Зона технического обслуживания №2
Трудоемкость работ в зоне ТО-2 рассчитывается по формуле [2]:
Т23 = с · (Т2 + Тсо) – Тд2 + Тсоп2,(2.39)
где: Т2 – годовая трудоемкость работ в зоне ТО-2, чел.ч;
с – коэффициент, учитывающий способ организации выполнения работ в зоне ТО-2, чел.ч [2];
Тсоп2 – трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, выполняемого в зоне ТО-2, чел.ч;
с = 1 при организации производства ТО-2 без применения поточной линии.
Тсоп2 = 0,20 · (Т2 + Тсо), (2.40)
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.23.
Тсоп2 = 0,2 ∙ (306,45 + 27,2) = 66,7 чел.ч
Т23 = 1,0 ∙ (306,45 + 27,2) – 83,2 + 66,7 = 317,2 чел.ч
Таблицу 2.23 - Расчет трудоемкости работ в зоне ТО-2
Модель, марка
п/состава
Т2
чел.ч
Тсо
с
Тд2
Тсоп2
Т23
КамАЗ 5320
306,45
27,2
1,0
83,2
66,7
317,2
КамАЗ 5410
931,8
88,2
260,3
204
963,7
КамАЗ 55111С
474,2
50
138
104,8
491
MAN TGA
103,2
57,8
17,2
32,2
176
Всего по группам
1815,7
223,2
498,7
407,7
1947,9
2.8 Расчет годовой трудоемкости текущего ремонта
2.8.1 Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта (ТР)
Целью корректирования удельной трудоемкости текущего ремонта является приведение нормативных величин к конкретным условиям работы предприятия.
Корректирование выполняем по формуле [2]:
tтр = tтрн · К1 · К2 · К3 · К4ср · К5, (2.41)
где: tтр – скорректированная удельная трудоемкость ТР, чел.ч/1000 км;
tтрн – нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.ч/1000 км;
К1-5 – коэффициенты корректирования.
tтрн принимаем [1, табл. 2.2]
К1, К2, К3, К5 соответственно в [1, табл. 2.7, 2.8, 2.9, 2.11].
К4ср рассчитывается аналогично К′4ср при условии принятия К4ср.
Напоминаем расчетную формулу:
К4ср = , (2.42)
где: А1, А2, Аn – количество автомобилей в интервале пробега, для которого принимается значение коэффициента К4.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчеты по остальным маркам приведены в таблице 2.24.
tтр = 6,7 ∙ 1,2 ∙ 1,0 ∙ 1,1 ∙ 1,7 ∙ 1,3 = 19,5 чел.ч /1000 км
Таблица 2.24 - Корректирование удельной трудоемкости ТР
Марка, модель
tтрн
К1
К2
К3
К4ср
К5
tтр
6,7
1,2
1,1
1,7
1,3
19,5
1,5
19
1,15
15,9
2,2
0,4
2.8.2 Годовая трудоемкость работ текущего ремонта (ТР3)
Годовую трудоемкость работ по текущему ремонту рассчитываем по формуле [2]:
Ттр = tтр · Lг/1000, (2.43)
где: Ттр – годовая трудоемкость работ текущего ремонта, чел.ч;
Lг – годовой пробег, км.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.25.
Ттр = 19,5 ∙ 231480 / 1000 = 4513,9 чел.ч
Таблица 2.25 - Годовая трудоемкость работ по ТР
чел.ч/1000 км
Lг
тыс. км
Tтр
231,48
4513, 9
648,26
12316,9
330,11
5248,7
228,03
387,7
2.8.3 Годовая трудоемкость работ в зоне текущего ремонта (ТР3)
Годовую трудоемкость работ в зоне ТР рассчитываем по формуле [2]:
Ттрз = Сз · Ттр – Тсоп1 – Тсоп2, (2.44)
где: Сз – процент работ ТР, выполняемых в зоне ТР;
Тсоп1 – сопутствующий текущий ремонт в зоне ТО-1, чел.ч;
Тсоп2 – сопутствующий текущий ремонт в зоне ТО-2, чел.ч.
Все работы сопутствующие и относящиеся к текущему ремонту, выполняются в зоне ТР (контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные и работы по снятию и установке деталей, узлов и агрегатов). Принимаем коэффициент Сз = 1.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.26.
Ттрз = 1 ∙ 4513,9 – 26,8 − 66,7 = 4420,4 чел.ч
Таблица 2.26 - Годовая трудоемкость работ в зоне ТР
Ттр
Сз
Тсоп1
Ттрз
26,8
4420,4
84,3
12028,6
42,9
5101
11,8
343,7
22467,2
165,8
21893,7
2.9 Расчет численности производственных рабочих зон ТО и ТР
При расчете численности производственного персонала различают явочное или технологически необходимое – Рт и Рш число исполнителей.
