3. Характерные неисправности
и износы элементов конструкции
Дефект
или поломка.
|
Характер
нагрузки.
|
Вид
износа.
|
Последствия
возникновения дефекта.
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
1.Трещины поперечные и
косые:
а)на любой части оси
(кроме подступичной) независимо от срока службы, а также в подступичной част
оси при сроке службы более 10 лет.
б)на подступичной части
оси при сроке службы менее 10 лет
|
Механический
|
Абразивный
|
а)Ось бракуется, если
после обработки (точение и шлифовка) в пределах допуска трещины остаются.
б)Устранить обточкой, если
глубина трещины не превышает 2 мм. Об точку производить не менее, чем на 0,5
мм в глубину за пределы трещины с последующей проверкой оси магнитным
дефектоскопом и упрочнением накаткой. При большей глубине трещины ось
бракуется.
|
2.Трещины и плети продольные:
а) на средней части оси
б) на других частях оси
|
Механический
|
Абразивный
|
а)Не допускаются.
Колёсную пару, имеющую на
средней части оси продольную трещину или плену, изъять из эксплуатации и
отправить в ремонт. В ремонтном пункте продольные трещины или плены
исследовать вырубкой канавочником до полного их исчезновения. Ось бракуется,
если: глубина вырубки на средней части превышает 4.0 мм; количество вырубок в
любом месте в средней части оси более трех, а общая длина всех вырубок
глубиной более 1,0 мм превышает 1000 мм. Вырубки глубиной до 1,0 мм не
учитываются.
Вырубку трещин или плен
производить только в направлении длины их залегания без резких переходов с
гладким выводом кромок и разделкой по ширине, равной трехкратной глубине
вырубленного слоя.
б)Независимо от количества
и размеров не допускаются. Устраняются обточкой.
|
3.Волосовины
а) на галтелях оси
б) на цилиндрических поверхностях шеек оси
в) на под ступичной,
предподступич-ной и средней частях оси
|
Механический
|
Абразивный
|
а)Не допускаются. Устранить обточкой в пределах допустимою
ремонтного размера между галтелями с последующим упрочнением.
б) Не допускаются и
устраняются обточкой, если общее количество их более четырех и в любом
поперечном сечении более двух или если длина отдельной волосовины превышает
10,0 мм.
Волосовины длиной до 2,0 мм на шейках осей локомотива при
нескученном и нестрочечном их расположении не учитываются
в)Не допускаются и
устраняются обточкой, если в любом поперечном сечении их более двух или если
длина отдельной волосовины превышает 15,0 мм на подступичной части или
предподступичной части и более 25,0 мм на средней части.
|
4.Темновины и светловины в
любой части оси.
|
Механический
|
Абразивный
|
Допускаются, но без каких бы то ни было признаков расслоения
металла.
|
5. Риски поперечные на
шейках оси с подшипниками скольжения
|
Механический
|
Абразивный
|
В эксплуатации допускается оставлять без исправления мелкие, без
острых кромок поперечные риски до первой выкатки колёсной пары. При выкатке
устранить обточкой или шлифовкой.
|
6. Забоины, задиры на
предподсту-пичных частях и на шейках оси с подшипниками скольжения
|
Механический
|
Абразивный
|
Колёсную пару изъять из эксплуатации. Шейки и предподступичные
части обработать на станке до полного устранения задиров и забоин.
|
7. Риски, задиры, забоины
и коррозия на шейках и предподступичных частях осей с подшипниками качения:
а) риски и задиры
поперечные на шейках
б) риски и задиры
продольные на шейках и предподступичных частях
в) забоины на шейках и
предподступичных частях
г) коррозия на шейках и
предподступичных частях
|
Механический
|
Абразивный
|
а)Риски и задиры глубиной
до 0,5 мм не ближе 100 мм и глубиной до 1.5 мм не ближе 160 мм от
предподступичной части оси зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5
или 6 с применением масла. Площадь зачистки не должна превышать 15 %
посадочной поверхности подшипника. После зачистки шейки
продефектоскопировать. При больших размерах повреждения ось бракуется б)Риски
и задиры на шейках глубиной до 0,5 мм не более трех не ближе 50 мм от торца
галтели, а на предподступичных частях глубиной до 1,0 мм без ограничения
количества зачистить вдоль оси шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с
применением масла. При больших размерах дефекта ось бракуется.
