Рефераты. Система органов государственной власти в РФ






               - общественные организации (объединения на основе членства);

               - общественные движения (массовые объединения, не имеющие членства);

               - общественные фонды (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели);

               - общественные учреждения (не имеющие членства организации, цель которых - в оказании конкретного вида услуг в интересах участников);

               - органы общественной самодеятельности (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы).

               Религиозной организацией называется объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками (определенными Правилами регистрации уставов (положений) религиозных объединений, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 30 ноября 1994 г.):

               - наличие вероучения и религиозной догматики;

               - совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний;

               - проповедническая деятельность, религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения.

               Фондом именуется некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

               Высшим органом фонда является его попечительный совет, действующий на общественных началах (п.3 ст.7 Закона "о некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.).

               Учреждением называется организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

               Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в РФ - это государственные учреждения, и отличительной особенностью является характер их прав на используемое имущество. Учреждение представляется единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом.

               Некоммерческим партнерством именуется некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности.

               Характерно, что этот вид юридических лиц неизвестен ГК и впервые введен в оборот Законом "О некоммерческих организациях". Согласно п.1 ст.17 последнего некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной близости этих правовых форм.

               А вот по поводу автономной некоммерческой организации Закон говорит, что это учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам.

               Упомянутый выше Закон "О некоммерческих организациях" говорит об автономной некоммерческой организации то, что она не имеет членства, а ее участники не обладают никакими правами на имущество, переданное в ее собственность.

               Объединением же юридических лиц именуется некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство. Из содержания ст.121 ГК вытекает, что объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе.

               Перейдем к рассмотрению особых субъектов гражданского права, таких как государство, национально - государственные и административно - территориальные образования, остановив свое внимание и, непосредственно, на участии государства в гражданских правоотношениях.

 3. Участие государства в гражданских правоотношениях.

               Прежде всего, нужно заметить, что гл.5 ГК является новой в отечественном гражданском законодательстве. В ГК 1964 г. имелись лишь отдельные нормы о разграничении ответственности государства и юридических лиц. Так, в ст.33 ГК 1964 г. устанавливалось, что государство не отвечает по обязательствам государственных организаций, являющихся юридическими лицами, а эти организации не отвечают по обязательствам государства.

               Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско - правовых отношениях (т.е. обладает правоспособностью). В то же время эта правоспособность обладает рядом особенностей. Среди всех субъектов гражданского права лишь государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. Государство как суверенитет обладает теми свойствами, которые и превращают его в особого субъекта гражданского права:

               - государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

               - государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско - правовые отношения независимо от воли другой стороны;

               - государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско - правовые отношения;

               - государство пользуется иммунитетом.

               Характерно, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом.

               Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой - она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах общества выполняет государство.

               Само по себе государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Отсюда можно сказать, что существует две формы участия государства в гражданском обороте: опосредованная (достигается путем вступления в оборот созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства) и непосредственная (осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства).

               В первом случае речь идет о юридических лицах таких организационно - правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником (в нашем случае - государством) учреждения. Через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно, в гражданском обороте участвует и государство.

               Во втором случае от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы РФ - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Госкомимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований.

               Итак, участие государства и других публичных образований в гражданском обороте имеет значительные особенности. С одной стороны, речь идет о субъектах публично - правового характера, обладающих теми или иными властными полномочиями. С другой стороны, в имущественном обороте они должны выступать как обычные собственники, на равных началах с другими участниками этих отношений (п.1 ст.124 ГК). В ином случае оборот с их участием перестал бы быть товарно - денежным (регулируемым гражданским правом).

               Праву известно несколько различных юридических конструкций, оформляющих участие в гражданских правоотношениях публичных образований. Они могут выступать в роли особых юридических лиц - публичного, а не частного права, а также и в своем собственном качестве, свободном, однако, от публично - правовых начал, как особый, самостоятельный субъект права наряду с гражданами и юридическими лицами. Именно этот последний вариант избрал и наш законодатель. При этом отмечается, что к таким субъектам гражданского права по общему правилу применимы нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особого статуса этих субъектов (п.2 ст.124 ГК). Следовательно, к названным публично - правовым образованиям применимы некоторые правила об участии юридических лиц в гражданском обороте, прежде всего в различных договорных обязательствах.

               Такими субъектами, согласно ст.124 ГК являются: во-первых, РФ в целом; во-вторых, ее субъекты; в-третьих, муниципальные образования. Все они являются самостоятельными собственниками своего имущества, что и позволяет им участвовать в имущественных правоотношениях. При этом важно иметь в виду, что находящееся у них в собственности имущество всегда делится на две части: одна часть передается государственным или муниципальным юридическим лицам (предприятиям и учреждениям) на самостоятельном вечном праве, другая остается у публично - правового образования, составляя его казну (п.4 ст.214, п.3 ст.215 ГК). Самостоятельное выступление указанных образований в гражданском обороте возможно только на базе второй части имущества (иначе одним и тем же имуществом одновременно будут распоряжаться и собственник, и созданное им юридическое лицо, что поставит в трудное положение их возможных кредиторов). Более того, из имущества, составляющего казну, необходимо исключить объекты, изъятые из оборота, которые составляют исключительную собственность государства (например, недра земли). Они ни при каких обстоятельствах не могут стать объектами права собственности других лиц (п.2 ст.129 ГК) и, следовательно, не способны удовлетворить возможные претензии кредиторов. Это же относится и к земле и другим природным ресурсам, ограниченным в обороте (абзац второй п.1 ст.126, п.3 ст. 129 ГК).

               Созданные государственными и муниципальными образованиями юридические лица не отвечают по обязательствам своих учредителей (п.2 ст.126 ГК), а те, в свою очередь, не отвечают по обязательствам своих юридических лиц, если только речь не идет об учреждениях или федеральных казенных предприятиях (п.3 ст.126 ГК). Поэтому имущество таких юридических лиц, хотя и не являющееся их собственностью, не может служить имущественной базой для выступления в обороте соответствующих публично - правовых образований, ибо предназначено для удовлетворения претензий не их кредиторов, а кредиторов данных юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.