Рефераты. Происхождение государства: договорная теория и теория насилия






Сенат (senatus) являлся советом родовых старейшин. Его численность с VIII-го по VI-й вв. до н.э. постепенно выросла от 100 до 300 человек и соответствовала общему числу римских родов. Сенат был призван сохранять устои римской общины готовил выборы нового царя, имел право кассировать решения народных собраний, разбирал судебные дела о незначительных преступлениях.

Выборные функции за сенатом утвердились, по преданию, 717 г. до н.э. после убийства родовыми старейшинами Poмула, который был обвинен в нарушении общинных порядков. Плутарх сообщает: «А чтобы в этих шатких обстоятельствах раздоры не привели государство от безначалия к полной гибели патриции... условились, что каждый из них будет по очереди облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и шесть дневных часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение обеспечивало равные преиму­щества сенаторам обоих племен (римлян и сабинов - Прим, авт.) и потому было одобрено; вместе с тем частая смена вла­стей лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина». До вы­боров нового царя полнота власти переходила от одного сенатора к другому. Каждый из них возглавлял общину в течение не­скольких дней. Только через год после убийства Ромула народное собрание, созванное дежурным сенатором (интеррексом), утвердило царем сабинянина Нуму Помпилия. При следующих выборах эта процедура повторилась и стала в дальнейшем тра­диционной. Период междуцарствия не имел определенного ог­раничения по времени и был необходим родовым старейшинам для согласования кандидатуры нового правителя.

Остальные члены римских родов за исключением женщин, несовершеннолетних и рабов участвовали в жизни общины че­рез куриатные комиции - собрания граждан по куриям. Здесь утверждались законы, решались вопросы войны и мира, выбира­лись царь и другие должностные лица. Историки предполагают, что на куриатных комициях проводилась регистрация рожде­ний, смерти и браков граждан, оформлялся отказ от родовых святынь в связи с переходом в другой род.

Процедура принятия решений комициями в наиболее ранний период римской истории вызывает у исследователей некоторые затруднения. Существует мнение, что внутри курий подача голо­сов «за» или «против» осуществлялась посредством крика. На общем собрании каждая курия имела один голос и высказыва­лась по очереди. Если предложение председательствующего (т. е. царя) находило поддержку большинства курий, то голосование прекращалось и глашатай объявлял окончательный результат. В таком решении был отражен характерный для римской государственности принцип граж­данского равноправия. По мнению Т. Моммзена, «...у римлян закон имел иное значение, чем мы это по­нимаем, - это было не предписание, данное монархом членам общины, а договор, заключенный между руко­водящими органами государствен­ной власти путем ответа, данного на вопрос».

К концу царского периода, в начале VI в. до н.э. с разложением родового строя, обособлением сословий и имущественной дифференциацией, территориальным ростом римской общины, обострением отношений между патри­циями и плебеями потребовались изменения в системе управле­ния. Необходимые реформы провел предпоследний римский царь Сервий Туллий (579-535 гг. до н.э.). Его преобразования во многом были сходны с реформами Солона в Афинах.

Сервий Туллий разделил все мужское население общины от 18 до 60 лет (чуть более 80 тысяч человек) на две части - спо­собных и неспособных к военной службе. В основу этой рефор­мы был положен имущественный критерий. Военнообязанными считались граждане первых пяти разрядов, владевшие полным наделом, тремя четвертями, половиной, четвертью и восьмой до­лей земельного участка. Последний, непригодный к службе раз­ряд, образовали пролетарии, которые не имели никакой собственности. Подробное описание военной ре-формы оставил рим­ский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), использовав­ший в характеристике разрядов денежное выражение: «(1) Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и млад­ших возрастов; (2) все они получили название «первый раз­ряд»; старшим надлежало быть в готовности для обороны города, младшим - вести внешние войны... (3) ...Этому раз­ряду приданы были две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено доставлять для нужд войны осадные сооруженья. (4) Во второй разряд вошли име­ющие ценз от ста до семидесяти пяти тысяч, и из них, стар­ших и младших, были составлены двадцать центурий... (5) Для третьего разряда  Сервий определил ценз в пятьдесят тысяч; образованы те же двадцать центурий, с тем же разде­лением возрастов... (6) В четвертом разряде ценз - двадцать пять тысяч; образованы те же двадцать центурий... (7) Пя­тый разряд обширнее: образованы тридцать центурий... В том же разряде распределенные по трем центуриям запасные, горнисты и трубачи. (8) Этот класс имел ценз одиннадцать тысяч. Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из которых была образована одна центурия, свободная от воин­ской службы.

Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий. (9) Еще он образовал шесть других центурий, взамен трех, учрежденных Ромулом, и под теми же освященными птицегаданием именами. Для покупки коней всадникам было дано из казны по десять тысяч ассов, а содержание этих коней было возложено на незамужних жен­щин, которым надлежало вносить по две тысячи ассов ежегодно». Таким образом, первый разряд выставлял 98 центурий (80 пехотных и 18 всаднических), второй третий и четвертый - по 20, пятый - 30 военных центурий с лег­ким и дешевым вооружением. К ним были добавлены 4 центу­рии ремесленников и музыкантов и 1 - неимущих граждан. Все вместе они составляли 193 пеших и всаднических сотни.

Деление на разряды и образование центурий усложнило по­литическую организацию римской общины. Из преобразований Сервия Туллия в военной области выросла политическая рефор­ма. Появился новый вид народных собраний с участием патри­циев и плебеев – центуриатные полиции. В середине VI в. до н.э. они стали тем органом публичной власти, у которого «испра­шивает царь одобрения перед тем, как предпринять наступатель­ную войну». Значение центуриатных комиций постепенно росло. Со вре­менем они стали принимать решения не только о войне или мире, но и избирать должностных лиц, утверждать законы.

На центуриатных собраниях действовала иная процедура го­лосования, чем на куриатных. По свидетельству Тита Ливия: «(10) ...не поголовно, не всем без разбора (как то повелось от Ромула и сохранялось при прочих царях) было дано рав­ное право голоса и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени, чтобы и никто не казался исключен­ным из голосованья, и вся сила находилась бы у виднейших людей государства. (11) А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центу­рий первого разряда; если мнения расходились, что случа­лось редко, приглашали голосовать центурии второго разря­да; но до самых низких не доходило почти никогда». Такая практика не только удовлетворила поли­тические интересы патрицианского сословия, но и привлекла всех состоятельных граждан к управлению общиной. Демократический ха­рактер политической рефор­мы Сервия Туллия и ее зна­чение в развитии республи­канских государственных институтов был отмечен из­вестным политиком I в. до н.э. Марком Туллием Цице­роном:   «... в каждой цен­турии из тех 96 состояло, на основании ценза, боль­ше людей, чем во всем пер­вом разряде. Таким обра­зом, с одной стороны ни кто не лишался права голоса; с другой, при голосовании наиболее влиятельными были те, кто был наиболее заинтере­сован в том, чтобы государство было в наилучшем состоя­нии». По мнению современного исследова­теля, римская официальная традиция связывала с введением ценза «возможность выдвинуться не ввиду знатности рода, а благода­ря способностям, инициативности и т.п. качествам, которые мог­ли обеспечить человеку удачу и продвижение» .

Помимо военной реформы, Сервию Туллию принадлежит еще одно преобразование. Трибы стали своеобразными администра­тивно-территориальными единицами и окончательно вытеснили родоплеменное устройство общины. По ним производился на­бор войск и взимались налоги. К 495 г. до н.э. внутри оборони­тельных стен Рима насчитывалось 4 городских, а за их предела­ми - 16 сельских триб. После 241 г. до н.э. число триб увеличи­лось до 35 (4 городских и 31 сельская). Введение территориаль­ного деления позволило государству периодически проводить перепись граждан, установить более строгий контроль над их имуществом и земельной собственностью.

