Рефераты. Правовое государство






В трактовке Д.  Локка,  который,  по словам К. Маркса, был "классическим  выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному", идея господства права воплощается в государстве,  где верховенствует закон,  соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые  естественные права и свободы индивида,  и осуществлено разделение властей.  Такое государство с господством права он  противопоставляет  деспотизму.  "Свобода  людей,  находящихся под властью правительства,  - отмечал он,  - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода  следовать  моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон,  и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека". Обоснованный здесь Локком правовой принцип,  как  и  у Гоббса,  индивидуальной  свободы лишь словесно несколько расходится с последующей,  ставшей актуальной и для  нас,  формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку  в творчестве Монтескье.  Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную,  исполнительную, судебную, он  отмечает,  что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей,  при  котором  различные власти могли  бы  взаимно  сдерживать друг друга.  Разделение и взаимное сдерживание  властей  являются,  согласно   Монтескье, главным условием  для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Идеи Локка  и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но  и  на  раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

Это влияние отчетливо проявилось,  например, в Конституции США 1787 года.  Она практически воплощает идею правового  государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает  критике  монархическую  форму правления с  позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация  Независимости провозглашает,  что существуют неотчуждаемые права человека,  для обеспечения которых создается государство.

С философским  обоснованием  теории  правового государства выступил     И.  Кант.  Центральное место в нем  занимает  человек, личность.  Важнейшим  принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу,  равенство и  независимость  всех граждан в государстве,  которое выступает как "объединение множества людей,  подчиненных правовым законам".  Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа,  там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести,  мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве  гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона,  какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.  Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на  законодательную,  принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Философская концепция  Канта  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю,  это тоже  право,  а  именно конкретное право,  так  как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности,  семьи и общества". Возводя государство в абсолют,  стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такое государство  предшествует  развитию  гражданского общества. В  этом  утверждении  Маркс видел главный порок гегелевской концепции  государства,  поскольку  в  реальной   жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. Государство, по Гегелю, это  наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни.

Ценность гегелевских воззрений на  государство  состоит  в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства  прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и  Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и  государства (у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого  общежития,  а  жизнедеятельность гражданского общества  есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена  всей  истории".

Маркс рассматривал  государство  и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и  право  исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов.  Примечательным является утверждение Маркса,  в котором он выразил  идею  правового  государства: "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный".

Прогрессивная политико-правовая  мысль  Западной  Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового  государства  с  позиции  своего  времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать  лишь такое государство,  где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.  В концепции Еллинека  государство определяется как  представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным  и  общечеловеческим  солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей,  таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма.  Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях  теоретически  завершили русскую концепцию правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового  государства с точки зрения Г.Ф.  Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

     1) Для  устранения  произвола необходимо установление норм объективного права,  которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие,  в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении.

     2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

     3) Чтобы  новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,  отделив от исполнительной  власти законодательную,  утвердить самостоятельность судебной власти,  и допустив к соучастию в  законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич  видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое  ограничение власти;  б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти;  г) подчиненность государства стоящему  над ним праву.  В  действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения".

В послеоктябрьский  период  в  России идеи правового государства были налажены требованиями  революционного  правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не  воспринимала  идею  правового государства,  считая её буржуазной, диаметрально  противоположной  классовой  концепции государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются  в трудах сегодняшних исследователей права и государства:  С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.


























2.    Основные характеристики правового государства.


2.1  Определение и основы правового государства


Определений правового государства на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Рассмотрим основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.