Рефераты. Правовое регулирование






Это наглядно проявляется при характеристике отраслей права. Конечно, решающее значение для разграничения отраслей права имеют характерный для них правовой режим, методы централизованного или децентрализованного  регулирования. Вместе с тем деление права на отрасли   во многом  зависит и от комбинации  первичных элементов (способов) регулирования,  которая характерна  для той    или иной отрасли права.                                                    

Для отраслевых методов, где  доминирует централизованное                 регулирование  (административное  право,  финансовое  право и др.), относящихся в основном к  публичному праву,  в комбинации  указанных  трех  элементов   превалируют обязывание  и запрещение;  в  отраслевых  же  методах,   выражающих  диспозитивное  начало (гражданское  право, семейное  право, трудовое   право и др.), относящихся в основном к частному праву, превалирует дозволение.                                                        


1.3. Позитивные обязывания.

Этот  элемент правовой материи (способ  регулирования)  с  юридической   стороны  выражается  в  возложении  на  лиц юридических  обязанностей активного содержания, т.е. в обязанностях конкретизированного по содержанию и адресатам характера – обязанностях тех или иных лиц построить  свое активное поведение  так, как  это предусмотрено  в юридических нормах, которые здесь выступают в качестве предписаний в самом точном значении этого слова. Для  позитивных  обязываний  характерно  своего  рода  новое обременение:  лицам предписывается  совершить то,  чего они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совершили или совершили бы не в том объеме, не так, не в то время и т.д.                                                                          

Два наиболее существенных момента здесь нужно приять во внимание.

Первое. В содержании  права с  самого его возникновения  неизменно  присутствует  обширный  пласт  позитивных  обязываний.  И на  современном этапе  развития общества право вне этого пласта  позитивных обязываний  не существует и существовать  не может.  Тем не  менее позитивные обязывания в принципе свойственны не столько праву,  сколько деятельности властвующих органов, т. е. государству.

Абстрактно  рассуждая, они  могут существовать  независим от                      юридического регулирования. Они и  практически в  ряде случаев могут проявляться  помимо правовых  норм. Даже  когда    позитивные обязывания  выступают в  правовой форме,  они в  силу своей природы должны быть  по главным  своим характеристикам отнесены “на счет” государства .                                    

Второе. Позитивные обязывания  по  своим  юридическим  особенностям характеризуются теми чертами, которые  свойственны  юридическим  обязанностям  вообще  - принципиальной  однозначностью, императивной  категоричностью, непререкаемостью, обеспечением  действенными   юридическими  механизмами. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что  позитивные обязывания довольно   существенно  отличаются  от  рассматриваемых в  единстве дозволений  и запретов.

Позитивные обязанности  - обязанности конкретизированного содержания к активному  поведению - напрямую и “целиком”, в отличие от дозволений  и запретов, выражаются  в одной лишь догматической категории – юридических обязанностях (так что выражения “юридическое обязывание” и “юридическая обязанность” являются в сущности синонимами).

Юридический  облик  позитивных  обязываний весьма  прост: они опосредствуются   относительными  правоотношениями,   в  которых одна  сторона  обременена юридической  обязанностью совершать активные действия,  другая же  обладает лишь  правом требования,  а  в  случае  неисполнения  -  притязанием,  призванным  обеспечить реальное исполнение юридической обязанности.                      

Примечательно, что здесь нет сколько-нибудь глубоких и тонких юридических закономерностей,  связей и  соотношений, относящихся к наиболее основательным сторонам логики права. Когда   же  такого рода  связи и  соотношения проявляются  (например, в  правоотношениях  жилищного  найма,  где  съемщик   жилой  площади имеет право  на обмен,  на подселение  соседа и  др.), то    каждый  раз  детальный  анализ  выводит  нас на  элементы, которые  относятся  уже к  иным  элементам  правовой материи  - дозволениям и запретам.                                                         

В развитой юридической   системе позитивные обязывания  как явления государственной власти не только “проходят” через                        право, оснащаются свойствами и особенностями юридического                       регулирования, но и обогащаются принципами и ценностями                         правовой формы, сложившейся преимущественно на основе                           дозволительного регулирования. Это, в частности, относится к                    юридической ответственности, которая под известным углом                        зрения может быть интерпретирована как юридическая обязанность (обязанность правонарушителя после решения компетентного органа претерпеть меры государственно-принудительного воздействия). Отсюда особое место правового принуждения среди принудительных мер, которое, если выделить в    нем черты, связанные с ценностью права, выражает достоинства свойственных праву нормативности, определенности, процессуального порядка применения, начал социальной справедливости, гуманизма.


1.4. Юридическое   запрещение (запреты).

Для  юридических  запретов,  как и  для запретов  вообще, характерна  закрепительная,   фиксирующая  функция:   они  призваны  утвердить, возвести  в ранг  неприкосновенного, незыблемого  существующие  господствующие  порядки   и  отношения .

