По условиям тайм-чартера капитан должен подписывать коносаменты в том виде, в котором они представлены фрахтователем, но в полном соответствии со штурманскими расписками. По доверенности, полученной от капитана, агенты фрахтователя могут подписывать коносаменты от имени капитана самостоятельно, но также в соответствии со штурманскими расписками.
Очень важно, чтобы подпись капитана сопровождалась оговоркой "от имени фрахтователя (наименование фирмы) капи-тан". В реквизитах коносамента должны содержаться данные, позволяющие идентифицировать фрахтователя как перевозчика. На всех коносаментах должна быть оговорка, что они подписаны капитаном "без ущерба для данного тайм-чартера". Сам тайм-чартер содержит условие о том, что фрахтователь освобождает судовладельца от ответственности по искам, связанным с подписанием капитаном коносаментов или других документов.
Прочие статьи проформы тайм-чартера содержат стандартные, в основном, правовые условия договора: военную оговорку, условия об арбитраже, общей аварии, о выплате судовладельцем брокерской комиссии и т.п. При заключении конкретных сделок, стороны, как правило, не только вносят изменения в типографский текст проформы, но и согласовывают дополнения к ней (Addendum), которые содержат уточнение и детализацию основных коммерческих статей договора: подробное описание судна, порядок его приема и возврата из тайм-чартера, расчеты по бункеру, оплате фрахта, сверхурочным работам и др.
Подписывают тайм-чартер непосредственно представители судовладельца и фрахтователя или "за и от их имени" с оговор кой "только как агент" представители брокерских фирм.
БЕРБОУТ-ЧАРТЕР
Сущность и основные интересы сторон
Бербоут-чартер (Bare-boat) является договором, по которому судовладелец за вознаграждение сдает судно фрахтователю в аренду на определенный срок без экипажа и судовых запасов. В этой сделке фрахтователь принимает на себя более шире, чем при тайм-чартере, права на использование судна. Он полностью контролирует его работу, и судовладелец не вмешивается вопросы эксплуатации. Судно может плавать под флагом страны фрахтователя, который вправе и переименовать его. Таким образом, по условиям бербоут-чартера фрахтователь становится владельцем судна на время действия договора и может пользовать его по своему усмотрению, при этом, на него ложится практически весь коммерческий риск по эксплуатации судна. Собственник же судна за использование его фрахтователем обычно ежемесячно получает фиксированную арендную плату, указанную в договоре, независимо от коммерческого результата работы судна.
В практике, бербоут-чартер наряду с выполнением функции мажора фрахтования судна, используется как вариант приобретения судна в кредит. Отсюда, бербоут-чартер предполагает варианта окончания договора:
1) возврат судна собственнику;
2) выкуп судна фрахтователем.
В обоих вариантах договорные отношения остаются двусторонними.
В любом варианте фрахтователь судна по бербоут-чартеру становится судовладельцем, так как такой договор дает законный титул владельца судна, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании. Бербоут-чартер как раз является «законным основанием» эксплуатации судна от своего имени, и только в рамках этого договора — сторона, принимающая судно (являющаяся по нему фрахтователем в отношениях с любыми третьими лицами, включая государственные власти) — становится судовладельцем.
В зависимости от соглашения сторон, по-разному определяются их интересы: в любом случае — фрахтователь стремится получить полную свободу в использовании судна; собственник же судна, в первую очередь, заинтересован в сохранении и защите своего права собственности на судно, в частности, недопустимости обременения судна залогом или другими правами, которые могут преобладать над правом собственности. Кроме того, он заинтересован также и в надежном страховом покрытии своего имущественного интереса.
Если предполагается возврат судна собственнику по истечении срока договора, то он заинтересован в физическом сохранении и сбережении судна, в его нормальной технической эксплуатации, и имеет право контролировать техническое состояние судна, порядок и условия его эксплуатации во время аренды.
Если предполагается выкуп судна фрахтователем, собственник не имеет интереса в физическом сохранении судна и не контролирует его техническую эксплуатацию.
Бербоут-чартер, в отличие от рейсового чартера или тайм-чартера, не предполагает подробного распределения обязательств и расходов сторон по содержанию и коммерческой эксплуатации судна, а также по исполнению рейсов. Его коммерческие условия очень просты и сводятся к защите прав собственника судна, страхованию имущественных и других рисков и финансовым расчетам сторон.
Бум фрахтования судов по системе бербоут-чартер пришелся на семидесятые-восьмидесятые годы, когда и возникла необходимость в разработке специальных проформ чартеров для оформления этих сделок.
Типовые проформы и коммерческие условия бербоут-чартера
К наиболее используемым типовым проформам бербоут-чартера относятся:
• "Barecon-А" — применяемая для взятия в бербоут-чартер судов, находящихся в эксплуатации. Издана BIMCO в 1974 году.
• иВагесоп-В" — применяемая для взятия по бербоут-чартеру строящихся судов. Издана BIMCO в том же году.
• "Вагесоп-89", в которой BIMCO в 1989 году объединила две вышеназванные проформы в единую. В настоящее время является наиболее используемый проформой в практике.
