Рефераты. Современные подходы к пониманию государства и права






Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.

Определяя политическую систему, выделяют ее главные признаки:

во-первых, тесная связь политической системы с государственной властью, с ее организаций, использованием;

во-вторых, отражение политических процессов, протекающих в обществе (суверенитет, самоуправление, права и свободы личности и др.);

в-третьих, выражение политических интересов классов, социальных слоев и групп, в частности национальных интересов;

в-четвертых, регулирование общественных отношений различными политическими нормами и принципами.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных институтов, выполняющих определенные политические функции.

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

Государство - основной источник и носитель политической власти.

К политическим организациям относятся политические партии.

Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы.

В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, нет фиксированного членства, а программу заменяет цель и система политических задач. Участники политического движения не имеют четких обязательств перед объединением и сами определяют формы своего участия или поддержки движения. В настоящее время политические движения получили широкое развитие, например, движения за ядерное разоружение, в защиту прав человека, национальных интересов, защиты экологии и др.

В состав политической системы входят и неполитические организации. Главное их назначение — отстаивать не политические, а экономические и иные интересы. В своих уставах они не закрепляют целей активного участия в политической жизни, но также способны играть определенную роль в воздействии на государство. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации.

Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

Средства массовой информации рассматривают в качестве компонента в политической системе, т.к. они в немалой степени способствуют формировании политики, активно участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, в обеспечении успеха на выборах той или иной партий, формируют имидж того или иного политика. Не обладая властными или управленческими полномочиями, СМИ тем не менее выступают как функциональный институт политической системы, потенциал которого используется в политической борьбе за власть и в контроле за протекающими в обществе процессами. Это обусловливает характеристику СМИ как «четвертой власти»: они имеют возможность манипулировать общественным мнением, навязывать обществу социальные ценности, внедрять в общественное сознание определенную идеологию.

Существование различных видов политических систем обусловлено многими факторами. К ним относятся не только структура политической системы, ее элементный состав, но и связь с общественно-экономической формацией, организация государственной власти. Главным же критерием при этом является политический режим. По этому признаку выделяют либерально-демократические и тоталитарные системы.


ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО


Государство оценивается как главное звено политической системы, ее центральный структурный элемент. Такая роль и место государства в политической системе определяются рядом его особенностей.

1) государство выступает как единственная организация, объединяющая всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом.

2) государство обладает публичной (политической) властью и в силу этого может применять в необходимых случаях принуждение. Для этого образуются специальные органы — суды, армия, тюрьмы, органы охраны общественного порядка и др.

3) государство обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения).

4) государство обладает суверенитетом, т. е. верховенством и независимостью в осуществлении внутренней и внешней политики.

5) государство интегрирует общество в единое целое не зависимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества также регламентируется государством. Данные организации могут регулировать только деятельность собственных формировании и членов или участников конкретного объединения.

Иначе говоря, полномочия других организаций ограничены теми или иными пространственными пределами — регионом действия данной организации или субъектным составом данного объединения, и распространяются не на все общество.

Правовым считается государство, где господствует право. Такое государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат немецкому философу И. Канту (1724—1804). Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства ориентироваться на право во всех своих действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.

Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель, которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, это сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель — Г. Гегель (1770—1831) рассматривал правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как «царство реализованной свободы». Сам же термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины XIX в. государствовед Р. фон Моль. Определенный вклад в развитие теории правового государства внесли и русские государствоведы: А. С. Алексеев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов и др. Они считали необходимым, чтобы государство было связано законом и он был обязателен для власти, чтобы она стояла под правом, а не над ним. Теоретические разработки позволили юридической науке сформулировать признаки правового государства, или критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться правовым.

В настоящее время принято выделять четыре основных признака правового государства:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) принцип разделения властей;

3) незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;

4) взаимная ответственность государства и личности.

Раскроем содержание каждого из названных признаков.

Господство права предполагает:

во-первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов;

во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека;

в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов;

в-четвертых, верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой.

Принцип разделения властей позволяет действовать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой из них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Ни одному из органов власти не принадлежит власть в полном объеме. Кроме того, разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованные действия на основе общих принципов. Принцип разделения властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом. Люди должны обладать равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека, т. е. принадлежащих ему от природы, от рождения. К числу таких прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения, свобода совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей и должностных лиц.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности.

Следовательно, личность может требовать от государства исполнения его обязанностей. В частности, личность вправе требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.