия развитых поддерживающих отраслей. В качестве сопутствующей отрасли особое значение приобретает электронная промышленность. Если в

1992 г. автомобили содержали полупроводниковые элементы в среднем на 50 долларов , то в 1999 г. – уже на 200 долларов.

В России имеется большой потенциал для развития конкурентоспособных поддерживающих отраслей автомобильной промышленности. Тем не менее сейчас эти отрасли российской экономики трудно назвать конкурентоспособными на мировом рынке.

Кроме того, необходимо наличие развитой банковской системы, надежных банков, предоставляющих потребителю со стабильным заработком кредиты для приобретения автомобилей. В Польше после остановки инфляции продажи автомобилей в кредит возросли в несколько раз. В Германии в кредит продается около Ѕ машин, в Великобритании – почти 1/3.

4. Стратегия фирм, их структура и соперничество. Хотя в настоящее время производственные показатели российского автопрома не дотягивают до уровня 1990 г., производство легковых автомобилей в1999 г. после спада вызванного финансовым кризисом, снова начало расти.

Таблица 1

Производство российских автомобильных предприятий

| |Продукция |Максима|Объём производства (шт.) |
| | |льный | |
| | |уровень| |
| | | | |
| | |произво| |
| | |дства | |
| | | |1991 |1996 |1997 |1998 |1999 |
| | | |г. |г. |г. |г. |г. |
|АО «АвтоВАЗ» |Легковые |750000 |674355 |680570|740500|595300|677670|
|АО «Москвич» |Легковые |200000 |104801 |2929 |20600 |40000 |30112 |
|АО «ГАЗ» |Легковые |130000 |69000 |124284|124800|125400|125486|
| |Грузовые |280000 |245000 | | | | |
| | | | |4857 |87200 |86200 |114225|
|АО Ижмашавто» |Легковые |130000 |123100 |9146 |5500 |5000 |4409 |
| |Грузовые |н.д. |45800 |7101 |2500 |5500 |4730 |
|АО «КамАЗ» |Легковые |н.д. |3100 |8935 |17900 |19100 |20676 |
| |Грузовые |150000 |100000 |21814 |12200 |3300 |14813 |
|АО «КаВЗ» |Автобусы |21000 |19330 |1077 |769 |1500 |1767 |
|АО «Павловский|Автобусы |17000 |9476 |7235 |8700 |8100 |7502 |
|автобус» | | | | | | | |
|АО «УАЗ» |Внедор. |60000 |52491 |33701 |51400 |31900 |38686 |
| |Микроавтоб| | | | | | |
| |усы |30000 |12239 |25200 |24500 |22400 |22050 |
| |Лёгкие | | | | | | |
| |грузовики |45000 |38070 |10900 |20500 |22800 |20393 |
|АО «УралАЗ» |Тяжёлые |29000 |31371 |6522 |5300 |2500 |5470 |
| |грузовики | | | | | | |
|АМО «ЗИЛ» |Грузовые |210000 |158075 |7200 |18300 |21700 |22503 |

Лидирующее положение по объему производства товарной продукции среди предприятий автомобилестроения (в целом по отрасли, включая детали и комплектующие) занимает крупнейший в России производитель легковых автомобилей малого класса АО «АвтоВаз», на долю которого приходится около

50% всей производственной продукции. Второе место уверенно держит производитель легковых автомобилей среднего класса, малотоннажных грузовиков и автобусов АО «ГАЗ» около 18%.

Что касается конкуренции между компаниями, то в советской экономике у заводов не было ни каких стимулов для производства разнообразных моделей, конкурирующих на рынке с подобными изделиями других заводов.

Рынок был поделен заводами, действующими как единственные поставщики специфической продукции. Доля иностранных автомобилей была незначительной.

После начала экономических реформ ситуация кардинальным образом изменилась. Конкуренция со стороны импортных автомобилей, а также автомобилей, автомобилей собранных из иностранных комплектующих на территории России и стран СНГ, заставляет руководство российских предприятий задуматься о повышении качества, технологической модернизации, а также об улучшении системы сбыта производимой продукции.

Важным конкурентным преимуществом российских автомобильных предприятий является разветвленная торговая и сервисная сеть по всей территории России и в странах СНГ. А отсутствие такой сети у иностранных производителей снижает их конкурентоспособность на российском рынке.