И  потому  с  регулятивной  стороны  они (также, как  юридическое обязывание как особый способ регулирования) выражаются  в юридических обязанностях. Но - в обязанностях  пассивного содержания,  т. е.  в обязанностях  воздерживаться  от  совершения   действий  известного рода, притом такое “воздержание” - надо заметить сразу - не всегда имеет строго конкретизированный по содержанию и адресатам характер.                                                        

Таким  образом,  запрет  в  праве  в  принципе характерно  все то, что  свойственно  юридическим  обязанностям  вообще  (принципиальная  однозначность, императивная  категоричность, непререкаемость,   обеспечение  действенными   юридическими  механизмами).                                                   

 Вместе  с  тем  в отличие от позитивных обязываний юридические запреты находятся  как  бы в недрах правовой материи, воплощают в себе по ряду  признаков самые исконные для права  особенности.

 Эти особенности в немалой степени обусловлены своеобразием  содержания   запретов,  выраженном в пассивном характере поведения, т. е. в  бездействии тех или  иных  лиц. Отсюда,  в частности, -   их юридическое  опосредствование  в  запрещающих  нормах, их  гарантирование  в  основном  при  помощи юридической  ответственности,  их  реализацию в  особой форме  - в  форме соблюдения. А  это, в свою очередь, предопределяет наличие обширного  и весьма  юридически  своеобразного  участка правовой  материи  существующего  особняком,  связанного  с  фактическим  содержанием запретов - пассивным поведением.                       

Запреты  в  праве,  отличающиеся  юридической общеобязательностью,  как бы  заряжены юридической  ответственностью - уголовной,  административной,  гражданской.  Сама  суть, ближайшая   социальная  подоплека   юридической  ответственности  во  многих  случаях и  заключается в  том, чтобы  утвердить в  жизни,  обеспечить  реальное  проведение  юридического запрета в  фактических жизненных  отношениях. Более  того, нередко  введение  юридических  санкций  за  поведение,  которое ранее  не считалось противоправным, является  по сути  дела способом  установления  юридического  запрета.

Наряду с юридической общеобязательностью запреты в праве  характеризуются  формальной  определенностью:  будучи закреплены в  нормах права,  они приобретают  строго определенное  содержание и четкие границы. Формулирование   в   тексте  нормативного   акта  запрещающего нормативного положения во  всех случаях  имеет существенный  не  только  общественно-политический,  но  и  юридический смысл. Ведь  запрещающие нормы  наряду с  нормативными положениями  об ответственности  (в которых  “спрятано” запрещение).  являются  внешним  выражением,   формой  объективизации  юридических  запретов.  И  вне  запрещающих предписаний и  нормативных  положений  об   ответственности  юридических  запретов нет.                

Все это, как  и ряд других  юридических особенностей юридических запретов - свидетельства их юридически исконного, глубоко органичного для права характера. В том числе – и их известной  (по сравнению с позитивными  обязываниями)    отдаленности  от государственной власти, не сводимости их к одним лишь ее  предписаниям.                    


1.5. Юридические  дозволения.

Юридические дозволения, как и дозволения вообще, имеют,  если можно так сказать, предоставительное предназначение:  они  “что-то предоставляют” - призваны дать простор, возможность для  “собственного”,  по усмотрению, по интересу, поведения участников общественных отношений. С юридической стороны они  выражаются поэтому  главным образом в субъективных правах на собственное   активное поведение.                                                         

Дозволения в строгом смысле этого слова характерна не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в возможности выбрать вариант своего собственного поведения, проявить  активность, реализовать свой интерес и свою волю, т.е. юридические возможности, характерные, например, для права собственности.                                                                

Юридические дозволения, как и юридические запреты, находятся в самой гуще юридической материи.

Они  должны быть выражены в законе,   в других нормативных актах. При этом юридические дозволения  опосредствуются действующим правом по-разному. Чаще всего они прямо формулируются в тексте нормативного акта в виде особой разновидности регулятивных норм - управомочивающих. Вместе с тем   наличие юридического дозволения может вытекать из комплекса юридических норм (таково, например, дозволение на заключение  любых  сделок   между  гражданами,   поскольку  эти  сделки  не  запрещены,  соблюдаются  все  условия  совершения  сделок и они  не противоречат  принципам права,  его началам,  духу).

А могут ли помочь в установлении  юридических дозволений  нормативные  положения  об  ответственности?  Если  существование ответственности,  как мы  видели,  в большинстве  случаев свидетельствует  о наличии  в данной  ситуации юридического запрета, то нет ли оснований и для обратного вывода: о  том,  что  отсутствие  установленной  юридической ответственности  за  определенные  действия означает  их дозволенность?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.