Преобразования Сервия Туллия существенно подорвали ро­довые отношения внутри общины, усилили имущественную диф­ференциацию в патрицианском и плебейском сословиях. Благо­даря им были созданы предпосылки для формирования граж­данского коллектива и органов публичной власти. Дальнейшая трансформация римской общины и ее правовых институтов свя­зана с упразднением царской власти и установлением республи­канских порядков.

3. 3  Расхождения и противоречия договорной теории происхождения государства.

            Для одних сторонников договорной теории естественное состояние- это фактический мир неограниченной личной свободы, переходящей в анархию, когда каждый «имеет право на все» (Т. Гоббс.). Но когда это право в силу глубокого эгоизма человека, его природной алчности, страха, честолюбия и жадности реализуется не иначе как путём реализации принципа, согласно которому в обществе с фатальной неизбежностью идёт «война всех против всех», «человек человеку- волк».

            Для других же сторонников договорной теории естественное состояние отдельного человека и всего общества ассоциируется с мирной первобытной идиллией, с царством полной свободы, равенства и независимости людей друг от друга. Естественное состояние, писал в связи с этим  Дж.  Локк  (1632- 1704), имеет закон природы , которым оно управляется и который обязателен для каждого. Этим законом является разум, который учит всех людей, «которые пожелают с ним считаться, что, поскольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого». И далее: «Состояние свободы- это состояние своеволия. Хотя каждый человек в этом состоянии обладает неограниченной свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, у него нет свободы, уничтожать себя или хотя бы какое- либо существо, находящееся в его владении, «за исключением тех случаев, когда это необходимо для более благородного использования, чем простое его сохранение»          

            Расхождение взглядов авторов – сторонников договорной теории имеет место и в других случаях. Например, в отношении института абсолютной монархии, его место и роли в обществе, а так же в защите позитивных и естественных прав граждан или подданных – участников договорных отношений. Т. Гоббс, например, рассматривал этот институт как «абсолютную власть государства», в качестве важного гаранта мира и средства реализации естественных прав. Абсолютная власть государства, по его мнению, необходимо для защиты прав и свобод личности, избавления людей от страха быть постоянно незащищенными от постоянной угрозы насильственной смерти,  наконец, от ужаса «Войны всех против всех».

            Совсем иную позицию по отношению к абсолютной монархии занимал Дж. Локк. Развивая договорную теорию вслед за Гоббсом и затрагивая вопроса места и роли абсолютной монархии в обществе, он в полнее определенно и осознанно выступал против данного института. Совершенно очевидно, писал Локк, что «абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире», на самом деле не совместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть вообще с формой гражданского правления.

            Чтобы обеспечить права и свободы людей, гарантировать их безопасное существование, государство должно быть не чем иным, как только добровольным объединение людей в единое «политическое общество», объединением которое должно создаваться и функционировать не иначе, как только на основе и посредством «одного лишь согласия». Именно это и есть «весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство или его создающими».

            Локк писал что «абсолютные монархи всего лишь люди», и если государственное правление должно быть средством, избавляющим от тех зол, которые неизбежно возникают, тогда люди оказываются судьями в своих собственных делах, и естественное состояние, поэтому нетерпимо. Но что же это за правление и насколько оно лучше естественного состояния, когда «один человек, повелевая множеством людей, волен быть судьей в своем собственном деле и может поступать в отношении всех своих подданных как ему заблагорассудиться». Причем никто не имеет не малейшего права при этом ставить под сомнение его правоту или проверять тех, кто осуществляет его прихоть.

            Наряду с названными противоречиями во взглядах и разночтениями в понимании авторами- сторонниками договорной теории различных её постулатов и положений существует не мало и других расхождений. Они касаются не только природы и порядка возникновения государства, а вместе с ним и права, но и их сущности, содержания, форм организации, назначения.

            Из этого следует, что договорную теорию, так же как теорию естественного права и некоторые другие теории происхождения государства и права, следует рассматривать не как нечто органически целое и неделимое, а как совокупность в основе своей сходных между собой, но вместе с тем отличающихся друг от друга по ряду параметров концепций.   

