Рефераты. Предметы исключительного ведения РФ






p> Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов
Федерации. В федеральной собственности находятся земельные участки и другие природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента
Российской Федерации, федеральных органов государственной власти,
Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской
Федерации.

Российская Федерация определяет не только те объекты государственной собственности, которые относятся к федеральной собственности, но и порядок управления федеральной собственностью.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют федеральные органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г[10]. о внесении изменений и дополнений в упоминавшееся ранее
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г., управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской
Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать министерствам и ведомствам указанные в Постановлении полномочия в отношении подведомственных им объектов федеральной собственности, Оно может также делегировать некоторые свои полномочия и органам исполнительной власти субъектов Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Федеративным договором.
Имущество, находящееся в федеральной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом
РФ (Ст. 294, 296 ГК РФ). е) В соответствии с комментируемым пунктом данной статьи Российская
Федерация устанавливает основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России. Таким образом, Федерация имеет возможность определять основные направления деятельности в этих сферах не только федеральных органов государственной власти, но и органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления, предприятий, учреждении и организаций различной подчиненности.

Свое отражение и конкретизацию политика Российской Федерации в указанных областях находит в федеральных целевых программах, которые определяют основные цели и задачи развития соответствующей отрасли или сферы экономики, экологии, социальной защиты населения, очередность и сроки исполнения намеченных мер, ресурсы, необходимые для этого, и т.п.

В настоящее время выполняются программы приватизации, конверсии военно- промышленного комплекса, охраны природы, обеспечения прав вкладчиков и акционеров, развития газификации, социально-экономического развития различных регионов страны, космическая программа, программы охраны здоровья населения, строительства жилья и многие другие. ж) Провозглашенное Конституцией (см. комментарий к статье 8)[11] единое экономическое пространство в Российской Федерации немыслимо без единого рынка (что может быть обеспечено лишь установлением соответствующих федеральных правил), без единого финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, без единых основ ценовой политики. Именно поэтому все эти вопросы отнесены Конституцией к исключительному ведению
Федерации.

Согласно Конституции, в России установлена единая денежная единица, которой является рубль (см комментарий к статье 75)[12]. Естественно поэтому, что и денежная эмиссия должна быть сосредоточена в исключительном ведении Федерации. Конституция возлагает денежную эмиссию на Центральный банк Российской Федерации.

Реализация политики Российской Федерации в рассматриваемой сфере требует также наличия федеральных экономических служб, включая и федеральные банки. з) Проведение федеральной политики в различных областях государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства требует соответствующего финансового обеспечения, организуемого через федеральный бюджет, доходная часть которого пополняется за счет федеральных налогов и сборов. С целью оказания федеральной материальной помощи различным регионам создаются также федеральные фонды регионального развития, средствами которых вправе распоряжаться только федеральные власти.

Конституция Российской Федерации, относя к компетенции Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, тем самым отвергает существовавшую прежде единую бюджетную систему, при которой основные ноказатели бюджета нижестоящего уровня включались в бюджет вышестоящего уровня, что ограничивало возможности субъектов Федерации. Вместе с тем
Конституция отвергла и предлагавшуюся в свое время систему государственных налогов и сборов, которая предусматривала их сосредоточение в руках субъектов Федерации с последующим отчислением определенной части этих средств в пользу федерации, что поставило бы Федерацию в финансовую зависимость от ее субъектов. и) В экономике Российской Федерации имеется ряд отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность всего хозяйства страны в целом и являются основой развития всех его отраслей. В их число входят федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, включающий железнодорожный, воздушный, морской, речной, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральная информация и связь, деятельность в космосе. Все эти технико-экономические системы для их нормального функционирования объективно требуют централизованного управления. Кроме того, их финансирование может обеспечить только
Федерация. Именно в силу этих причин они и находятся в исключительном ведении Федерации. к) К числу основных элементов конституционно-правового статуса
Российской Федерации относится ее право на участие в международных отношениях, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей
Российской Федерации, так и интересы каждого ее субъекта

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью. Она может заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в региональных государственных и межгосударственных союзах.

Будучи суверенным государством, Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир л) В Российской Федерации правом на внешнеэкономические отношения пользуются как Федерация в целом, так и ее субъекты. Однако вступать в такие отношения от имени всей Федерации — исключительное право Российской
Федерации, которая вместе с тем осуществляет координацию внешнеэкономических связей ее субъектов м) Обеспечение обороны и безопасности страны отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Единые общефедеральные вооруженные силы осуществляют защиту суверенитет территориальной целостности государства. К ведению Российской Федерации относятся определение структуры и организации Вооруженных Сил, разработка и осуществление оборонной политики. Единство Вооруженных Сил предполагает централизацию законодательства в области обороны и управления Вооруженными
Силами. Ныне действует Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»[13].

Осуществляя оборону страны, Российская Федерация сосредоточивает в своих руках решение важнейших вопросов, непосредственно связанных с обороной. В ее ведение входит оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.

Наряду с обороной к ведению Российской Федерации отнесено обеспечение национальной безопасности, направленное на защиту национальных интересов и национальных ценностей. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает одновременно в качестве ее неотъемлемой части и условия реализации. В связи с этим обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз государству и обществу, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

Основная задача политики национальной безопасности состоит в обеспечении безопасности общества, укреплении российской государственности, нынешних геополитических рубежей и территорий и в обеспечении достойной роли и места России в мировой политике. На основе политики национальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина, концепция внешней политики, концепция военного строительства, стратегия экономической, информационной, экологической и других видов безопасности.
Укажем в этой связи на одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.
Государственную стратегию экономической безопасности Российской
Федерации[14].

Правовые основы обеспечения национальной безопасности составляют
Конституция, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, а также международные договоры»' обязательства России.

В нашей стране централизованы и находятся под контролем Федерации в интересах охраны жизни и здоровья населения также производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования. н) Государственная граница Российской Федерации отделяет территорию
Российской Федерации от территории других государств Она фиксирует пространственные пределы, на которые распространяется суверенитет
Российской Федерации. А поскольку территория России включает в себя сушу, территориальное море, воздушное пространство над ними и Российская
Федерация осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне, то естественно, что Конституция к исключительному ведению Российской Федерации относит защиту всех этих объектов, рассматривая ее как защиту суверенитета государства.

В Российской Федерации вопросы, связанные с Государственной границей, регламентируются Законом РФ «О Государственной границе Российской
Федерации»[15] от 1 апреля 1993 г. с изменениями, внесенными в 1994 г. Этот
Закон регулирует режим Государственной границы, т.е. правила содержания границы и ее пересечения лицами и транспортными средствами; пограничный режим — режим пограничной зоны, территориального моря России, ее внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе (сюда входят также правила въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств, хозяйственной и иной деятельности); режим в пунктах пропуска через
Государственную границу. о) Среди органов государственной власти, действующих на территории
Российской Федерации, наиболее централизованными системами являются суды и органы прокуратуры. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 118)[16], и все суды финансируются только из федерального бюджета (см. комментарии к статье 124)[17]. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции, составляет единую централизованную систему, звенья которой соподчинены только по вертикали (см. комментарий к статье 129)[18] и которую возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом. Естественно поэтому, что и судоустройство, и прокуратура находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.