Рефераты. Предметы исключительного ведения РФ






p> Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, а также правовое регулирование интеллектуальной собственности традиционно едины для более надежной защиты прав и свобод российских граждан, для правового обслуживания единого рынка. В целях сохранения такого единства Конституция и отнесла регулирование этих вопросов к ведению Российской Федерации.

Согласно Конституции, объявление амнистии — прерогатива
Государственной Думы, а помилование — компетенция Президента Российской
Федерации. Эти вопросы, таким образом, отнесены к ведению Российской
Федерации. п) Коллизионное право — это совокупность норм, на основе которых разрешаются противоречия между нормами права различных государств либо их частей. В Российской Федерации коллизионные нормы применяются при разрешении коллизий между российским и зарубежным законодательством, а также между федеральным законодательством и законодательством субъектов
Федерации. Эти нормы содержатся в международных договорах Российской
Федерации, а также в актах; федерального законодательства и в договорах Российской Федерации с конкретными ее субъектами.

Порядок разрешения коллизий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации установлен в Конституции Российской
Федерации (см. комментарий к статье 76)[19]. р) В каждом государстве имеются службы, выполняющие общенациональные задачи, разнобой в решении которых недопустим, поскольку может иметь самые отрицательные последствия для страны, ее экономики, для общества в целом. К числу таких служб и относятся перечисленные в комментируемом пункте метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет. Сфера деятельности этих служб, организации их осуществления урегулированы федеральными законами, указами Президента РФ и актами Правительства РФ. с) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации являются высшей формой поощрения государством граждан за| выдающиеся заслуги в различных областях жизни страны. Установление наград и почетных званий Российской Федерации — исключительное право Федерации. Оно осуществляется в настоящее время в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента РФ от 2 марта 1994 г[20].

Награждение государственными наградами осуществляет Президент
Российской Федерации. Он же присваивает почетные звания Российской
Федерации. Награжденный может быть лишен государственных наград только
Президентом в случае осуждения за умышленное преступление по приговору суда. т) Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении.

Правовые основы организации государственной службы Российской
Федерации и основы правового положения государственных служащих установлены
Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы
Российской Федерации»[21]. В этом Законе определены понятия государственной должности, государственного служащего, перечислены принципы государственной службы, дана классификация государственных должностей, установлен порядок прохождения государственной службы. Закон предусмотрел ограничения, связанные с государственной службой, а также меры дисциплинарной ответственности за должностные проступки.

Закон возложил координацию деятельности по реализации задач, связанных с его реализацией, на Совет по вопросам государственной службы при
Президенте РФ.

Совет состоит из равного числа представителей Президента, палат
Федерального Собрания, Правительства и высших органов судебной власти
Российской Федерации. Он анализирует состояние и эффективность государственной службы в органах государственной власти; координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы; организует совместно с соответствующими государственными органами работу по формированию конкурсных
(государственных конкурсных) комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных экзаменов; информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы; координирует методическую работу органов по вопросам государственной службы и кадровых служб государственных органов; разрабатывает предложения по формированию реестра государственных должностей в Российской Федерации и внесению в него изменений; ведет федеральный реестр государственных служащих; осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой
(переквалификацией) и повышением квалификации государственных служащих, а также формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы.

Следует иметь в виду, что изложенные в статье 71 полномочия не исчерпывают исключительных полномочий Российской Федерации, которые предусматриваются и рядом других статей Конституции[22].

2.2 Законодательное регулирование предметов исключительного ведения
Российской Федерации.

В Конституции рассмотрению проблемы исключительного ведения в
Российской Федерации посвящено не так уж много статьей. Кроме вышеуказанной статьи 71, определяющей предметы исключительного ведения, в конституции существует еще лишь один параграф статьи 76 Конституции РФ, регулирующий законодательное регулирование предметов ведения российской Федерации.

В нем, в частности говорится:

« По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации»[23].

