Определим свободную силу тяги автомобиля:
Рсв=Рт-Рв (24)
I Рсв=4217-0.82=4216 Н
II Рсв=2533-2.28=2531 Н
Аналогично проводим расчет Рт, Va, Рв, Рсв для каждой из передач для следующих значений оборотов коленвала двигателя и результаты расчетов сводим в таблицу 3. На основании таблицы строится тяговая характеристика автомобиля Pсв=f (Va) для каждой передачи рисунок 3.
Рисунок 3 - Тяговая характеристика автомобиля
Универсальным измерителем динамических качеств автомобиля служит динамический фактор, представляющий отношение свободной тяговой силы к силе тяжести автомобиля, который находится по формуле:
D=Pсв/Ga (25)
Производим расчет динамического фактора при движении автомобиля с 500 до 6000 мин-1 оборотов коленчатого вала на первой передаче.
I D1=6592/17701,25= 0,37
II D1=4217,7/17701,25=0,24
Графическую зависимость динамического фактора от скорости на всех передачах называют динамической характеристикой автомобиля. Значения динамического фактора для различных передач заносят в таблицу 4
Таблица 4 - Динамический фактор
Передача
Параметр
Частота вращения коленвала двигателя, мин-1
500
1500
2500
3500
4500
5500
I
Va, м/с
1,2
3,6
6,1
8,5
11
13,4
D
0,37
0,41
0,42
0,4
0,35
0,26
II
1,9
5,7
9,5
13,3
17,1
21
0,24
0,27
0,25
0,21
0,16
III
2,9
8,9
14,9
20,9
26,7
32,7
0,15
0,12
0,07
IV
4,7
14
23,4
42
51,4
0,096
0,1
0,09
0,06
0,03
- 0,02
На основании таблицы 4 строится динамическая характеристика автомобиля D=f (Va) для каждой передачи рисунок 4.
Ускорение на горизонтальной дороге определяется из выражения (м/с2)
ja= (D-ψ) *g/δ, (26)
где ψ - коэффициент сопротивления дороги ψ=0,015;
δ - коэффициент учета вращающихся масс.
Определим коэффициент учета вращающихся масс по формуле:
δ= δ1+1+ δ2*Uk², (27)
где Uk - передаточное число коробки передач; δ1=0,05; δ2=0,07.
Найдем коэффициент учета вращающихся масс на каждой передаче:
I δ=0.05+1+0.07*3,8²=2,06
II δ=0.05+1+0.07*2,432²=1,465
Найдем ускорение при движении автомобиля на горизонтальной дороге с 500 до 5500 мин-1 оборотов коленчатого вала на каждой передаче:
I ja1= (0,37-0,015) *9,8/2,06=1,736
II ja1= (0,24-0,015) *9,8/1,465=1,505
Данные расчета сводим в таблицу 5, в которую также заносим значения величин обратных ускорению 1/ja
Таблица 5 - Ускорение автомобиля
ja м/с
1,736
1,88
1,927
1,831
1,6
1,16
1/ja с2/м
0,6
0,53
0,52
0,55
0,625
0,86
1,505
1,64
1,706
1,57
1,304
0,97
0,66
0,61
0,59
0,64
0,77
1,03
1,085
1,165
0,84
0,44
0,92
2,3
0,67
0,7
0,62
0,04
1,5
1,43
1,61
2,7
8,33
25
По данным таблицы 5 строим графики зависимостей ja=f (Va) рисунок 5 и 1/ ja=f (Va) рисунок 6 для каждой передачи.
Графически интегрируем график значений обратных ускорений. По графику величин обратных ускорений строим огибающую. Ее отрезок на промежутке от 0 до 27.7 м/с делим на равные части и из центра этих отрезков проводим линии до пересечения с огибающей, проецируя их на ось обратных ускорений. Далее значения отрезков на оси обратных ускорений и разницу между концом и началом отрезков оси ординат подставим в формулу:
Δt=1/ja*ΔV (28), Δt1=5* (14-7) =35, Δt2=5* (28-21) =35, Δt3=6* (42-35) =42, Δt4=10* (56-49) =70
Результаты измерений и расчетов заносим в таблицу 6.
Таблица 6 - Интегрирование графика обратных ускорений
1/ja, мм
ΔV мм
Δt мм²
5
7
35
6
10
70
Из таблицы 6 имеем:
∑ Δt=35+35+42+70=182 мм²
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5