Фактором, определяющим интенсивность изменения схождения, принят исследованный ранее критерий качества РП. Основным эксплуатационным фактором, определяющим изменение схождения, принята величина пробега автомобиля за межконтрольный период, который в соответствии с техническими условиями составил 12 тыс. км, а остальные значения пробега взяты для исследования надёжности функционирования рулевого привода. В качестве механизма случайных величин использовалась последовательность равномерно распределённых в интервале от 0 до 1 случайных чисел, вырабатываемых ЭВМ, причём по рекомендации работы [4] число реализаций принято равным 200.
Среднестатистическая интенсивность изменения схождения колёс определялась в зависимости от пробега по эмпирическому выражению, полученному после аппроксимации графической зависимости приведены в табл. 2 Приложения-1:
. (4)
Моделирование для каждой реализации случайных чисел величин интенсивности изменения схождения и пробегов между заменами подвижных сопряжений РП, регулировками и проверками схождения выполнялось по зависимостям:
, (5.)
. (6.)
В процессе статистического моделирования величины схождения управляемых колёс определялись следующим образом:
а) при каждом контроле по статистической зависимости:
, (7)
б) по эмпирической зависимости от критерия качества РП:
. (8)
Накопленные величины пробега междy заменами подвижных сопряжений рулевого привода, регулировками схождения, проверками схождения и их количества использованы для определения величин пробега:
а) между заменами ; (9)
б) между регулировками ; (10)
в) средний фактический ресурс между проверками
. (11)
Затем определялись вероятности замены подвижных сопряжений рулевого привода и регулировки схождения управляемых колёс:
, (12)
. (13)
После чего все циклы повторялись при изменении характеристик и состояния рулевого привода, а также режимов его работы.
Для определения оптимальных величин критерия качества РП по минимуму удельных издержек на устранение последствий отказа подвижных сопряжений РП и затрат на выполнение контрольно-регулировочных операций была составлена целевая функция допустимого изменения критерия качества РП, рекомендованная в работе [4]:
, (14)
где – отношение издержек на устранение последствий отказа сопряжений РП к издержкам на профилактику РП и контроль углов установки управляемых колёс;
- относительное допустимое изменение критерия качества. Все дальнейшие обозначения приведены в соответствии с [4].
Для определения оптимально допустимого изменения критерия качества РП с учётом дискретных издержек использована формула [4]:
. (15)
Параметры d и n определялись при моделирования по найденным зависимостям вероятности замен и регулировок схождения и величинам пробега путём их аппроксимации следующими выражениями:
, (16)
. (17)
Средние издержки, связанные с отказавшими подвижными сопряжениями рулевого привода, определены по формуле [7]:
(18)
Таблица 2. Исходные данные для статистического моделирования процесса изменения схождения управляемых колёс автомобилей по методу Монте-Карло
№
п/п
Наименование
Обозначения
Един. измерения
Значения величин параметров при моделировании на j – м уровне:
0
1
2
3
4
5
6
7
1.
Величина пробега автомобиля
Lа
тыс. км
12
8
10
14
16
18
2.
Допустимое значение
es
мм
0,5
I
1,5
3.
Величина схождения по
техн. усл.
eту
-
4.
Допустимая величина изменения
Дe
5.
Предельная величина изменения
Пe
6.
Величина зазоров в подвижных сопряжениях РП
∆
1,2
0,3
0,6
0,9
2,4
4,8
5,5
Упругость рулевого привода (по перемещению управляемых колёс)
СРП
дан
10-3
30
17
20
25
33
39
44
50
8.
Усилие в кинематической цепи рулевого привода
FРП
даН
15
40
9.
Соотношение издержек на устранение отказа и затрат на профилактику и контроль схождения упр. колёс
N
2,5
Средние издержки, связанные с проверкой и регулировкой схождения управляемых колёс определялись также по рекомендациям [7]:
рулевой поворот управление колесо
, (19)
где S(La) – непрерывные издержки, связанные с изменением параметра, возникающие в результате нарушения кинематики РП и снижения эффективности транспортной работы автомобиля.
Входящие в зависимости (13) и (14) величины обозначены в соответствии с работой [4] и определены в процессе внедрения разработанного оборудования по отраслевым нормативам (данные предприятия).
Оптимально допустимые изменения параметра вводились в математическую модель процесса изменения эксплуатационного состояния РП и учитывались при выборе оптимальных величин критерия качества РП по заданному уровню эксплуатационных свойств автомобиля.
Библиографический список
1. Власов B.M. Организация технического контроля и диагностики в региональных автотранспортных системах. – Автомобильный и городской транспорт. (Итоги науки и техники. ВИНИТИ). – М.: 2006. – №11. – С. 1–66.
2. Галушко В.Г. Вероятностно-статистические методы на автотранспорте / В.Г. Галушко. – Киев: Вища школа, 2006. – 230 с.
3. Гинцбург Л.Л. К вопросу об оценке управляемости автомобилей при прямолинейном движении / Л.Л. Гинцбург // Автомобильная промышленность. – 2006. – №8. – С. 15–18.
4. Годун И.И. Оценка технического состояния ходовой части и рулевого управления / И.И. Годун, В.З. Русаков // Автомобильный транспорт. – 2009. – №1. – С. 32.
5. Джонс И.С. Влияние параметров автомобиля на дорожно-транспортные происшествия / И.С. Джонс – М.: Машиностроение, 2009. – С. 207.
6. Зубриський С.Г. Переоборудование АТС и их конструктивная безопасность / С.Г. Зубриський // Автомобильная промышленность. – 2008. – №1 – С. 21.
7. Катаев Н.Н. Оценка тормозных свойств автобусов семейства ПАЗ по результатам инструментального контроля: Автореф. дис. 052210 / Н.Н. Катаев // Владимирский государственный университет. – Вл, 2007. – С16.
8. Клинковштейн Г.И. Организация работы службы безопасности движения на автомобильном транспорте: Учеб. пособие / Г.И. Клинковштейн, М.А. Луковецкий. – М.: МАДИ, 2009. – 73 с.
9. Кнороз В.И. Работа автомобильной шины / В.И. Кнороз. – М.: Транспорт, 2006. – 238 с.
10. Левитин К.М. Эффективность освещения и световой сигнализации автотранспортных средств / К.М. Левитин. – М.: Энергоатомиздат, 2011. – 240 с.
11. Лочинский Б.Ф. Типичные дорожно-транспортные ситуации, предшествовавшие происшествиям: Альбом-пособие для водителей / Б.Ф. Лочинский. – М.: ТОО НПО «Искра-1», 2010. – 76 с.
Страницы: 1, 2, 3