Рефераты. Происхождение государства: договорная теория и теория насилия






            Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия(подсечно- огневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

            Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества («демографический взрыв»), необходимый для существования и расцвета цивилизации. Производящая экономика объективно вела к организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных форм, выдачи ему из общественных фондов.

            Эта группа объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм

            Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведёт к становлению новых форм собственности: коллективной, групповой, частной; к дальнейшему социальному расслоению общества. Новая организация производственной деятельности (её усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государства.

 

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:                                                                                    “Первым и самым важным признаком государства является учреждение такой власти, которая с населением непосредственно не совпадает (в отличие от
коллективной власти родового общества). Она персонифицируется в виде
особого социального слоя людей, профессионально занимающихся
управлением. Осуществление публичной власти требует определённой
организации – формирования государственных учреждений, становления
специального аппарата. Она немыслима без её оснащения
материально-техническими средствами и неизбежно предполагает возможность
применять принуждение, психическое или физическое насилие,
обеспечиваемое репрессивными органами.
               Государственная власть суверенна.
Однако появление публичной власти не означает её полного отрыва от
общества. Управление – отношение между управляющими и управляемыми, то
есть населением. Это означает, что государство – система
публично-властных отношений, одномасштабных обществу в целом.
Второй признак государства – налоги. Государственные налоги – это
учреждённые публичной властью поборы с населения, взыскиваемые
принудительно в установленных размерах и в заранее определённые сроки.
Иногда к налогам добавляются внутренние и внешние займы.”
               Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвлённую и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему от общества. Любое государственно-организованное общество нуждается в хорошем управлении, и дальнейшее развитие государственности связано с поисками этого хорошего управления.

            Для выполнения своих функций этот особый слой людей – аппарат государства наделяются властью, т. е. возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинить другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех ли иных интересов. Для этого в первичном государстве, также в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.

            Наконец, в отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Если, как отмечалось выше, первобытнообщинный строй в своей основе имел родовую, т. е. основанную на родстве, организацию- совокупность семейных общин (кланов, локальных групп), то государство постепенно путём перерастания этих общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определённой территории. Дворцы, храмы, иные здания для коллективных празднеств, выполнения обрядов, строения для производства работ, сельскохозяйственные угодья, рудники и т. п.- все это сооружалось на определенной территории, которая отныне становилась территорией государства.

            Отныне и аппарат государства ориентировался не только на управление теми или иными группами, но и на управление территориями. Территориальная организация государства имела разные формы в зависимости от способов включения тех или иных территорий в состав государств, этнического состава проживающих на ней людей, отношений с центром и т. д., но всегда отныне характеризовала государство как новую, по сравнению с первичным обществом, социальную организацию раннеклассового общества.                   Территория становилась неотъемлемым атрибутом, собственностью государства, и многие войны в  III-II тыс. до н. э. в то время, когда возникают первичные, раннеклассовые государства, велись ради приобретения территории или их защиты.

            Таким образом, из анализа новой, государственной формы организации общества можно сделать вывод, что признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытно общинного строя, являются единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые учёные добавляют к единому территориальному пространству и единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей- аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов.  

            К этим признакам следовать добавить и те, обязательности которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения на территории того или иного государства. Это единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы; это, наконец, наличие определённых единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством.

           

        Глава 2 ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ

             2. 1. История возникновения этой теории и представители.

            Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.
Эта теория в основном распространена на Западе. Наиболее видными её сторонниками являются немецкий философ и экономист  Е.Дюринг (1833-1821), австрийский социолог и государствовед  Л. Гумплович (1838- 1909), известный  «ревизионист марксизма»  К.  Каутский  (1854- 1939) и др.

            Теория насилия, как и некоторые другие теории происхождения государства и права, имеет свою довольно длительную историю. Зачатки её появились ещё в древности, в частности, они просматриваются в сочинениях первого и второго поколения софистов. В их учениях государство рассматривается как учреждение, существующее исключительно для блага сильного, а право- как средство обуздания одних слоёв общества в интересах других. Первоначально право предназначалось, по мнению софистов, для «обуздания сильного в интересах слабого». Однако сильный, вскоре распознав это, сделал всё, чтобы разорвать эти «противоестественные оковы» и «восстановить господство естественного закона», согласно которому слабый по законам самой природы должен подчиняться сильному.      

            В сочинениях одного из наиболее одаренны и ярких мудрецов- софистов, Фрасимаха из Халкедона, постоянно проводится мысль, что в природе государства и права, в государственной политике и законодательстве, так же как и в области идеологии, нравственности, господствует воля и представления тех, в чьих руках находится сила и государственная власть. «Справедливость, - утверждал Фрасимах, - это то, что пригодно сильнейшему ». «Справедливость и справедливое- в сущности, это чужое благо, это нечто, устраивающее сильнейшего, правителя, а для подневольного исполнителя это чистый вред, тогда как не справедливость- наоборот: она правит, честно говоря, простоватыми, а потому и справедливыми людьми ».

            Дальнейшее развитие теория насилия получила в последующие столетия и особенно в период Средневековья. Она широко использовалась, в частности, в борьбе с теологическими теориями и взглядами на государство и право.

           

            2. 2.  Суть теории насилия

            Суть теории насилия состоит в том,  что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

            Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.