Форма права - это способ выражения во вне юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права 3 фактора: 1. источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 1. источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 1. источник в формально - юридическом смысле - это и есть форма права.
Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.
В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце - источник тепла и света.
Но, что представляет собой источник права?
С экономической точки зрения, источником права являются определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие им правовые системы.
Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник
Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. Все это - лишь источники познания права.
Законы, постановления, указы и т.д. являются результатом правотворческой деятельности.
Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.
Следует иметь в виду, что государство не создает право. Оно лишь выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием множества политических, экономических, культурных и иных фактов общество само формирует и создает право, а государство только завершает этот процесс.
Выделяют четыре основных формы права:
. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям
(например, согласно статье 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота), особо следует отметить: государство признает не все обычаи, а только те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его развития;
. юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);
. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права
(например, Федеративный договор РФ 1992 года).
Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности.
Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне.
Соответственно под формой права следует понимать организацию его собственного содержания, способы существования, проявления, упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, а вторая - со всеми правовыми явлениями в целом.
Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально- экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в- четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.
Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие,
«привязанных» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.
Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.
Набор предписаний - не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.
Другое основание деления нормативных актов - по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).
Источники права
внешняя форма воплощения и закрепления юридических норм
(официальные государственные документы)
|Правотворчество |
|Способы осуществления правотворчества |
| | | | | | |Санкционирование | |Установление | |Непосредственное | |государством | |правовых норм | |правотворчество | |определенных | |полномочными | |народа | |правил поведения | |государственными | | | | | |органами | | |
|Основные виды источников права | |(по субъекту правотворчества) |
| | | | | | | | |нормативно – правовой акт - | | | |правовой | |официальный государственный акт | |Юридический прецендент| |обычай | |правотворчества, уснавливающий, | | | | | |изменяющий или отменяющий | | | | | |правовые нормы | | |
| | | | |судебный | |админист-рат| | | |ивный |
|Виды нормативно-правовых актов | |(по юридической силе) |
| | | | |Законы | |Подзаконные акты - | |нормативно - правовые акты, | |нормативно - правовые акты | |обладающие высшей юридической силой, | |основанные на законе и | |регулирующие наиболее важные общественные | |призванные конкретизировать | |отношения | |его основоположения |
|виды законов | |по сфере распространения | |(по юридической силе) | |(в президентской республике)|
|Основные Законы | |ОБЩИЕ | |(Конституции) | | |
|Обыкновенные – законы | |(текущие, кодифицированные, | |материальные, | |процессуальные) | |нормативные указы| | | |Президента | |постановления | |правительства | |ведомственные| | | |акты | |местные | |акты | |внутри-ор| |ганиза-ци| |онные | |акты |
Различаются внутренняя и внешняя формы. Причем чаще всего под внутренней формой подразумевают систему права, структуру содержания или систему права и его структуру, а под внешней формой - источники права, систему нормативно - правовых актов и систему права, его кодификацию.
Содержание права внутренне организовано в виде множества перекрещивающихся систем и структур, образуемых по разным признакам, и его облик меняется в зависимости от этих признаков, уровня и характера связей между элементами системы и структуры. Его внешнее устройство тоже многогранно, представлено в виде различных систем нормативных источников, имеющих часто неодинаковые структуры и группируемых по целому ряду признаков.
Кроме того, как во внутренней, так и во внешней форме права далеко не всегда одно планово само соотношение системы и структуры. Например, на отраслевом уровне его внутренняя форма выражена преимущественно в виде структурированной системы, а в рамках отдельных правовых институтов и норм, наоборот, - скорее в виде систематизированной структуры. Кодифицированные юридические акты имеют и структуру, и систему, тогда как применительно к некоторым простым нормативно - правовым актам, небольшим по объему, можно говорить только об их структуре.
Учитывая эти соображения, целесообразнее понимать:
. под внешней формой - наружное устройство права, представленное через различные нормативные источники в систематизированном виде.
Внутренняя форма права. Система права, ее элементы
. под внутренней формой права такую организацию его собственного содержания, которая выражается в виде различных систем и структур, обнаруживаемых при обозрении его изнутри;
Обе формы права, в реальной действительности тесно взаимосвязаны.
Нередко эти формы берутся в единстве, как это делается, например, при исследовании разновидностей права, различаемых по особенностям национальных правовых систем.
По внутренней форме содержание права высвечивается прежде всего в виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из системы норм со всеми их структурными элементами.
Если институт права являет собой систему отдельных юридических норм, сплоченных однородностью объекта и оснований возникновения регулируемых отношений, то отрасль - систему институтов и норм, сцементированных качественной близостью различных признаков регулируемых отношений, входящих в одну сферу (область) жизнедеятельности общества.
В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения.
Безусловно, все это огромное “нормативное хозяйство” находится в определенном порядке, оно более менее организовано и систематизировано.
Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых комплексов: правовых институтов и отраслей.
Под системой понимается сложноорганизованые целые, включающие отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.
Элемент - это составная часть сложного целого. Следовательно система предполагает внутренне строение, структуру, связь, дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных по отдельным законам или принципам.
Страницы: 1, 2, 3, 4