Компрессия в цилиндрах является индивидуальным параметром для каждого двигателя и составляет 9...11 кгс/см2 для бензиновых двигателей и 26...32 кгс/см2 для дизельных. Разница в показаниях между отдельными цилиндрами для бензиновых двигателей не должна превышать 1...2 кгс/см2, а для дизельных - 2...5 кгс/см2.
Для более полной оценки технического состояния двигателя при снижении давления в конце такта сжатия нужно залить в проверяемый цилиндр 10...15 см3 моторного масла и вторично произвести измерение. Если давление в конце такта сжатия возросло, то это указывает на износ поршневых колец, если же оно осталось прежним - на неплотное прилегание клапанов к седлам или подгорание клапанов. Пониженное давление в двух соседних цилиндрах, не повышающееся при повторной проверке, указывает на пробой прокладки головки цилиндров.
Для более точного определения состояния цилиндропоршневой группы все чаще применяются пневмотестеры типа К-272. Принцип их работы включается в том, что воздух в цилиндр двигателя подается под определенным давлением, значение которого регистрируется манометром. В случае износа цилиндров или неплотностей посадки клапанов компрессия начинает падать.
Износ деталей двигателя можно определить по характерным стукам и шумам. Для этого используют специальный стетоскоп, а в случае его отсутствия - медицинский стетоскоп. Стук в верхней части двигателя свидетельствует о неисправностях газораспределительного механизма. Стук в средней части двигателя может являться следствием износа поршней, поршневых колец и цилиндров. Резкий стук, не исчезающий при позднем зажигании, может возникать в результате износа поршневых пальцев и втулок верхней головки шатуна. Частый резкий стук в двигателе при запуске и движении с высокими скоростями может быть причиной износа шатунных подшипников (вкладышей). Резкий глухой стук, хорошо слышимый в нижней части двигателя при отпускании педали сцепления, может возникать из-за износа коренных подшипников.
Характерные неисправности двигателей указаны в табл. 1
Таблица 1.
Причины неисправностей
Способы устранения
1
2
Двигатель не запускается
Переобогашение смеси из-за неправильных приемов запуска двигателя
Продуть цилиндры свежим воздухом, проворачивая коленчатый вал двигателя стартером в течение 10 с при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках
Нет подачи топлива
Проверить подачу топлива к карбюратору, фильтру гонкой очистки, бензонасосу
Отсутствие электрической искры на свечах зажигания
Проверить наличие тока высокого напряжения на центральном проводе, проводах высокого напряжения, идущих к свечам, искры на свечах, а низкого напряжения - до прерывателя
Двигатель развивает недостаточную мощность
Плохое наполнение цилиндров топливно-воздушной смеси
Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, полноту открытия дроссельных заслонок, привод воздушной заслонки, бесперебойность подачи топлива к карбюратору, сам карбюратор
Недостаточная компрессия
Устранить залегание колец, проверить состояние и регулировку механизма газораспределения, прокладки годами блока и крепление самой головки к блоку
Перегрев двигателя
Проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения, натяжение ремня вентилятора, правильность установки угла опережения зажигания, устранить накипь
уличенный расход топлива и повышенная токсичность отработавших газов
Неисправность системы питания, зажигания. механизма газораспределения
Поэлементно проверить указанные системы
Повышенный расход масла
При черном выхлопе - переобогащение смеси
Проверить систему питания
При синем выхлопе - сгорание масла в выпускной системе из-за повышенного уровня в картере двигателя или износа цилиндропоршневой группы
Проверить уровень масла, состояние цилиндропоршневой группы
Шум и стук в двигателе
Временный стук
Перейти на низшую передачу, при использовании бензина с небольшим октановым числом установить более позднее зажигание
Постоянный стук
Проверить и отрегулировать зазоры в клапанном механизме, состояние натяжения цепи привода механизма газораспределения, произвести ремонт цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов
«Выстрелы» в глушителе
Неплотно закрыт выпускной клапан или происходит его подгорание, богатая смесь
Проверить и отрегулировать зазоры в клапанном механизме, проверить систему питания
Хлопки в карбюраторе или впускном трубопроводе
Неплотно закрыт впускной клапан. бедная смесь
Отрегулировать зазор в клапанном механизме, проверить систему питания
Стук поршней
Износ юбок поршней
Произвести ремонт цилиндропоршневой группы
Резкий стук в двигателе, не исчезающий при позднем зажигании
Износ поршневых пальцев и втулок верхней головки шатуна
Определить суммарный зазор, принеобходимости заменить пальцы и втулки
Частый резкий стук в двигателе при пуске и движении с высокими скоростями
Изношены шатунные подшипники
Определить суммарный зазор, при необходимости произвести ремонт
Резкий глухой стук, хорошо слышный при отпускании педали сцепления
Изношены коренные подшипники
Проверить давление масла в системе, при необходимости заменить подшипники
Чрезмерный стук, слышимый во всех режимах работы двигателя
Выплавление шатунных и коренных подшипников
Произвести ремонт двигателя
Неравномерная работа двигателя, вода на электродах свечей
Нарушение герметичности прокладки головки цилиндров
Подтянуть головку блока, при необходимости заменить прокладку
Контрольно-диагностические и регулировочные работы по двигателю:
Техническое диагностирование - процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью. Диагностирование завершается выдачей заключения о необходимости проведения исполнительской части операций ТО или ремонта.
Таким образом можно отметить, что диагностика представляет собой процесс исследования объекта - узла, агрегата, системы или автомобиля в целом, состояние которого определяется. Завершение этого исследования - диагноз, т.е. заключение о состоянии объекта типа: объект исправен, объект неисправен, в объекте имеется такая-то неисправность.
Важнейшее требование к диагностированию - возможность оценки состояния объекта без его разборки.
Диагностика решает три основные типа задач по определению состояния объектов диагноза.
К первому типу относятся задачи по определению состояния, в котором находится объект в настоящий момент времени (задачи диагноза - от гр. diagnosis - распознавание, определение), ко второму - задачи по предсказанию состояния, в котором окажется объект в некоторый будущий момент времени (задачи прогноза - от гр. prognosis - предвидение, предсказание), к третьему - задачи по определению состояния, в котором находился объект в некоторый момент времени в прошлом (задачи генезиса - от гр. genesis - происхождение, возникновение). Задачи первого типа относят к технической диагностике, второго - к технической прогностике (или, как чаще говорят, к техническому прогнозированию), а третьего - к технической генетике.
Основными задачами диагностики применительно к автомобилям являются:
-выявление автомобилей (из числа эксплуатируемых), техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности движения;
-определение неисправностей, для устранения которых необходимы регулировочные либо ремонтные работы (если для устранения неисправности необходимы большие затраты рабочего времени, то такие работы выполняются перед ТО);
-выявление или уточнение перед ТР причины отказа или неисправности;
-контроль качества ТО и ТР;
-прогнозирование ресурса исправной работы узлов, агрегатов и автомобилей в целом;
-сбор, обработка и выдача информации, необходимой для управления производством;
-установление в отдельных случаях технического состояния автомобиля, в котором он находился в прошлом, например перед аварией (техническая генетика).
Диагностика технического состояния автомобилей по назначению, периодичности, перечню выполняемых работ, трудоемкости и месту в технологическом процессе ТО и ТР разделяется на общую (Д-1) и поэлементную (Д-2).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9