Рефераты. Теория государства и права: понятия






Юридическая норма (норма права, правовая норма) - элемент права, выраженный в виде отдельного общеобязательного и формально определенного правила поведения, обеспеченного возможностью государственного принуждения в случае его невыполнения.
В отличие от других социальных норм (обычаи, нравственные нормы, нормы общественных объединений), юридические нормы имеют ряд особых признаков:

-          общеобязательность юридических норм;

-          формальная определенность юридических норм;

-          системность юридических норм;

-          государственная гарантированность юридических норм - юридическими нормами являются только такие правила поведения, которые санкционированы или установлены государственной властью,


Структура юридической нормы - состав и связь основных элементов содержания юридической нормы. Выделяется три основных элемента:

-          гипотеза - часть нормы, определяющая условия, жизненную ситуацию, при которой норма действует и ее правилом должны руководствоваться субъекты общественных отношений;

-          диспозиция - часть нормы, устанавливающая права и обязанности, которые возникают у участников общественного отношения при наступлении условий, предусмотренных гипотезой;

-          санкция - часть нормы, определяющая вид и меру ответственности (неблагоприятные для субъекта юридические последствия) в случае нарушения правила, предусмотренного диспозицией.

если (гипотеза) - то (диспозиция) - иначе (санкция)


Нормативное регулирование - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе. Общество поддерживает стабильность своей жизни двумя основными средствами:

-          властным управлением

-          нормативным регулированием

В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько видов нормативного регулирования:

-          традиционное нормативное регулирование, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций - правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в обыденной жизни;

-          моральное нормативное регулирование, которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов, обеспечиваемых силой общественного мнения;

-          корпоративное нормативное регулирование, которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом;

-          правовое нормативное регулирование, которое осуществляется путем создания и реализации права



Отрасль права - совокупность юридических норм, объединенных по признаку регулирования ими качественно однородной и относительно обособленной сферы общественных отношений (имущественной, управленческой, финансовой, трудовой, семейной и др.).
Каждая отрасль права характеризуется:

1.        Предметом правового регулирования, т.е. качественно однородной и относительно обособленной сферой регулируемых общественных отношений.

2.        Методом правового регулирования - особый режим, создаваемый отраслью права для участников регулируемых ею отношений.

Институт права - структурно обособленная часть норм, входящих в отрасль права, регулирующая группу сходных по содержанию общественных отношений в рамках предмета отрасли.
Институт права более "мелкое" подразделение норм права по сравнению с отраслью права. Отрасль права состоит из норм, группирующихся в институты, т.е. включает в себя институты права.
Нормы права объединяются в институты права, институты права - в отрасли права. В свою очередь, упорядоченная взаимосвязь отраслей права образует систему права.

Система права - внутренне согласованное соединение всех действующих в стране юридических норм, структурно разделенных на институты и отрасли права. Главным структурным подразделением системы права являются отрасли права, которые находятся между собой в определенных отношениях соподчинения или координации. Выделяются:

-          базовые (профилирующие) отрасли материального права - конституционное, гражданское, административное и уголовное право,

-          производные (специальные) отрасли материального права - трудовое право, семейное право, жилищное право, финансовое, земельное, экологическое право, уголовно-исполнительное право и другие,

-          процессуальные отрасли права - административный процесс, гражданский процесс, уголовный процесс,

-          также входят общепризнанные нормы отрасли международного права.

Внешними формами выражения всех элементов системы права являются источники права.

Источники права - официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права.
В правовых системах разных стран наиболее распространенными являются:

1.        Правовой обычай - санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы.

2.        Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел.

3.        Нормативный акт - особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.

4.        Религиозные тексты - в мусульманских странах основными источниками права являются Коран, акты его толкования учеными знатоками ислама - иджмы, акты применения Корана по аналогии норм к сходным случаям - киясы.


Нормативные акты - официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческими органами государства, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.

Признаки:

1.        принимаются государственными органами, которые наделены правотворческой компетенцией

2.        содержат общеобязательные правила поведения - юридические нормы, распространяющиеся на неопределенный круг лиц

3.        имеют вид официального письменного документа особой формы

По уровню юридической силы различают два главных вида нормативных актов: законы и подзаконные нормативные акты.

Законы - нормативные акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений.

Признаки:

1.        законы принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), образующими законодательную ветвь власти.

2.        Конституцией страны, регламентами законодательных органов четко определяется порядок принятия законов.

3.        Закон содержит исходные юридические нормы, закрепляющие наиболее важные, основные элементы регулируемых правом отношений.

4.        Закон в системе нормативных актов обладает наибольшей (высшей) юридической силой.

Законы подразделяются:

-          конституцию (основной закон), закрепляющий основы общественного и государственного устройства страны,

-          конституционные законы, непосредственно дополняющие нормы конституции,

-          остальные текущие (обыкновенные) законы.

В федеративном государстве законы также подразделяются на федеральные законы и законы субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты - официальные акты, принимаемые различными органами государства во исполнение законов и в соответствии с ними; содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов.
Подзаконные нормативные акты принимаются главой государства - президентом, а также органами, входящими в исполнительную ветвь власти - правительством, министерствами и др.


Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных актах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия. Если такой срок не указан, то российские законы начинают действовать по истечении 10 дней после их первой официальной публикации (в "Российской газете" или в специальном журнале - "Собрание законодательства Российской федерации"), подзаконные нормативные акты - с момента их опубликования или принятия.

Систематизация нормативных актов (законодательства) - деятельность официальных государственных органов, а также юристов ученых и практиков по упорядочению действующих нормативных актов с целью их согласования, устранения противоречий и более эффективного использования. Существуют два основных способа систематизации нормативных актов:

1.        Кодификация всегда носит официальный характер и проводится органами государства, имеющими право на принятие нормативных актов того или иного уровня. При кодификации проводится качественная переработка содержания действующих нормативных актов и создается по существу новый акт более высокого уровня: Основ законодательства, кодекса, устава, положения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.