в)Острые края забоин
глубиной до 0,8 мм не ближе 60 мм от горна галтели, обшей площадью до 50 мм2
на шейках и глубиной до 1,0 мм на предподступичных частях обшей площадью до
50 мм2 разрешается притупить, не оставляя выступов над
поверхностью. После исправления шейки и предподступичной части
продефектоскопировать. При больших забоинах ось бракуется.
г)Коррозию устранить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6
с применением масла. На глубокую очечную коррозию допуски, как и на забоины.
|
8. Потёртость, забоины на средний части
оси
|
|
|
При
потёртости более допустимого значения, ось бракуется. При потёртости в
пределах допуска выполнить плавный переход от протёртого места к образующей
оси. Допускаются забоины глубиной до 2 мм, обшей площадью до 100 мм2,
с зачисткой острых кромок.
|
9. Диаметр шеек менее
допустимого
|
|
|
Ось бракуется. Буксовые
шейки восстанавливают по отработанной и утверждённой технологии,
обеспечивающей достаточную усталостную прочность оси
|
10. Смятая или изношенная
резьба на колёсных парах с подшипниками качения:
а) на конце оси
б) на торце оси под болты
|
|
|
а)Разрешается оставлять в
эксплуатации при обыкновенном освидетельствовании колёсные пары, имеющие
сорванную резьбу не более 15 % рабочей длины на каждом конце оси,
соответственно при полном освидетельствовании – 5 %. При большем значении
повреждения, резьбу сточить, место наплавить и нарезать новую резьбу.
б)Дефектную резьбу
срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу.
|
11. Забитые и
разработанные центровые отверстия оси
|
|
|
Восстановить до чертёжных
размеров электронаплавкой с последующей механической обработкой.
|
12.Отсутствие или неясность клейм формирования
|
|
|
Номер оси восстановить по
паспорту, произвести полное освидетельствование оси.
|
13. Неясности клейм последнего полного освидетельствования
|
|
|
Колёсной
паре произвести полное освидетельствование
|
14. Следы электродугового
ожога
|
Механический
|
Абразивный
|
Следы электродугового ожога на средней части оси (свободной от
опорных и посадочных поверхностей) удалить зачисткойс плавным переходом к
остальной поверхности с последующей шлифовкой и проверкой магнитным
дефектоскопом. При следах ожога на других частях ось бракуется.
|
15. Риски и задиры торцах оси с торцевым упором скольжения
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить
обточкой
|
16. Риски и задиры на подступичной части оси
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой в пределах допустимого ремонтного размера с
последующими дефектоскопией и упрочнением
|
НЕИСПРАВНОСТИ
БАНДАЖЕЙ И ОБОДЬЕВ
|
1.Трещины поперечные или
косые
независимо от размера, количества и места расположения
|
|
|
Бандаж бракуется. Допускается устранить обточкой термические
трещины на вершине гребня глубиной до 5,0 мм со снятием металла за её пределы
на глубину 1,5 – 2,0 мм.
|
2. Трещины и
плены продольные:
а)на поверхности катания
бандажа или обода цельнокатаного колеса, поверхности гребня и внутренней
боковой поверхности
б)на наружных боковых
гранях бандажа или обода цельнокатаного колеса
в) на внутренней
поверхности бандажа и в выточке для бандажного кольца
|
Механический
|
Абразивный
|
а)Устранить обточкой на
станке до полного исчезновения
б)Устраняется вырубкой или
шлифовальной машинкой с плавным переходом к основной поверхности бандажа или
обода. Глубина вырубок допускается не более 5,0 мм. Общая длина вырубок на
одном бандаже или ободе цельнокатаного колеса не должна превышать 300 мм.
