МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..
ТЕМА ”Сущность, содержание и форма права.”
ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА. СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И. ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22 АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27
Казань 2000 г.
Введение. 3
Сущность и содержание права 6
Происхождение права, основные пути его формирования 6
Признаки права, определение его понятия 7
Форма права: понятие и виды 13
Источники права 17
Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18
Система права российской федерации 22
Заключение 27
Список используемой литературы 28
“ Jus est ars boni et aegui” - “Право есть искусство добра и справедливости”.
(Римское изречение).
“Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права.”
(В.И. Ленин.)
Введение.
Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.
Соотношение государства и права | | | | |Нормы права не могут возникнуть, | |Государство гарантирует реализацию | |развиваться и функционировать без | |правовых норм, охраняет право от | |государства, поскольку государство| |нарушений. Именно государственная | |является тем политическим | |охрана, возможность государственного| |механизмом, который формирует | |принуждения, стоящие за правом, и | |право в виде общеобязательных | |отличают правовые нормы от других | |правил поведения, то есть | |социальных норм, действующих в | |юридических норм | |обществе. | | | | | |Нормы права являются результатом | | | |правотворческой деятельности | | | |государства в лице его | | | |определенных компетентных органов | | | |(парламента, правительства и т.п.)| | | | | | | |Таким образом, юридические нормы | | | |становятся общеобязательными в | | | |силу того, что они устанавливаются| | | |(либо санкционируются | | | |государством). | | |
Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.
В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.
Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.
Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.[1]
Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.
Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
. право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
. право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
. право частной собственности является основой всех прав человека;
. право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Одной из фундаментальных задач науки является познание природы права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание.
Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве.
Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление
(Цицерон, Локк), то для другой - выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей - защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой - империативное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой - система правоотношений, поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.
Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость.
Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.
Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении друг с другом.
Сущность и содержание права
Происхождение права, основные пути его формирования
Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине племени
| | | | |Нормы обычаев, | |Многие из обычаев | |регулировавшие труд, | |являлись одновременно | |охоту, рыбную ловлю, | |и нормами морали, | |быт, | |религии, | |семейные отношения | |регулировали | | | |отправление обрядов |
Особенности норм поведения родовой общины
| | | | |Выражали интересы | |Их исполнение | |всех членов рода. | |обеспечивалось привычкой, | |У членов рода не было | |естественной потребностью | |разграничения прав | |соблюдать | |и обязанностей | |укоренившиеся правила, | | | |а также при | | | |необходимости | | | |общественным мнением | | | |общины |
Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества
| | | | | | |Санкционирование | |Юридический | | | |государственных норм | |прецедент | | | |первобытных | |(судебное или | |Издание | |обычаев | |административное | |государством | |и превращение | |решение | |новых нормативных | |их в нормы | |по конкретным | |актов, | |права (обычаи), | |делам), которому | |содержащих нормы | |которые | |государство придает | |права | |уже стали | |юридически | | | |охраняться | |обязательную силу | | | |от нарушений | |для | | | |государством | |аналогичных дел | | | | | | | | |
Признаки права, определение его понятия
| | | | | | |выражают | | | |волю и интересы | |Исходят от государства | |определенных слоев | | | |населения | | | |либо | | | |большинство общества |
ПРАВО
система норм, правил поведения, которые
| | | | |сформулированы | |охраняются от нарушений | |в специальных | |не только силой | |государственных | |общественного мнения, | |документах - | |но и мерой государственного | |нормативных актах | |принуждения |
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ
Теория естественного права Историческая школа права
(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев) (Гуго, Савиньи,
Пухта)
| | | | |Кроме позитивного права, которое | |Право - выражение духа народа, | |создается государством, существуют | |народного правового убеждения, | |стоящие над ним естественные | |формирующегося подобно языку, | |неотъемлемые права, принадлежащие | |постепенно, независимо от | |человеку | |государства. Законодатель не может| |от рождения | |творить нормы по своему | |(право на жизнь, свободное | |усмотрению, а вправе лишь | |развитие, труд | |фиксировать то, что сложилось в | |и т.п.) | |виде норм |
Реалистическая школа права Социологическая теория права
(Иеринг)
(Эрлих, Муромцев, Паунд)
| | | | |Право есть защищенный | |Право - система правоотношений, | |государством интерес, оно ничто без| |реальное поведение людей, | | | |регулируемое правом | |государственной | | | |власти | | |
Теория солидаризма Нормативистская теория
(Дюги)
(Кельзен, Штаммер)
| | | | |Объективное право составляют | |Право - иерархия норм, | |правила социальной солидарности, | |нормативный регулятор общественных| |которым подчинено государство и | |отношений; | |граждане | |оно немыслимо без государства, | | | |а государство немыслимо без права |
Психологическая теория права Материалистическая
(классовая)
(Мэрилл, Петражицкий) теория права
(Маркс, Ленин)
| | | | |Существует подлинное право, | |Право есть возведенная в закон | |которое представляет собой | |воля господствующего класса, | |психологические переживания | |содержание которой определяется | |людей об их правах и обязанностях, | |материальными условиями | | | |жизни общества | |и официальное | | | |право - совокупность норм | | |
2. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера, б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга - защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4