Явочное число рабочих (число рабочих мест) [2]
Рт = Т1 / Фрм , (2.45)
где: Рт – число рабочих мест;
Т1 – годовой объем работ (трудоемкость);
Фрм – годовой фонд времени рабочего места.
Годовой производственный фонд рабочего места можно рассчитать по формулам [2]
Фрм = Тсм · Дрг , (2.46)
где: Тсм – продолжительность рабочей смены;
Дрг – число рабочих дней в году;
Фрм = 8 ∙ 258= 2064 ч.
Явочное число рабочих для зон ТО-1, ТО-2 и ТР соответственно:
Рт то-1 = 665,9 / 2064 = 0,3 чел.
Рт то-2 = 1947,9 / 2064 = 0,94 чел.
Рт тр = 21893,7 / 2064 = 10, 6 чел
Принимаем Рт то-1 = 1 чел., Рт то-2 = 1 чел., Рт тр = 11 чел.
Штатное число исполнителей [2]
Рш = Т1/Фэр , (2.47)
где: Рш – численность штатных рабочих;
Фэр – эффективный годовой фонд времени штатного рабочего.
Эффективный фонд времени штатного рабочего можно рассчитать по формуле [2]
Фэр = Фрм – tотп – tуп ,(2.48)
где: tотп – продолжительность отпуска, час;
tуп – потери рабочего времени по уважительным причинам, ч.
Продолжительность отпуска
toтп = Дотп · Тсм, (2.49)
где: Дотп – продолжительность отпуска, дней;
Тсм = 8 ч, при пятидневной неделе соответственно.
tотп = 28 ∙ 8 = 224 ч.
tуп = 0,04 · (Фрм – tотп), (2.50)
tуп = 0,04 ∙ (2064 – 224)= 73,6 ч.
Фэр = 2064 – 224 – 73,6 = 1766,4 ч.
Штатное число исполнителей для зон ТО-1, ТО-2 и ТР соответственно:
Рш то-1 =665,9 / 1766,4 = 0,37 чел.
Рш то-2 = 1947,9 / 1766,4 = 1,1 чел.
Рш тр = 21893,7 / 1766,4 = 12,4 чел
Принимаем Рш то-1 = 1 чел., Рш то-2 = 1 чел., Рш тр = 12 чел.
2.10 Расчет числа постов и линий для зон ТО и ТР
2.10.1 Расчет числа постов зоны технического обслуживания
Расчет выполняется для зон ТО-1 и ТО-2 при организации выполнения работ на универсальных постах.
Расчет основного числа постов выполняем по формуле [2]
Nто = τп / R, (2.51)
где: Nто – расчетное число основных постов зоны ТО;
τп – такт поста;
R – ритм производства.
Такт поста, т.е. время обслуживания авто на посту, рассчитывается по формуле [2]
τп = + tп, (2.52)
где: Тi – годовой объем работ (трудоемкость работ) в зоне ТО, чел.ч;
Ni – годовая программа работ в зоне ТО (количество обслуживаний в зоне ТО-1 или ТО-2)
Рп – среднее число исполнителей одновременно работающих на посту.
tп – время установки и снятия автомобиля на пост, мин.
Среднее число исполнителей на посту рекомендуется принять для зон ТО Рп = 2…3 исполнителя [2].
Время на установку и перемещение авто по постам принимается tп = 1…3 мин.
τп ТО-1 = [665,9 ∙ 60 / (286 ∙ 2)] + 3 = 73 мин
τп ТО-2 = [1947,9 ∙ 60 / (146 ∙ 2)] + 3 = 403 мин
Ритм производства, т.е. время полного обслуживания авто, рассчитывается по формуле [2]
R = , (2.53)
где: Тсм – продолжительность работы зоны ТО в смену, час;
Ссм – число смен работы зоны ТО в смену;
Niсм – сменная программа по соответствующему виду обслуживания.
R ТО-1 = 8 ∙ 1 ∙ 60 / 1,1 = 436 мин
R ТО-2 = 8 ∙ 1 ∙ 60 / 0,57 = 842 мин
Nто-1 = 73 / 436 = 0,17
Nто-2 = 403 / 842 = 0,48
Принимаем число постов для технического обслуживания Nто=2.
Число постов подпора для зон технического обслуживания следует принять: 10…15 % сменной программы ТО-1
30…40 % сменной программы ТО-2.
Общее число постов зоны ТО определяем суммированием основного числа постов и постов подпора.
