Рефераты. Приватизация на Украине, сравнительный анализ с опытом зарубежных стран






p> Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель – платную приватизацию.

2.3.2. Платная приватизация

В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги.
Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета[7].

Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.

2.4. Сроки приватизации

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.

2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.

3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу[8].

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

3. Основные цели и направления приватизация в Украине (1991-2001гг.)

Нынешнее время имеет знаковое значение в отношении разгосударствления, приватизации для Украины. Уходит в небытие, в историю административно- командная экономика, на ее руинах рождается новый социально-экономический строй, предполагающий постоянный экономический рост, высокотехнологический способ производства, интенсивное развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, конкуренции, существенное повышение жизненного уровня населения.

В начале 90-х годов XX века в Украине возлагали большие надежды на приватизацию. Как волшебный талисман, она должна была стимулировать развитие народного хозяйства страны, привести к существенным структурным изменениям в экономике, раскрыть простор для стремительного прогресса малого и среднего бизнеса, рождения и становления среднего класса, вылечить общественные язвы, образовавшиеся на протяжении десятков лет, привлечь в значительных объемах иностранные инвестиции, новейшие технологии, внедрить достижения современного менеджмента в реальный сектор.

Один из пионеров развития приватизационных процессов в Украине В. Лановой отмечал тогда, что денационализация государственного имущества, включающая передачу в аренду части государственной собственности, приватизацию объектов государственной, коммунальной собственности «позволит появиться реальным собственникам средств труда, ответственным за прибыльность их использования, своевременное воспроизводство и технологическое обновление».

Обсуждая проблемы перехода к рыночной экономике, ученые считали: «Из-за того, что общественная собственность не обеспечила повышения эффективности экономики, акцент сделан на приватиза-1111 и, которая позволит экономике функционировать лучше, чем в альтернативной системе».

Конструируя модели дальнейшего ускорения развития экономики, обеспечения темпов ее роста, прежде всего предусматривали цель

- вырваться из тисков господствующей бюрократической командной экономики, где люди являются винтиками. «Ключевой вопрос трансформации, - отмечал выдающийся венгерский ученый Янош Корнай,

-частная инициатива –должна получить полную свободу: частная собственность - полнейшее правовое обеспечение, а частные предприятия - поддержку и страхование, социальное обеспечение».

Первая государственная программа приватизации (утвержденная
Постановлением Верховного Совета Украины от 7 июля 1992 г. № 2545-ХП), которая была органической составляющей программы создания рыночной экономики Украины, сжато и четко определяла достижение следующих главных целей:

«изменение отношений собственности на средства производства в целях их качественного воспроизводства и эффективного использования; создание прослойки негосударственных владельцев как основы многоукладной социально ориентированной экономики...

...стабилизацию экономического положения...».

Понятно, что такие масштабные задачи, как переход украинского общества с одной системы экономических координат к абсолютно противоположной, не могли быть выполнены быстро, что сказалось на темпах экономических преобразований и их качестве. Из-за этого приватизация государственной собственности прошла несколько стадий, имела несколько этапов.

Условно можно выделить следующие этапы: первый (1991 - 1992 гг.) - образование и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно- нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов. Попутно заметим, что в разные годы ФГИУ возглавляли мастера своего дела, авторитетные руководители:

Владимир Владимирович Прядко (07.91 -08.94);

Юрий Иванович Ехануров (08.94-02.97);

Владимир Тимофеевич Лановой (03.97-04.98).

С апреля 1998 г. эту мощную государственную структуру, объединяющую почти
3 тыс. чел., возглавляет Александр Николаевич Бондарь, профессионал, аналитик, государственный деятель; второй (1992 - 1994 гг.) - проведение приватизации, за исключением объектов малой приватизации, преимущественно неконкурентными способами - путем аренды с выкупом или выкупа трудовым коллективом; третий (1995- 1998 гг.) - проведение массовой приватизации, преимущественно за приватизационные бумаги с привлечением широких кругов населения. Был заложен фундамент для проведения индивидуальных процедур приватизации крупных предприятий.

В этот период население страны получило 46 млн. приватизационных имущественных сертификатов и на 1 млрд. гон. компенсационных сертификатов.
В процессе малой приватизации в руки частных собственников перешло более 50 тыс. объектов промышленности, торговли, общественного питания и т.п.; четвертый (1999 г. - до настоящего времени) - завершение сертификатной и переход к денежной приватизации, то есть «исключительно за денежные средства с учетом их (предприятий - А.3.) индивидуальных особенностей».