Комментируемая статья определяет виды нормативных правовых актов, которые принимаются по предметам ведения Российской Федерации (статья 71), совместного ведения Федерации и ее субъектов (статья 72) и по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации (остаточные полномочия). В ней речь идет о федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов
Федерации, устанавливается их соподчиненность. Термины, применяемые в данной статье и в ряде других статей Конституции, не всегда одинаковы по значению. Иногда понятием «федеральный закон» охватываются и федеральные конституционные законы (например, когда в статье 90 говорится, что указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции и федеральным законам, то имеются и виду и федеральные, и федеральные конституционные законы). Термин «закон» тоже употребляется неоднозначно.
Предусмотрев, например, в статье 35, что частная собственность охраняется законом, Конституция подразумевает в данном случае под законом и иные нормативные правовые акты. Устанавливая в статье 14, что религиозные объединения равны перед законом, Конституция использует термин «закон» и самом широком смысле, запрещая какую-либо дискриминацию упомянутых организаций и т.д. В статье 15 записано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.
Здесь имеются в виду все виды законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно рассматривал вопрос о конституционности тех или иных нормативных актов Федерации и ее субъектов. Отдельные положения законов он признавал неконституционными
(например, Постановлением от 20 февраля 1996 г. были признаны не соответствующими Конституции отдельные положения Федерального закона 1994 г. «О статусе депутатов Федерального Собрания Российской Федерации»)[24].
Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции России отдельные положения Закона Чувашской Республики о выборах депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики (Постановление
Конституционного Суда от 10 июля 1995 г.), некоторые нормативные правовые акты города Москвы, Московской области. Ставропольского края и других регионов о порядке регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в эти регионы (Постановление Конституционного Суда от 20 февраля
1996 г.). Суд признал конституционными указы Президента России, связанные с ситуацией в Чеченской Республике, но оценил как не соответствующие
Конституции отдельные положения Постановления Правительства РФ по этому вопросу.

Некоторые важные указы Президента (например, о создании объединенного министерства безопасности и внутренних дел в 1992 г.) Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции; в 1992 г. он вынес постановления о неконституционности отдельных положений некоторых указов Президента, например связанных с приостановлением деятельности коммунистической партии, с ее имуществом.

Издание федеральных конституционных законов и федеральных законов не исключает издания иных, подзаконных нормативных и, разумеется, ненормативных актов, указов Президента, постановлении Правительства, актов министерств и т.д., но они, во-первых, издаются во исполнение законов, а во- вторых, не должны выходить за пределы, очерченные законом. Подзаконные акты
Президента РФ в некоторых случаях по-новому регулируют общественные отношения, поскольку по данному вопросу еще не принят закон. В условиях современного переходного периода России, когда по некоторым принципиальным вопросам федеральные законы еще не были приняты, важные общественные отношения регулировались указами Президента России (например, о земле, о местном самоуправлении и др.).

Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых в пределах ведения Федерации (федеративное устройство, гражданство, федеральный бюджет и др.), ее исключительных и совместных с субъектами Федерации полномочий, означает, во-первых, что они не нуждаются в одобрении (ратификации) субъектами Федерации, не могут быть ими аннулированы и должны непосредственно исполняться на территории каждого из субъектов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, учреждениями, предприятиями, гражданами. Во-вторых, прямое действие закона означает, что для его применения органами государства, должностными лицами, гражданами не требуется обязательного издания дополнительных нормативных правовых актов и инструкций. Стороны в "судебном и административном разбирательстве вправе ссылаться на ; закон, оспаривая незаконные нормы соответствующих ведомств. Примером этого является ссылка на нормы самой Конституции России, одного из призывников, требовавшего предусмотренной в Конституции альтернативной службы взамен призыва в армию.
Городской суд г. Ногинска, в 1996 г. поддержал эти требования истца.
Наконец, в-третьих, прямое действие закона не исключает, а, напротив, предполагает; издание иных нормативных правовых актов, часто прямо предусмотренных законом. Это относится и к изданию законов субъектами
Федерации в соответствии с федеральными законами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.