Рефераты. Проблемы сочетания представительного и прямого правления






Проблемы сочетания представительного и прямого правления

Марийский Государственный Университет

Юридический факультет



Курсовая работа

 по теории государства и права

на тему: “Проблемы сочетания представительного и прямого правления”






   Дата защиты                                                            Выполнил: студент 13 гр.

                                                                            Заочного отделения

   Оценка                                                                    Садыков Марат              

                                                                            Проверил:

                                                                            Ломоносов





Йошкар – Ола

2002




План

   

Введение                                                                                                    3                                             


1.            Народовластие и основные формы его осуществления в РФ

         Единство представительного и прямого правления                        5

2.            Прямое правление, преимущества, недостатки и значение в современный период                                                                      8

2.1        Референдум как важнейший институт прямого правления.

         Его история и классификация                                                          11

2.2        Выборы и их значение в аспекте прямого и представительного правления                                                                                             14

3.            Понятие представительного правления, истоки, сущность,

значение                                                                                           17

3.1.      Недостатки представительного правления                                       22

3.2.     О роли парламента (как представительного органа) в

        представительном правлении                                                            25               

       

Заключение                                                                                                          27

Список использованной литературы                                                                  29



















Введение

В данной курсовой работе рассматриваются проблемы сочетания представительного и прямого правления. Описываются институты непосредственного волеизъявления граждан (прямого правления), а также институты опосредованного волеизъявления (представительное правление). Я попытаюсь выделить как достоинства, так и недостатки и представительного и прямого правления.

Современный этап развития нашего общества характеризует­ся крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и между­народного права.

В последнее десятилетие процесс формирования государст­венных и представительных органов в России, порядок организа­ции и проведения выборов, привлекают внимание юристов, поли­тиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитар­ных профессий.

Конституция РФ гласит: “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.”

В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления из­бирателей при проведении выборов Государственной Думы, Фе­дерального Собрания Российской Федерации и Президента Рос­сии. Так, что проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления из­бирателей является не второстепенной.

По сему актуальность данной темы не вызывает сомнения. Актуальность обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, парламенту, к проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая, ибо в Конституции РФ указано, что источник власти народ России и никто иной). 

В соответствии с нормами международного права ст. 3 Кон­ституции России устанавливает, что референдум и выборы яв­ляются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Актуальность представительного правления в том, что многие государства сейчас это уже не Перикловы Афины, естественно, что мнение народа должно быть как – то  представлено, это представительство просто необходимо.

Актуальность прямого правления обусловлена большим количеством небольших поселений(вообще существованием местного самоуправления), где представительство было бы ни к чему, а по средствам прямого правления люди выражают свою волю непосредственно. Это позволяет народу возможность реально участвовать в политической(и не только) жизни, не боясь, что воля будет искажена.

Политическая теория и практика  разных стран знает широкий набор самых различных форм представительной и непосредственной демократии. Одним из них в научной литературе и публицистике уделяется значительное внимание. Вообще институты прямого и представительного правления достаточно полно освещены и изучены. Их изучением занимались Монтескье, Токвиль,  Руссо, Чичерин, Дж.Ст. Милль и другие.



1.                  Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и прямой демократии

В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.

Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии (представительная и непосредственная демократия).

 Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.

В зависимости от того, каким путем – прямым или косвенным – выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это – формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии(референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно1.


Представительная демократия - осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образую избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов. Далее эти формы будут рассмотрены подробнее.














2.                   Прямое правление, преимущества, недостатки и значение в современный период

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа  и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правление представляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Её преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правление обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.