В 2005 году произошел ряд инцидентов, связанных со срабатыванием БСПС из-за:
· нарушения технологии работы диспетчера;
· недостаточного контроля со стороны диспетчеров за выполнением экипажами ВС установленной схемы выхода из района аэродрома.
Общее состояние безопасности полетов при ОрВД в 2005 году, по материалам расследования авиационных инцидентов, как и в предыдущие годы, определялось, в основном, следующими факторами:
· нарушение технологии работы диспетчерами;
· недостаточный контроль со стороны руководителей полетов и руководящего состава за организацией работы диспетчерских смен;
· нарушение требований правил и фразеологии радиообмена;
· неправильный расчет продольных интервалов при следовании ВС на одном эшелоне с различными скоростными характеристиками;
· непринятие мер по информированию экипажей ВС при ухудшении метеорологической дальности видимости на аэродроме.
Повторяемость причин инцидентов при ОрВД говорит о недостатках в работе руководящего состава органов ОВД, в части организации работы дежурных смен, подготовки диспетчеров, позволяющей приобретать им навыки грамотного разрешения конфликтных ситуаций.
Профилактическая работа по результатам расследований АП и инцидентов
Работа по профилактике авиационных происшествий и инцидентов в 2005 году включала в себя:
· анализ рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, принятие мер по реализации рекомендаций комиссий;
· оценку эффективности ранее принятых профилактических мероприятий и их корректировку с учетом накопленного опыта;
· работу по систематизации рекомендаций комиссий с анализом недостатков в функционировании авиационно-транспортной системы, приведших к АП и серьезным инцидентам, с целью разработки более эффективных профилактических мероприятий;
· принятие мер по организации выполнения рекомендаций заключений Государственного Центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте", выпускаемых по результатам исследований причин отказов авиационной техники и анализа информации средств объективного контроля;
· контроль за качеством проведения расследований инцидентов комиссиями территориальных управлений государственного авиационного надзора и авиапредприятий;
· выпуск оперативной информации с указанием неотложных мероприятий по обеспечению безопасности полетов, необходимость реализации которых возникла при получении первых результатов расследований авиационных происшествий и инцидентов;
· проведение проверок обеспечения безопасности полетов в территориальных управлениях и авиапредприятиях;
· подготовка приказов, распоряжений и заключений по результатам расследования авиационных происшествий и серьезных инцидентов.
Профилактические мероприятия разрабатывались на основе анализа результатов расследования авиационных событий и рекомендаций комиссий по расследованию.
Анализ материалов расследования авиационных происшествий свидетельствует, что подавляющее большинство из них связано с недостатками в деятельности летного состава и явились следствием:
· частичной утраты профессиональных навыков и, как следствие, неспособности справиться с нестандартной ситуацией в полете;
· неудовлетворительного взаимодействия в экипаже;
· нарушений правил выполнения полетов, особенно в горной местности;
· выполнения полетов при погоде хуже установленного минимума;
· нарушений правил эксплуатации авиационной техники;
· превышения допустимой полетной массы ВС;
· недостаточной предполетной и (или) предпосадочной подготовки и, как следствие этого, принятия необоснованных решений при планировании и осуществлении полета;
· ошибочные действия при попадании в условия, существенно ограничивающие видимость в полете (снежный вихрь, погодные условия хуже прогнозируемых).
Рекомендации комиссий по расследованию авиационных происшествий в основном были направлены на необходимость:
· изучения причин авиационных происшествий в территориальных управлениях и авиапредприятиях;
· устранения выявленных при расследовании недостатков в деятельности конкретных авиапредприятий;
· повышения требований, предъявляемых к личному составу;
· проведения с личным составом занятий по изучению особенностей эксплуатации воздушных судов, выполнения полетов в особых условиях, при выполнении авиационных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;
· внесения изменений и уточнений в эксплуатационную документацию и проведение доработок изделий авиационной техники.
Большинство из предложенных комиссиями по расследованию АП рекомендаций после их анализа в управлениях и научно-исследовательских организациях ГА были рекомендованы к реализации в Распоряжениях руководителя Ространснадзора, Заключениях Управления инспекции по безопасности полетов и информациях по безопасности полетов.
