Рефераты. Сущность, содержание и форма права






Сущность, содержание и форма права

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..

ТЕМА ”Сущность, содержание и форма права.”

ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА.
СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И.
ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22
АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27

Казань 2000 г.


Введение. 3

Сущность и содержание права 6

Происхождение права, основные пути его формирования 6

Признаки права, определение его понятия 7

Форма права: понятие и виды 13

Источники права 17

Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18

Система права российской федерации 22

Заключение 27

Список используемой литературы 28

“ Jus est ars boni et aegui” - “Право есть искусство добра и справедливости”.

(Римское изречение).

“Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права.”

(В.И. Ленин.)

Введение.

Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.

Соотношение государства и права
| | | |
|Нормы права не могут возникнуть, | |Государство гарантирует реализацию |
|развиваться и функционировать без | |правовых норм, охраняет право от |
|государства, поскольку государство| |нарушений. Именно государственная |
|является тем политическим | |охрана, возможность государственного|
|механизмом, который формирует | |принуждения, стоящие за правом, и |
|право в виде общеобязательных | |отличают правовые нормы от других |
|правил поведения, то есть | |социальных норм, действующих в |
|юридических норм | |обществе. |
| | | |
|Нормы права являются результатом | | |
|правотворческой деятельности | | |
|государства в лице его | | |
|определенных компетентных органов | | |
|(парламента, правительства и т.п.)| | |
| | | |
|Таким образом, юридические нормы | | |
|становятся общеобязательными в | | |
|силу того, что они устанавливаются| | |
|(либо санкционируются | | |
|государством). | | |

Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.[1]

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

. право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

. право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

. право частной собственности является основой всех прав человека;

. право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Одной из фундаментальных задач науки является познание природы права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание.

Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве.

Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление

(Цицерон, Локк), то для другой - выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей - защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой - империативное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой - система правоотношений, поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость.

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении друг с другом.

Сущность и содержание права

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине племени

| | | |
|Нормы обычаев, | |Многие из обычаев |
|регулировавшие труд, | |являлись одновременно |
|охоту, рыбную ловлю, | |и нормами морали, |
|быт, | |религии, |
|семейные отношения | |регулировали |
| | |отправление обрядов |

Особенности норм поведения родовой общины

| | | |
|Выражали интересы | |Их исполнение |
|всех членов рода. | |обеспечивалось привычкой, |
|У членов рода не было | |естественной потребностью |
|разграничения прав | |соблюдать |
|и обязанностей | |укоренившиеся правила, |
| | |а также при |
| | |необходимости |
| | |общественным мнением |
| | |общины |

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества

| | | | | |
|Санкционирование | |Юридический | | |
|государственных норм | |прецедент | | |
|первобытных | |(судебное или | |Издание |
|обычаев | |административное | |государством |
|и превращение | |решение | |новых нормативных |
|их в нормы | |по конкретным | |актов, |
|права (обычаи), | |делам), которому | |содержащих нормы |
|которые | |государство придает | |права |
|уже стали | |юридически | | |
|охраняться | |обязательную силу | | |
|от нарушений | |для | | |
|государством | |аналогичных дел | | |
| | | | | |

Признаки права, определение его понятия

| | | |
| | |выражают |
| | |волю и интересы |
|Исходят от государства | |определенных слоев |
| | |населения |
| | |либо |
| | |большинство общества |

ПРАВО

система норм, правил поведения, которые

| | | |
|сформулированы | |охраняются от нарушений |
|в специальных | |не только силой |
|государственных | |общественного мнения, |
|документах - | |но и мерой государственного |
|нормативных актах | |принуждения |

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ

Теория естественного права Историческая школа права

(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев) (Гуго, Савиньи,

Пухта)

| | | |
|Кроме позитивного права, которое | |Право - выражение духа народа, |
|создается государством, существуют | |народного правового убеждения, |
|стоящие над ним естественные | |формирующегося подобно языку, |
|неотъемлемые права, принадлежащие | |постепенно, независимо от |
|человеку | |государства. Законодатель не может|
|от рождения | |творить нормы по своему |
|(право на жизнь, свободное | |усмотрению, а вправе лишь |
|развитие, труд | |фиксировать то, что сложилось в |
|и т.п.) | |виде норм |

Реалистическая школа права Социологическая теория права

(Иеринг)

(Эрлих, Муромцев, Паунд)

| | | |
|Право есть защищенный | |Право - система правоотношений, |
|государством интерес, оно ничто без| |реальное поведение людей, |
| | |регулируемое правом |
|государственной | | |
|власти | | |

Теория солидаризма Нормативистская теория

(Дюги)

(Кельзен, Штаммер)

| | | |
|Объективное право составляют | |Право - иерархия норм, |
|правила социальной солидарности, | |нормативный регулятор общественных|
|которым подчинено государство и | |отношений; |
|граждане | |оно немыслимо без государства, |
| | |а государство немыслимо без права |

Психологическая теория права Материалистическая

(классовая)

(Мэрилл, Петражицкий) теория права

(Маркс, Ленин)

| | | |
|Существует подлинное право, | |Право есть возведенная в закон |
|которое представляет собой | |воля господствующего класса, |
|психологические переживания | |содержание которой определяется |
|людей об их правах и обязанностях, | |материальными условиями |
| | |жизни общества |
|и официальное | | |
|право - совокупность норм | | |

2. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера, б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга - защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.