Рефераты. Сущность, содержание и форма права






p> Форма права: понятие и виды

Форма права - это способ выражения во вне юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как
«всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права 3 фактора:
1. источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
1. источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
1. источник в формально - юридическом смысле - это и есть форма права.

Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.

В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце - источник тепла и света.

Но, что представляет собой источник права?

С экономической точки зрения, источником права являются определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие им правовые системы.

Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник

Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. Все это - лишь источники познания права.

Законы, постановления, указы и т.д. являются результатом правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Следует иметь в виду, что государство не создает право. Оно лишь выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием множества политических, экономических, культурных и иных фактов общество само формирует и создает право, а государство только завершает этот процесс.

Выделяют четыре основных формы права:

. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям

(например, согласно статье 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота), особо следует отметить: государство признает не все обычаи, а только те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его развития;

. юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);

. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права

(например, Федеративный договор РФ 1992 года).

Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности.

Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне.

Соответственно под формой права следует понимать организацию его собственного содержания, способы существования, проявления, упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, а вторая - со всеми правовыми явлениями в целом.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально- экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в- четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие,

«привязанных» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.

Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Набор предписаний - не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.

Другое основание деления нормативных актов - по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

Источники права

внешняя форма воплощения и закрепления юридических норм

(официальные государственные документы)

|Правотворчество |

|Способы осуществления правотворчества |

| | | | | |
|Санкционирование | |Установление | |Непосредственное |
|государством | |правовых норм | |правотворчество |
|определенных | |полномочными | |народа |
|правил поведения | |государственными | | |
| | |органами | | |

|Основные виды источников права |
|(по субъекту правотворчества) |

| | | | | |
| | |нормативно – правовой акт - | | |
|правовой | |официальный государственный акт | |Юридический прецендент|
|обычай | |правотворчества, уснавливающий, | | |
| | |изменяющий или отменяющий | | |
| | |правовые нормы | | |

| | | |
|судебный | |админист-рат|
| | |ивный |

|Виды нормативно-правовых актов |
|(по юридической силе) |

| | | |
|Законы | |Подзаконные акты - |
|нормативно - правовые акты, | |нормативно - правовые акты |
|обладающие высшей юридической силой, | |основанные на законе и |
|регулирующие наиболее важные общественные | |призванные конкретизировать |
|отношения | |его основоположения |

|виды законов | |по сфере распространения |
|(по юридической силе) | |(в президентской республике)|

|Основные Законы | |ОБЩИЕ |
|(Конституции) | | |

|Обыкновенные – законы |
|(текущие, кодифицированные, |
|материальные, |
|процессуальные) |
|нормативные указы|
| |
|Президента |
|постановления |
|правительства |
|ведомственные|
| |
|акты |
|местные |
|акты |
|внутри-ор|
|ганиза-ци|
|онные |
|акты |

Различаются внутренняя и внешняя формы. Причем чаще всего под внутренней формой подразумевают систему права, структуру содержания или систему права и его структуру, а под внешней формой - источники права, систему нормативно - правовых актов и систему права, его кодификацию.

Содержание права внутренне организовано в виде множества перекрещивающихся систем и структур, образуемых по разным признакам, и его облик меняется в зависимости от этих признаков, уровня и характера связей между элементами системы и структуры. Его внешнее устройство тоже многогранно, представлено в виде различных систем нормативных источников, имеющих часто неодинаковые структуры и группируемых по целому ряду признаков.

Кроме того, как во внутренней, так и во внешней форме права далеко не всегда одно планово само соотношение системы и структуры. Например, на отраслевом уровне его внутренняя форма выражена преимущественно в виде структурированной системы, а в рамках отдельных правовых институтов и норм, наоборот, - скорее в виде систематизированной структуры. Кодифицированные юридические акты имеют и структуру, и систему, тогда как применительно к некоторым простым нормативно - правовым актам, небольшим по объему, можно говорить только об их структуре.

Учитывая эти соображения, целесообразнее понимать:

. под внешней формой - наружное устройство права, представленное через различные нормативные источники в систематизированном виде.

Внутренняя форма права. Система права, ее элементы

. под внутренней формой права такую организацию его собственного содержания, которая выражается в виде различных систем и структур, обнаруживаемых при обозрении его изнутри;

Обе формы права, в реальной действительности тесно взаимосвязаны.

Нередко эти формы берутся в единстве, как это делается, например, при исследовании разновидностей права, различаемых по особенностям национальных правовых систем.

По внутренней форме содержание права высвечивается прежде всего в виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из системы норм со всеми их структурными элементами.

Если институт права являет собой систему отдельных юридических норм, сплоченных однородностью объекта и оснований возникновения регулируемых отношений, то отрасль - систему институтов и норм, сцементированных качественной близостью различных признаков регулируемых отношений, входящих в одну сферу (область) жизнедеятельности общества.

В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения.

Безусловно, все это огромное “нормативное хозяйство” находится в определенном порядке, оно более менее организовано и систематизировано.

Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых комплексов: правовых институтов и отраслей.

Под системой понимается сложноорганизованые целые, включающие отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Элемент - это составная часть сложного целого. Следовательно система предполагает внутренне строение, структуру, связь, дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных по отдельным законам или принципам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.