РЕКОМЕНДАЦИИ
При организации работы по повышению уровня безопасности полётов, предотвращению авиационных происшествий и инцидентов обеспечить реализацию следующих мероприятий:
· на всех уровнях активизировать работу инспекторских органов контролю за соблюдением авиакомпаниями и аэропортами установленных требований при организации, обеспечении и производстве полётов;
· на постоянной основе осуществлять мероприятия по выявлению и пресечению фактов незаконной деятельности в области авиации общего назначения;
· повысить требовательность к качеству расследований авиационных событий, при этом обратить внимание на правильность их классификации, обязательность отправки оперативной информации об инцидентах КБ - разработчикам ВС и авиадвигателей, практиковать проведение исследований отказавших изделий в научных организациях, ремонтных предприятиях и других организациях, имеющих соответствующие возможности;
· принимать исчерпывающие меры по устранению и профилактике причин нарушений правил организации, обеспечения и выполнения полетов, выявленных как при расследовании авиационных событий, так и при проведении инспекторских проверок;
· обеспечить контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки лётного состава допуску к выполнению полётов в ожидаемых районах и условиях;
· обеспечить действенный контроль, с использованием комплексного и профессионального анализа данных средств сбора полетной информации командно-инструкторским составом авиапредприятий, за безусловным выполнением экипажами своих профессиональных обязанностей по соблюдению установленных требований при подготовке и производстве полетов. При этом оценивать подготовленность экипажей к приборному пилотированию воздушных судов в СМУ на заключительном этапе полёта, способность анализировать пространственное положение ВС при прохождении ВПР и метеоусловия при принятии решения на производство посадки. Обращать внимание на выполнение, с необходимой точностью, траекторий движения при маневрировании ВС в районе аэродрома и зонах с интенсивным воздушным движением, соблюдение требований по выдерживанию вертикальных скоростей для предупреждения срабатывания БСПС, а также соблюдение установленных требований по поддержанию допусков к выполнению визуальных заходов на посадку и по категорированным минимумам;
· при контроле за выполнением полётов ВС на авиационных работах обращать внимание на правильность принятия решения на вылет и на обоснованность продолжения полёта в СМУ, особенности взаимодействия с органами ОрВД в районах с неустойчивой радиосвязью;
· обратить особое внимание лётного состава, выполняющего полёты на вертолётах, на особенности производства полётов в переходные периоды "осень-зима" "зима-весна" на площадки, подобранные с воздуха;
· при проведении сезонных подготовок с лётным составом изучить вопросы, связанные с оценкой параметров взлёта ВС, принятием решения на вылет с учётом внешних условий на аэродромах вылета, назначения и запасных;
· обратить внимание специалистов аэродромных служб на объективность оценки состояния искусственных и грунтовых ВПП, соблюдение правил замера коэффициентов сцепления, своевременность нанесения и восстановления разметки на ВПП, рулежных дорожках и местах стоянок.
3. Определение вида особой ситуации в полёте
Воспроизведение траектории полёта ВС.
Исходные данные:
Тип ВС
– Ту 134;
Gпол. т
= 43;
РН=0 мм рт.ст
= 775;
tH=0 C
= –30;
МКпос
= 280º;
δºм
= 310;
Uср м/с
= 12
УНГ
= 2º 40´
Фактическое значение параметров полёта на глиссаде
N точки i
1
2
3
4
5
6
7
8
Vпр, км/ч
292
280
270
240
250
Vyi, м/с
-3,0
-5,0
-5,5
-4,0
-2,0
-1,0
∆Uxi, м/с
0
-4,5
-6,0
Uzi, м/с
-4
+5
∆ψiº
Hрел i, м
25
28
30
35
38
34
9
10
11
12
13
14
15
16
260
-0,5
+1,0
-1,5
-1
+10
-5
-8
-10
-15
24
20
17
18
19
21
22
23
-2,5
-3,5
+1
+2
+2,5
+3
+4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7