Рефераты. Правовое государство






Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.


2.2  Признаки правового государства


Признаками правового государства являются:

1.      Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно демократическим путем.

2.      Деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

3.      Связанность с законом самого государства и его органов.

4.      Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности.

5.      Взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом.

6.      Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

7.      Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

8.      Стабильность законности и правопорядка в обществе.

            К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

            - преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

            - выработка высокой политико-правовой грамотности;

            - появление действенной способности противостоять произволу;

            - разграничение партийных и государственных функций;

            - установление парламентской системы управления государством;

            - торжество политико-правового плюрализма;

            - выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

            а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

            б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

            в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

            г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.


2.3 Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России


Государственная власть  в правовом государстве не является абсолютной.  Это обусловлено не только господством права,  связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей.  Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти,  не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью  разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции,  не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных органов,  осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения  властей  на законодательную,  исполнительную и судебную означает,  что каждая из  властей  действует самостоятельно  и  не вмешивается в полномочия другой.  При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая  возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.  Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.  Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации  полномочий  одной  власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Необходимо обратить внимание на то,  что в современных демократических государствах (таких,  как США, Германия) наряду с классическим  делением  государственной  власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.

Теперь, основываясь на  Конституции  Российской  Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России.  Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит:  "Государственная  власть  в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти самостоятельны".

К органам законодательной власти в Российской  Федерации  относятся:

Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания),  Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов  Российской  Федерации;  местные  органы  государственной власти. 

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:   

-  Президент Российской Федерации;

- Совет Министров Российской Федерации;

- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными  Собраниями; 

- Правительство республик;

- Органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

- суды республик и других субъектов РФ; 

- районные народные суды;   

- суды специальной юрисдикции.

 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет  законы,  принятые  Государственной  Думой.  Закон считается одобренным Советом Федерации,  если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо,  если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию  для  преодоления  возникших  разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.  Государственная Дума принимает законы  большинством голосов  от общего числа депутатов,  если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.  Принятые законы  в  течение пяти  дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.  Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции  Российской  Федерации,  прав  и  свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных  отношениях;  представляет  Государственной   Думе предложение о назначении Председателя правительства; ставит перед  Государственной  Думой  вопрос  об отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность  Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует правительство  Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры  для  назначения  на  должность  судей Конституционного  Суда,  Верховного Суда,  Высшего Арбитражного Суда,  Генерального прокурора Российской  Федерации;  назначает судей других федеральных судов;  формирует Администрацию Президента Российской Федерации,  назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для демократического общества принцип  разделения  властей особо  важен  и значим.  Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию,  превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип  в  демократическом обществе предполагает,  что все три власти одинаковы,  равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них.  Например,  превращения управленческой  власти  в  авторитарную,  а  законодательной – во "всевластие",  в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено требование разделения властей,  задействована система  "сдержек  и противовесов",  то государство еще не обязательно является правовым.  Поэтому мы  переходим  к следующему признаку правового государства.


2.4 Верховенство закона. Верховенство закона в Российской Федерации


В правовом  государстве  ни  один  государственный  орган, должностное лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать  его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами,  вкладывать в его содержание такой смысл,  который не был предусмотрен  законодателем.  Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.