Теория государства и права - фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития. Теория государства и права как юридическая наука, входящая в состав правоведения, изучает государственно-правовые явления общества. В отличие от других юридических наук, она изучает их как системное целое, имеющее особую структуру и существенные закономерности.
Власть - одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Государственная власть - разновидность социальной власти, которая обеспечивает управляемость всем обществом в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации - государства.
Государственная власть отличается от других форм социальной власти тем, что концентрирует и выражает интересы общества в целом, а не отдельных индивидов или социальных групп.
Гражданское общество - совокупность субъектов общественной жизни (индивидов, их общностей, организаций), реализующих свои частные интересы и взаимосвязанных друг с другом в процессе экономической, социальной, политической и духовной деятельности.
Государство - особая властная организация, управляющая социально разнородным обществом с целью сохранения его единства, обеспечения функционирования наиболее важных сфер социальной жизни, поддержания внутренней и внешней безопасности.
Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом.
Функции государства - основные направления деятельности государства по управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач. Функции различаются по направленности деятельности государства на внешние и внутренние. Они, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественной жизни на экономические, социально-политические и идеологические.
Методы осуществления функций государства - способы воздействия государства на субъектов гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач.
Выделяют 2 основных метода государства:
1. убеждения
2. принуждения
Государственный аппарат - система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), выполняющих задачи по реализации функций государства и принимающих соответствующие обязательные решения.
Структура государственного аппарата определяется задачами и функциями, которые государство осуществляет на том или ином этапе развития общества.
Орган государства - часть государственного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единый государственный механизм.
В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. По сфере действия они делятся на верховные (центральные) и местные; по объему полномочий - на органы общей и специальной компетенции; по порядку формирования - на выборные и назначаемые.
Форма государства - внешняя структура (способ организации) государственной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.
Форма любого государства складывается их трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима.
Форма правления - способ организации верховных органов государственной власти, характер их соотношения между собой и с населением страны. Различают два основных вида форм правления:
- монархию
1. абсолютная
2. ограниченная (конституционная)
- республику
1. парламентарная
2. президентская
Монархическая форма правления характеризуется следующими чертами:
- верховная государственная власть принадлежит одному человеку (царю, королю, султану и т.п.), который олицетворяет государство в целом;
- эта власть переходит к нему в порядке наследования, как правило, в силу принадлежности к правящей в государстве семье;
- верховная власть монарха несменяема и осуществляется им пожизненно.
Республиканская форма правления характеризуется следующими чертами:
- верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиальному органу, производному от народа;
- этот орган избирается всеми гражданами страны;
- полномочия органа рассчитаны на строго определенный срок, по истечении которого орган переизбирается населением.
Форма государственного устройства - способ распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов. Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства:
- унитарные
- федеративные
От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.
Конфедерация - устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для совместного осуществления экономических, политических, культурных и иных задач, не обладающий признаками единого государства.
Политический (государственный) режим - способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на:
- демократические
Разновидности:
1. консервативный
2. либеральный
- авторитарные
1. националистические
2. военные
3. фашистские
4. тоталитарный (всеобъемлющий контроль государства за жизнью субъектов гражданского общества)
Демократические политические режимы характеризуются следующими общими признаками:
- государственный аппарат подконтролен населению;
- здесь признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина;
- осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения.
Авторитарные политические режимы характеризуются следующими общими признаками:
- государственный аппарат фактически независим от населения;
- здесь игнорируются основные права и свободы человека;
- управление осуществляется в основном методами подавления и насилия.
Политическая организация общества - совокупность организаций, участвующих в политической жизни страны, в регулировании отношений между основными социальными группами общества (классами, нациями, профессиональными стратами). Политическая организация общества состоит их двух основных компонентов:
- государства как основного, центрального звена политической организации общества;
- общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций).
Происхождение государства - это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества.
Историческое развитие государства - процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Включает два основных и неравнозначных по характеру компонента:
1. экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности
2. надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука
Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Право - система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни.
Страницы: 1, 2, 3