            В настоящее время роль договорной теории, по сравнению с периодом её наибольшего развития, во много крат уменьшилась. Соответственно значительно сократилась и сфера ее распространения. Из некогда весьма популярной, теоретически и практически важной, широко распространенной концепции она превратилась по существу лишь в исторически и академически значимую теорию.

            Это, однако, не означает, что отдельные её положения не могут выполнять и поныне определенную идеологическую  и политико-практическую роль. Речь идёт, в частности, о положениях, касающихся мер, принимаемых в обществе и государстве против узурпации власти одним лицом или группой лиц; права граждан не только на сопротивление, но и на свержение насильственным путём власти политического закона; равенства прав и свобод граждан, их реальности и гарантированности и др.  






аыаываыва




















Заключение.

            Происхождение государства – представляется мне одним из самых интересных и познавательных вопросов, изучаемых наукой теория государства и права. Теория государства и права является по своей структуре исторической
наукой - она систематизирует знания, связанные с историческими
особенностями развития государства и права на различных этапах
общественного развития, изучает наиболее известные мысли, теории
связанные с государством и правом.
            При рассмотрении данного вопроса, я обратил внимание на то, что споры
среди теоретиков, главным образом, ведутся вокруг причин, характера и
условий возникновения государства, так как в отличие от таких
исторических фактов как то, например, что первой государственной
системой в Древней Греции, Риме, Египте было рабовладельческое
государство, а на территории Германии, России, Польши и других стран
изначально были феодальные государства, здесь нельзя установить что-либо
конкретно, поскольку ни одна из теорий, не имеет своего чёткого
доказательства, равно как и опровержения.
            Рассматривая тему происхождение государства в общем и целом, можно
задуматься и над таким вопросом: - а была ли неизбежность возникновения
государства? Ответ на этот вопрос однозначен – да, его зарождение было
результатом исторического развития общества. При появлении частной
собственности и развитии экономических отношений появляются и
противоборствующие классы, а следовательно появляется необходимость в
публичной – государственной власти, способной регулировать общественные
отношения. С появлением такой власти и других условий, которые
рассматривались выше, неизбежно образуется государство.

Договорная  теория происхождения государства и теория насилия являются
на мой взгляд одними из основных и, наиболее актуальными в настоящее
время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный
смысл. Они имеют, с моей точки зрения, более правдоподобный характер, в
отличие от таких теорий как теологическая и органическая, которые, как
я считаю, можно рассматривать только как красивые истории или сказки.
Возможно, рождённая во времена могущества духовенства, теологическая
теория и имела своё место, но сейчас, особенно в России после семидесяти
лет воинствующего атеизма, она потеряла свою силу и актуальность

            Однако, подавляющее большинство фактов исторического развития человечества доказывает следующее: невозможно четко и однозначно остановиться на  какой-либо одной теории возникновения государства. Все исторические примеры, приведенные выше, говорят только о том, что возникновение государств на основе договора возможно и было реализовано, в некоторых исторических условиях и, чаще всего, благодаря благоприятному стечению обстоятельств, и ни в коей мере не отвергают других причин возникновения государств (которые, кстати говоря, также имеют исторические примеры, подтверждающие их правоту).










Список литературы:

1.     Марченко М. Н. Теория государства и права – 2-е изд.

2.     Венгеров А. Б. Теория государства и права – М., 1998 г.

3.     Гоббс Т.  Левиафан. Избранные произведения: В 2 т.- М., 1991. Т. 2.

4.     Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. –М., 2000.

5.     Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910

.     6.   Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996

7.     Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О за­конах. - М., 1994

8.     Штаерман Е.М. Культура древнего Рима. Т. I. M., 1985

.     9.   Костомаров. «Севернорусское народоправие». М.,1915

10. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М.,1996

11. Личный конспект Т. Г.П .

12       Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. – М., 1998, с. 119.

13       К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные сочинения в 9 томах

14       Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. – 2001. ч. 2.

15       Новгородцев П. И. Историческая школа юристов.- СПб.,1999.

 

 


    









Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.