Проформа "Вагесоп-89" состоит из пяти частей:
I — обычная боксовая форма переменных условий договора;
II — стандартный текст договора, состоящий из 26 статей коммерческого и правового характера;
III— положения, применяемые только для вновь строящихся судов;
IV— условия соглашения по договору "аренды с переходом в собственность";
V— положения для судов, внесенных в реестр бербоутного флота.
Часть I проформы имеет боксовую форму и состоит из 42 ячеек, в которые при заключении договора вносятся основные реквизиты сделки: место и дата заключения сделки; юридические имена и адреса судовладельца и фрахтователя; название судна, его радиопозывные, флаг, тип, GT/NT, дата и место постройки, дедвейт по летнюю грузовую марку, класс Регистра, дата последнего классификационного освидетельствования Регистром и прочие данные о судне; порт или место сдачи в бербоут-чартер; даты сдачи и канцеллинга; порт или место возврата судна после завершения бербоут-чартера; условия подачи предварительных нотисов; частота постановки судна в док в период действия бербоут-чартера; ограничения по району плавания и роду груза; продолжительность бербоут-чартера; арендная ставка; валюта, способ и место оплаты арендных платежей; брокерская комиссия; юридическое имя брокера.
Специальные ячейки предусмотрены для условий договора о банковской гарантии, закладных, страховании, арбитраже. В случае, если в бербоут-чартер судно сдается сразу после постройки, в особых ячейках указывается наименование и местонахождение верфи, заводской номер судна, дата судостроительного контракта. Особо отмечается — переходит ли судно после окончания срока действия бербоут-чартера в собственность фрахтователя или нет.
Основные коммерческие условия проформы "Вагесоп-89":
Условие о судне. Судно должно быть сдано судовладельцем в мореходном состоянии и с действующими документами Регистра. Прием судна фрахтователем является доказательством полного выполнения судовладельцем своих обязательств. После подписания акта приемки судна фрахтователь не имеет права предъявлять какие-либо претензии по результатам осмотра суд на. Однако, судовладелец обязан устранить за свой счет скрытые дефекты судна при условии, что они были выявлены на позже, чем в течение 18 месяцев после приемки судна фрахтователем (в договоре стороны могут оговорить иной срок; который вносится в соответствующую ячейку части I чартера).
Сдача судна. В этом условии оговаривается: время, место, процедура и взаимные расчеты, связанные с передачей судна.
Согласовывается наиболее ранняя дата, когда судно может быть передано в распоряжение фрахтователя и предельная дата, в которую судно должно быть передано фрахтователю (Laydays-Cancelling). Судовладелец должен подать фрахтователю нотис о предполагаемом времени и месте сдачи судна за 30 последовательных дней и уточняющий нотис за 14 дней.
Предложение судна ранее первой согласованной даты не вызывает конфликтных ситуаций: если фрахтователь готов принять судно досрочно, он сделает это по соглашению с судовладельцем, либо судно будет ожидать в порту наступления согласованной даты. Если судно опаздывает к дате канцеллинга, фрахтователь имеет право расторгнуть договор, хотя расторжение бербоут-чартера редко соответствует интересам фрахтователя (предложить судовладельцу снижение ставки арендной платы, как это практикуется в тайм-чартере, фрахтователь не может).
Если становится очевидным опоздание судна к дате канцеллинга, судовладелец должен немедленно известить об этом фрахтователя и сообщить ему новую дату предполагаемой готовности судна к сдаче. Фрахтователь в течение 168 часов после получения нотиса должен сообщить судовладельцу свое решение: намерен ли он канцеллировать чартер или согласен принять нудно в новую дату готовности. Если фрахтователь не использовал своего права на расторжение договора или вообще не сообщил судовладельцу о своем решении — договор сохраняет силу. 11ри этом дата, указанная судовладельцем, принимается как начальная дата готовности судна, а канцеллинг устанавливается па 7-й день после этой даты.
В течение всего срока договора судно находится в абсолютном распоряжении фрахтователя и под его полным контролем. Фрахтователь обязан содержать судно, его механизмы, устройства и запасные части в хорошем рабочем состоянии в соответствии с обычной морской практикой и обеспечивать наличие на борту судна действующих документов на класс Регистра, указанный в договоре, а также других документов, подтверждающих соответствие судового оборудования и снаряжения международным нормам.
При сдаче судна судовладелец и фрахтователь назначают своих сюрвейеров для инспекции состояния судна и совместного подписания соответствующего акта. Все расходы и потери времени по передаче судна в бербоут-чартер, включая оплату необходимых документов, относятся на счет судовладельца, а все расходы по возврату судна из бербоут-чартера — на счет фрахтователя. Время, потраченное на оформление возврата судна, оплачивается фрахтователем по арендной ставке, оговоренной в договоре с пересчетом за сутки (часть суток).
При сдаче судна в аренду фрахтователь совместно с судовладельцем производят полную инвентаризацию всего судового оборудования, грузовых устройств, снабжения и расходных материалов на борту судна. Фрахтователь при приеме судна в бербоут-чартер должен принять и оплатить все топливо, смазочные масла, воду, невскрытую провизию и краски, канаты и иные расходные материалы по существующим на данное время рыночным ценам в порту приема судна.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9