Следует подчеркнуть, что за это время выполнен значительный комплекс работ по разгосударствлению, структурной перестройке экономики Украины, усовершенствованию управления государственными корпоративными правами, созданию конкурентной среды, законодательно-нормативной базы.

В 1992 г.- I квартале 2001 г. в Украине, по оперативным данным ФГИУ, разгосударствлено 21 002 объекта государственной формы собственности, 53
362 объекта коммунальной формы собственности, создано 10315 открытых акционерных обществ (ОАО). Реформировано почти 8 500 предприятий агропромышленного комплекса.

Поданным Госкомстата, в промышленности по состоянию на 01.10.2000 доля негосударственных промышленных предприятий в общем, количестве предприятий составляла 86,1%, ими произведено продукции на 56 032,4 млн. грн., то есть
58,5% от общего объема производства.

В результате осуществления в течение 1992-2001 гг. государственных программ приватизации, указов Президента Украины от 23 июня 1995 г. № 468,
19 марта 1996 г. № 194, 24 февраля 1999 г. № 209 по обеспечению приватизации государственного имущества в Украине создан мощный негосударственный сектор экономики, выполнен значительный объем работ по структурной перестройке народного хозяйства, существенно увеличилось количество собственников имущества, формируется прозрачный, привлекательный для инвесторов рынок.

Несмотря на недостатки, вызванные переходом от административно-командной к рыночной экономике, в частности сложностью проведения этого процесса, приватизация обусловила создание более эффективного, чем государственный, негосударственного сектора экономики, способствовала приросту валового внутреннего продукта. Успешно работали в 2000 г. такие отрасли промышленности, как пищевая, легкая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, где приватизация в основном завершена. В этих отраслях в 3 раза выше, чем по промышленности, темпы роста производства, быстрее происходят процессы технического перевооружения, обновления выпуска продукции, расширения ее ассортимента.

На мировой рынок уверенно выходят со своей продукцией, получившей международное признание, такие ОАО, как Николаевский глиноземный завод (г.
Николаев), судостроительный завод «Ленинская кузница», «Фармак» (г. Киев),
Ясиноватский машиностроительный завод (Донецкая область), завод
«Мотордеталь» (Сумская область), «Ватра» (г. Тернополь), «Ад-вис» (г.
Хмельницкий), «Св1точ» (г. Львов), Луцкий подшипниковый завод (г. Луцк),
«Чексил» (г. Чернигов), винницкая фабрика «Володарка», пивзаводы «Оболонь»
(г. Киев) и «Рогань» (г. Харьков), Новокаховский завод электросварочного оборудования (Херсонская область) и др.

Сейчас органы приватизации, выполняя Государственную программу приватизации на 2000-2002 годы, предусматривают следующие цели: увеличение доли частного и корпоративного секторов в финансово- хозяйственной структуре страны; создание благоприятных условий для появления частных собственников, имеющих долгосрочные интересы в развитии приватизированного объекта и осуществляющих эффективное управление им; повышение эффективности приватизации государственной собственности посредством прозрачного, инвестиционно-привлекательного механизма продажи объектов приватизации; привлечение средств для развития и структурной перестройки экономики и т.п.

Для реализации этих целей, создания условий для способствования повышению эффективности деятельности предприятий и организаций, расширения конкурентной среды, обеспечения поступления средств в бюджет органы приватизации: осуществляют предприватизационную подготовку и реструктуризацию предприятий; применяют аукционы для продажи небольших предприятий или осуществляют их продажу через организаторов торговли ценными бумагами; проводят конкурсы по продаже пакетов акций, целостных имущественных комплексов объектов групп В, Г с учетом их индивидуальных особенностей на основе учета результатов анализа спроса потенциальных покупателей на конкретные объекты; выполняют продажу целостных имущественных комплексов или контрольных пакетов акций предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства либо занимающих монопольное положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров (работ, услуг), промышленным инвесторам без возложения инвестиционных обязательств на покупателя; соблюдают принцип минимального распыления акций предприятий; осуществляют оценку имущества при проведении приватизации и совершенствуют эффективность этой процедуры; привлекают к подготовке объектов приватизации отечественных и иностранных советников; выполняют комплекс мероприятий по усовершенствованию управления государственными корпоративными правами, государственным имуществом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.