Решающим фактором для создания в России конкурентоспособного автомобилестроения является реальное желание российских производителей поднять уровень качества своей продукции, их стремление к инновациям. Как положительный пример такого стремления можно упомянуть выпуск «ГАЗом» автомобилей «Газель». Производство этой модели соответствовало потребностям рынка и поэтому обеспечило значительный коммерческий успех, что в конечном итоге позволило решить многие проблемы. Другой пример – своевременная реструктуризация «АвтоВАЗа» и выпуск «Лады» десятой модели, позволявшие повысить эффективность российского автогиганта. Без стремления к эффективности и инновациям своих производителей никакие иностранные инвестиции не в состоянии изменить положение дел в автомобильной промышленности России.

2. Качественная характеристика товара.

Автомобиль, самодвижущееся четырехколесное транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозок небольших групп людей по автодорогам. Легковой автомобиль, обычно вмещающий от одного до шести пассажиров, именно этим, в первую очередь, отличается от других автотранспортных средств с двигателем, например автобусов, грузовых автомобилей и тракторов. Легковой автомобиль (далее называемый просто автомобилем) обычно имеет бензиновый двигатель внутреннего сгорания, опирается на четыре колеса с пневматическими шинами, снабжен дверями и отличается разнообразными типами кузова (седан, кабриолет, фаэтон, универсал и спортивное купе).

УЗЛЫ И СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ

Автомобиль состоит из нескольких взаимосвязанных узлов и систем. К ним относятся двигатель, топливная система, система охлаждения, лектрооборудование, трансмиссия, рама и кузов, система подвески, система торможения, рулевая передача, а также колеса и шины. Каждый узел или система вносит свой вклад в эксплуатационные характеристики автомобиля. По этой причине выбор конструктивных и эксплуатационных характеристик того или иного узла делается на основе компромиссного решения. Если, например, требуется комфортная прогулочная езда, то следует использовать менее жесткие пружины в системе подвески, что приведет, однако, к некоторому ухудшению управляемости автомобиля, особенно на извилистых дорогах.

Двигатель. Двигатель обеспечивает автомобилю движущую силу. Большое разнообразие выпускаемых двигателей отражает многообразие условий эксплуатации, а также типов и размеров автомобилей, на которых они устанавливаются. Двигатель должен быть относительно легким, компактным и пригодным для массового производства. Он должен обладать способностью перемещать автомобиль медленно и быстро на короткие и длинные расстояния.
Он должен быть достаточно мощным, чтобы автомобиль мог преодолевать крутые подъемы, обеспечивать высокоскоростное движение по гладким и плоским автострадам, а также достаточную маневренность на городских улицах в условиях частых поворотов, торможений, остановок и троганий с места. Кроме того, автомобильный двигатель должен легко запускаться при любой погоде, работать плавно и тихо, быть достаточно экономичным и функционировать без поломок в течение нескольких лет или, по меньшей мере, на протяжении 100
000 км пробега.

В двигателе создается однородная горючая смесь топлива и воздуха; затем она сжимается, воспламеняется, сгорает и, расширяясь, вызывает перемещение поршня в цилиндре. Поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала, который – посредством передачи движения на колеса – перемещает автомобиль.

В большинстве автомобилей используется четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Рабочий цикл двигателя этого типа осуществляется за четыре хода (такта) поршня. На первом такте (такт впуска) поршень, отступая, освобождает пространство цилиндра, и топливовоздушная смесь из карбюратора, где смешиваются топливо и воздух, поступает в цилиндр. На втором такте (такт сжатия) поршень движется в обратном направлении, и смесь сжимается до 1/7–1/10 объема цилиндра; в результате давление в цилиндре повышается до ~1,35 МПа. В конце такта сжатия свеча зажигания воспламеняет топливовоздушную смесь, и давление в цилиндре повышается до 3,4–4,8 МПа.
Процесс горения совершается за долю секунды, и на следующем такте (рабочий такт) горячий газ высокого давления, расширяясь, толкает поршень в конечное положение первого такта. Сила давления газа посредством шатуна преобразуется в механический момент, вращающий коленчатый вал. На четвертом такте (такт выпуска) поршень движется, как и на втором такте, в обратном направлении и выталкивает сгоревшие газы из цилиндра.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.