Количество вырубок в одном поперечном сечении не должно быть более двух у
бандажей.
в)Бандаж бракуется
|
3.Раковины на поверхности
катания бандажа или обода цельнокатаного колеса
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на
станке до полного исчезновения
|
4.Выщербины на поверхности
катания бандажа, обода цельнокатаного колеса
|
Механический
|
Абразивный
|
Разрешается оставлять без
исправления до первой пары: длиной не более 10,0 мм, глубиной не более 3,0
мм. Выщербины больших размеров устраняют обточкой.выкатки или обточки
колёсной
|
5.Сколы, выкрашивания,
выщер-бины, раковины, уходящие под упорный бурт или бандажное кольцо
(независимо от размеров
|
|
|
Колёсная пара бракуется
|
6.Задир у подножья рабочей
части гребня
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на
станке до полного исчезновения
|
7.Задир бандажа в районе круга катания (независимо от размеров)
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения
|
8.Ползун (выбоина) на поверхности катания бандажей или
цельнокатан ных колёс более допустимого значения
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой.
|
9.Ослабление бандажа на
ободе центра, определяемое по звуку при ударе по бандажу слесарным молот ком
или по взаимному смещению контрольных отметок на бандаже и ободе
|
|
|
Если при сдвиге
контрольной отметки звук при ударе по бандажу подтверждает его ослабление,
устранить сменой бандажа. Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе
по бандажу не подтверждает его ослабление и бандажное кольцо не ослабло,
разрешается дальнейшая эксплуатация. При этом против отметки на бандаже
поставить новую отметку на ободе с записью в журнал технического состояния
локомотива (формы ТУ-152) и книгу ремонта (формы ТУ-28). а старую зачеканить.
При повторном сдвиге бандажа, даже без признаков его ослабления, вторичное
перенесение отметки не допускается. Бандаж подлежит замене. На первом виде
ремонта, предусматривающего выкатку колёсной пары из-под ТПС, бандаж подлежит
замене
|
10.Прокат (высота гребня) бандажей или цельнокатаных колёс более
допустимого
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на
станке до полной ликвидации проката и до ведения высоты гребня до чертёжных
размеров
|
11.Местное или по всему
кругу ката -ния увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса
более допустимого
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на
станке до полного исчезновения
|
12.Толщина гребня менее допустимого значения
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на станке
до полного исчезновения
При ремонте в депо гребень
разрешается восстанавливать электронаплавкой с последующей обточкой на
станке.
|
13.Вертикальный подрез
гребня
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на
станке до полного исчезновения
|
14.Остроконечный накат на гребне
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на
станке или при помощи переносного суппорта.
|
15.Опасная форма гребня, измеряемая специальными шаблонами
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить механической
обработкой
|
16.Толщина и ширина бандажа или обода цельнокатаного колеса
менее допустимых значений
|
|
|
Бандаж или цельнокатаное
колесо бракуется
|
17.Навар метала на
поверхности катания
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на
станке до полного исчезновения
|
18.Ослабление бандажного кольца
более допустимых размеров
|
|
|
Не допускается. Устранить
путем замены бандажного кольца или обжатием прижимного бурта бандажа на
вальцовочном станке, пневматическим молотком с обжимкой или кувалдой под
гладилку. До обжатия прижимного бурта бандаж нагреть до 220 – 270 °С.
|
19.Толщина прижимного и упорною буртов бандажа менее допустимого
значения
|
.
|
|
Бандаж бракуется
|
20.Зазор между боковой
гранью обода и упорным буртом бандажа
|
|
|
Допускается не более 0.5
мм по всей окружности на глубину не более половины высоты бурта. При больших
размерах бандаж бракуется
|
21.Разность, расстояний
между внутренними гранями бандажей у одной колёсной пары более допустимого
значения или несоответствие этих расстояний установленным нормам (измерять у
не
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой или
сменой бандажей, перепрессовкой центров и цельнокатаных колёс, перенасадкой
бандажей с наплавкой и последующей обработкой боковых граней обода, сменой
оси при ее изогнутости.
|
подкаченной колёсной пары
в четырех местах в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через
центр оси)
|
|
|
|
22.Высота гребня, меньше
установленных нормативов.