Окончательно принимаем общее число постов для ТО Nто=3.
2.10.2 Расчет количества постов в зоне текущего ремонта
Основное количество постов зоне текущего ремонта рассчитывается по формуле [2]
Nтр = ,(2.54)
где: Ттрз – трудоемкость работы в зоне ТР;
Дрг – число дней в году работы зоны ТР;
Ссм – число смен в сутки работы зоны ТР;
Тсм – продолжительность работы зоны в смену;
Рп – число исполнителей одновременно работающих на посту;
− коэффициент использования рабочего времени поста, = 0,90 [2].
− коэффициент неравномерности поступления а/м на посты ТР, = 1,2...1,5 [2].
Nтр = 21893,7 ∙ 1,2 / (258 ∙ 1 ∙ 8 ∙ 2 ∙ 0,9) = 7
Принимаем общее число постов зоны ТР Nтр = 7.
В зоне ТР предусматривается специализация постов по видам работ.
Таблица 2.27 - Примерное распределение постов ТР по их назначению
Назначение постов
Соотношение в %
Ремонт двигателя и его систем
Ремонт трансмиссии, тормозов, рулевого управления и ходовой части
Контроль и регулировка тормозов
Контроль и регулировка углов установки колес
Универсальные
20-30
40-50
5-10
10-20
Итого
100
2.11 Схема технологического процесса ТО и ТР
Схема технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта представлена на рис. 2.1.
Основной маршрут
Возможный маршрут
Рис.2.1 Схема технологического процесса ТО и ТР на предприятии
Порядок прохождения технических обслуживаний №1 и №2, а также текущего ремонта приводится далее.
При возвращении с линии автомобиль проходит через контрольно- технический пункт (КТП), где проводится визуальный осмотр автомобиля и при необходимости делается в установленной форме заявка на ТР. Затем автомобиль подвергается ежедневному обслуживанию (ЕО) и в зависимости от плана-графика профилактических работ поступает на посты общей или поэлементной диагностики (Д-1 или Д-2), через зону ожидания технического обслуживания и текущего ремонта или в зону хранения.
После Д-1 автомобиль поступает в зону ТО-1, затем в зону хранения. Туда же направляются автомобили после Д-2. Если при Д-1 не удается обнаружить неисправность, то автомобиль направляется на Д-2 через зону ожидания. После устранения обнаруженной неисправности автомобиль поступает в зону ТО-1, а затем оттуда в зону хранения.
После оформления заявки на ТР автомобиль подвергается ЕО и направляется на диагностирование Д-2 для устранения объема предстоящего ТР, после чего направляется в зону ТР и затем в зону хранения.
2.12 Подбор технологического оборудования
Технологическое оборудование и оснастку, необходимую для выполнения работ на постах ТО и ТР, во вспомогательных отделениях, подбирают по технологической необходимости, так как они используются периодически.
Технологическое оборудование, необходимое для выполнения работ в зонах технического обслуживания и текущего ремонта, соответствует основным требованиям:
· обеспечение выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту в полном объеме;
· обеспечение всех исполнителей рабочими местами и соответствующим объемом работ.
Число единиц, подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО и ТР, их специализацией по видам работ, а также предусмотренным уровнем механизации производственных процессов.
Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т.п.), который используется в течение всей рабочей смены, определяем по числу работающих в наиболее загруженной смене.
Технологическое оборудование и оснастка на участках ТО и ТР представлена в приложении 4.
2.13 Расчет производственных площадей
Предварительная площадь производственных помещений зон ТО и ремонта рассчитывается по площади в плане наибольшего автомобиля.
Предварительная площадь помещений зон ТО и ТР [2]
FТО,ТР = Fa · N · Kп, (2.55)
где: Fa – площадь наибольшего авто в плане, м2;
N – количество постов в зоне;
Кп – коэффициент плотности расстановки постов.
При одностороннем расположении постов Кп = 6…7; при двухстороннем Кп = 4…5.
Меньшие значения принимаются для крупногабаритного подвижного состава и при числе постов не более 10.
FТО = 18,59 ∙ 5 ∙ 6 = 557,7 м2
FТР =18,59 ∙ 15 ∙ 5 = 1394,25 м2
Окончательные размеры ширины и длины зоны должны быть уточнены по шагу колонн и пролетам помещения.
Производственные здания выполняются с сеткой колонн, имеющий одинаковый шаг для всего здания, равной 6 или 12 м, одинаковый размер пролетов с модулем 6, т.е. 12, 18, 24 м и более.
Принимаем окончательные размеры ширины и длины зоны ТО и ТР соответственно: ТО В =12 м; ТР В = 38м, L = 72м
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10