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой на станке, доведя
размеры до чертежных.
|
НЕИСПРАВНОСТИ КОЛЕСНЫХ
ЦЕНТРОВ И ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС.
|
1.Ослабление колёсного
центра или цельнокатаного колеса на оси
|
|
|
Колёсную пару с явными признаками ослабления (сдвиг центра или
колеса вдоль образующей оси или в окружном направлении) изъять из
эксплуатации. За колёсной парой, находящейся в эксплуатации, с выступающей
смазкой, ржавчиной или трещинами краски в местах соединения центра с осью без
явных признаков ослабления установить особое наблюдение. При полном
освидетельствовании при выступающей смазке, ржавчине и трещинах краски в
местах соединения центра с осью плотность посадки центра на оси опробовать на
прессе на максимальное давление, установленное для запрессовки. Опробование
на прессе производить в направлении от середины оси к её концу.
|
2.Ослабление зубчатого колеса на удлиненной ступице колёсного
центра или на оси
|
|
|
Колёсную пару изъять из
эксплуатации для перенасадки зубчатого колеса.
|
3.Трещины
в ступице
|
|
|
Центр или зубчатое колесо
бракуются.
|
4.Трещины в ободе или спице центра колёсной пары
|
|
|
Колёсную пару, имеющую
хотя бы одну трещину в спице или ободе, изъять из эксплуатации. В ремонтном
пункте в соответствии с требованиями действующих Инструктивных указаний по
сварочным работам при ремонте электровозов (ЦТтеп/251) трещины заварить или
забраковать центр.
|
5.Допуск
непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях обода колёсною
центра более допустимых значений
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить обточкой или
наплавкой с последующей механической обработкой.
|
6.Диаметр
или ширина обода менее допустимых значений
|
Механический
|
Абразивный
|
Восстановить наплавкой с
последующей обработкой.
|
7.Плены,
закаты, раковины, засоры и другие пороки в дисках колёсных центров
|
|
|
Устранить согласно
действующих стандартов, технических условий на поставку центров.
|
8.Задиры, черновины,
раковины и засоры на внутренней обработанной поверхности отверстия ступицы
колёсною центра и центра зубчатого колеса
|
Механический
|
Абразивный
|
Устранить расточкой или
наплавкой с последующей обработкой, согласно действующих стандартов,
технических условий на поставку центров и зубчатых колёс.
|
9.Износ
внутренней торцовой поверхности ступиц колёсных центров и зубчатых колёс
локомотивов более допустимого значения
|
Механический
|
Абразивный
|
Восстанавливать наплавкой
с последующей обработкой до чертёжных размеров. При ремонте колёсных пар с
внутренними буксовыми и моторно-осевыми шейками без выпрессовки оси
разрешается приварка к ступице разрезной шайбы толщиной не менее 8 мм с
последующей обработкой на станке до чертёжных размеров
|
10.Износ
наружной торцовой поверхности ступицы колёсных центров локомотивов под
антифрикционный диск более допустимого значения
|
Механический
|
Абразивный
|
Произвести выпрессовку оси
и восстановить ступицу наплавкой с последующей обработкой на станке до
чертёжных размеров
|
11.Износ
посадочной поверхности удлиненной ступицы колёсного центра под зубчатое
колесо
|
Механический
|
Абразивный
|
Произвести выпрессовку оси
и восстановить ступицу наплавкой с последующей обработкой на станке до
чертёжных размеров
|
12.Излом
зуба
|
|
|
Зубчатое колесо бракуется
|
13.Вмятины,
раковины, выкрошившиеся места на поверхности зуба более допустимого значения
|
|
|
Разрешается оставлять в работе зубчатые колёса (венцы), если
глубина раковин, вмятин и выкрашиваний не превышает 2,0 мм (отдельных до 3,0
мм), а общая площадь на зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи
составляет в эксплуатации не более 25 % рабочей поверхности, при обыкновенном
освидетельствовании – не более 10 % и при полном освидетельствовании – не
более 5 %, а на ножке зуба косозубой передачи соответственно 60 % и 40 %
|
14.Отколы на поверхности
зуба (от торца)
|
|
|
Разрешается оставлять в
эксплуатации и при обыкновенном освидетельствовании зубчатые колёса (венцы),
если отколотые места имеют длину не более 15 мм и глубину не более 3,0 мм, а
при полном освидетельствовании – 10 мм и не более 2,0 мм. Заусенцы и острые
кромки закруглить.
|
15.Трещины во впадинах
зубчатых колёс (венцах)
|
|
|
Зубчатое колесо (венец)
бракуется. При обыкновенном и полном освидетельствовании бракуются колёса и
венцы: с трещинами на переходных поверхностях длиной более 25,0 мм; — с
трещинами, выходящими на торец, глубиной более 2.0 мм; — с трещинами любых
размеров, развивающимися с обеих сторон зуба (встречные трещины); — при
наличии трещин более, чем на 25 % зубьев.
Остальные виды трещин разрешается
выводить местной зачисткой с соблюдением требований н. 6.4.5 с последующей
проверкой зубчатого колеса магнитной дефектоскопией.
Глубина выемок от местной
зачистки трещин не более 3,0 мм на зубьях без поднутрения и не более 2,5 мм
на зубьях с поднутрением.
|
16.Ослабление или сдвиг венца с жёсткой посадкой на центре
зубчатого колеса
|
|
|
Допускается однократный
сдвиг. При повторном сдвиге колёсную пару изъять из эксплуатации.
|
17.Ослабление болтов крепления венцов зубчатых колёс
|
|
|
Болты заменить. Разрешается
увеличить диаметр отверстия во фланце центра и зубчатом венце не более чем на
2 мм с постановкой соответственно увеличенных призонных болтов.
|
|
|
|
При ослаблении более
четырех болтов зубчатого венца или более трех болтов подряд все болты заменить
новыми следующей градации с проверкой отверстий развёртками.
|
18.Уменьшение
толщины зуба, измеряемое по делительной окружности, более допустимого
|
|
|
Зубчатое колесо бракуется
|
19.Поверхностная и точечная коррозия дорожки качения зубчатого
венца для упругого зубчатого колеса (УЗК)
|
|
|
Зачистить поверхность
дорожки качения. При этом, радиальный зазор между венцом или ступицей и
роликами не должен превышать 1 мм.
|
20.Шелушение
металла, выкрашивание дорожки качения зубчатого ненца
|
|
|
То же
|
21.Поверхностная
и точечная коррозия дорожки качения ступицы
|
|
|
То
же
|
22.Шелушение
металла, выкрашивание дорожки качения ступицы.
|
|
|
Зачистить поверхность дорожки качения. При этом, радиальный
зазор между венцом или ступицей и роликами не должен превышать 1 мм.
|
23.Рифление
дорожки качения зубчатого венца.
|
|
|
То же
|
24.Рифление
дорожки качения ступицы.
|
|
|
То
же
|
25.Трещины
диска тарелки.
|
|
|
При наличии трещин тарелка бракуется
|
26.Трещины
диска ступицы.
|
|
|
То же
|
27.Трещины
и разрыв стопорного кольца по отверстию.
|
|
|
Восстановить
электросваркой в местах разрыва и трещин, зачистить места сварки
|
28.Деформация
стопорного кольца.
|
|
|
Выправить стопорное
кольцо
|
29.Местная выработка (износ) стопорного кольца.
|
|
|
Местную (торцовую) выработку на внутренних поверхностях
ограничительных колец, превышающую 1,5 мм, устранить наплавкой с последующей
зачисткой.
|
|
|
|
|
|
|